Критерии оценки преподавателем
Психологической характеристики группы
Критерий оценки | Индикаторы следования критерию в тексте характеристики |
Полнота описания группы | Описание всех или большинства параметров малой группы, приведенных в табл.1 |
Продолжение таблицы 2
Критерий оценки | Индикаторы следования критерию в тексте характеристики |
Корректность использования психологической терминологии | Отсутствие ошибок и искажений в написании и понимании смысла психологических терминов |
Обоснованность и доказательность описания параметров малой группы и заключений об уровне их развития | Наличие ссылок на собранную эмпирическую информацию (результаты наблюдения, высказывания экспертов, таблицы, графики, коэффициенты) с указанием способа ее получения |
Разнообразие приемов и методов получения психологической информации о группе | Перечисление приемов, методов и методик сбора эмпирической информации о группе, наличие в тексте свидетельств их полезности при сборе эмпирической информации о группе, опоры на полученные с их помощью данные при составлении теста характеристики |
Корректность использования приемов, методов, методик сбора психологической информации о группе | Наличие в приложениях к характеристике текста инструкции для участников исследования и протоколов (бланков с ответами членов группы) |
Правильность интерпретации собранных эмпирических данных | Полное и развернутое описание эмпирических данных (значимых для данной группы событий, типичных ситуаций, повторяющихся при опросе экспертов оценочных суждений, таблиц первичных данных, результатов их обработки), возможность отчетливо проследить связь этих данных и выводов по параметрам группы и уровню ее развития |
Правильность диагностики выделенных параметров | Наличие подробного эмпирического обоснования содержания и уровня развития каждого из описываемых параметров |
Целостность представленного в характеристике образа группы | Логичность, связность, целостность текста характеристики, отсутствие необоснованных предпочтений в описании отдельных параметров в ущерб другим, отображение психологических |
Продолжение таблицы 2
Критерий оценки | Индикаторы следования критерию в тексте характеристики |
особенностей данной группы в сравнении с находящимися в сходной социальной ситуации (параллельными классами, другими студенческими группами того же курса), возможность проследить логические связи между текстом характеристики и ее заключением |
Библиографический список
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник. М.: Наука, 1994. Разд. III.
2. Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. 2-е изд., перераб. СПб.: Питер, 2008. С.181-311.
3. Ольшанский Д.В. Политическая психология. СПб.: Питер, 2002.
4. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2003. С.138-236.
5. Социально-психологические аспекты оптимизации жизнедеятельности молодежных групп в изменяющихся социально-экономических условиях // Сборник научных трудов памяти проф. Л.И. Уманского. Курск, 1996.
Приложение 1 Таблица 3
Упражнения для диагностики групповых отношений в студенческой группе, школьном классе [2]
Название, автор | «Рука» (Е.В.Сидо-ренко) | «Рассаживание по признаку» (Е.В.Сидо-ренко) | «Групповой образ» (М.Р.Битянова) | «Найди свое место» (М.Р.Битянова) |
Инструкция участникам | Молча, глазами найти себе пару. Когда ведущий скажет «Рука!», быстро показать рукой на человека, который составляет с ним пару | Рассесться на стульях, поставленных в круг, по цвету волос (от самого светловолосого до самого темноволосого) | Представить себе, что группа представляет собой автомобиль, в котором каждый участник – его деталь | 1-й этап. Во время выполнения упражнения не разрешается говорить. Немного походить по тому помещению, в котором выполняется упражнение, присмотреться к нему, а затем занять то место,которое каждому представляется наиболее комфортным. 2-й этап. Затем по сигналу ведущего осмотреться, соотнести свою позицию с размещением других участников и при желании поменять свое положение или обратиться к кому-то с просьбой поменять свое положение |
Продолжение таблицы 3
Название, автор | «Рука» (Е.В.Сидоренко) | «Рассаживание по признаку» (Е.В.Сидоренко) | «Групповой образ» (М.Р.Битянова) | «Найди свое место» (М.Р.Битянова) |
Правила игры | На поиск пары дается примерно полминуты. Если оказы вается, что несколько человек показывают на одного и того же участника или на кого-то не показывает никто, опыт повторяется | Место для самого светловолосого указывает ведущий. Во время упражнения не разрешается разговаривать. Время выполнения задания ограничено несколькими секундами, отсчитываемыми вслух | Решить в процессе коллективного обсуждения, кто какой деталью в этом автомобиле является | Упражнение заканчивается, когда все заняли те места, которые им нравятся, и отказываются их менять по просьбе других участников |
Рекомендации ведущему | Важно обращать внимание на реакции участников, возникающие в ходе упражнения коллизии | В том, какучастники без слов пытаются выполнить задание, будет проявляться стиль отношений в группе | Нет необходимости следовать за реальным устройством машины. У автомобиля, сконструированного из членов группы, может оказаться три мотора, пять колес и ни одного руля. Важно выяснить в процессе обсужде- | После упражнения провести обсуждение |
Продолжение таблицы 3
Название, автор | «Рука» (Е.В.Сидоренко) | «Рассаживание по признаку» (Е.В.Сидоренко) | «Групповой образ» (М.Р.Битянова) | «Найди свое место» (М.Р.Битянова) |
ния, какие роли и групповое поведение стоят за выбором детали каждым участником и группой | ||||
Модификации (вариан ты) | «Пальцы» (по команде ведущего выбросить одинаковое количество пальцев) | «Построиться по…»(кру гу, квадрату, треугольнику); построить ся с закрытыми глазами | – | Выполнение упражнения в темноте или полумраке |
Диагностируемые феноме ны | Лидерство, готовность к принятию групповых решений, уровень доверия и взаимопринятия | Ведущие способы взаимоотношений в группе, типичные санкции, лидерские процессы | Лидерство, структура эмоциональных отношений, открытость и доверительность | Уровень сплоченности, открытости отношений, готовность членов группы к взаимоподдержке |