Критерии оценки преподавателем

Психологической характеристики группы

Критерий оценки Индикаторы следования критерию в тексте характеристики
Полнота описания группы Описание всех или большинства параметров малой группы, приведенных в табл.1    

Продолжение таблицы 2

Критерий оценки Индикаторы следования критерию в тексте характеристики
Корректность использования психологической терминологии Отсутствие ошибок и искажений в написании и понимании смысла психологических терминов
Обоснованность и доказательность описания параметров малой группы и заключений об уровне их развития Наличие ссылок на собранную эмпирическую информацию (результаты наблюдения, высказывания экспертов, таблицы, графики, коэффициенты) с указанием способа ее получения
Разнообразие приемов и методов получения психологической информации о группе Перечисление приемов, методов и методик сбора эмпирической информации о группе, наличие в тексте свидетельств их полезности при сборе эмпирической информации о группе, опоры на полученные с их помощью данные при составлении теста характеристики
Корректность использования приемов, методов, методик сбора психологической информации о группе Наличие в приложениях к характеристике текста инструкции для участников исследования и протоколов (бланков с ответами членов группы)
Правильность интерпретации собранных эмпирических данных Полное и развернутое описание эмпирических данных (значимых для данной группы событий, типичных ситуаций, повторяющихся при опросе экспертов оценочных суждений, таблиц первичных данных, результатов их обработки), возможность отчетливо проследить связь этих данных и выводов по параметрам группы и уровню ее развития
Правильность диагностики выделенных параметров Наличие подробного эмпирического обоснования содержания и уровня развития каждого из описываемых параметров
Целостность представленного в характеристике образа группы Логичность, связность, целостность текста характеристики, отсутствие необоснованных предпочтений в описании отдельных параметров в ущерб другим, отображение психологических

Продолжение таблицы 2

Критерий оценки Индикаторы следования критерию в тексте характеристики
  особенностей данной группы в сравнении с находящимися в сходной социальной ситуации (параллельными классами, другими студенческими группами того же курса), возможность проследить логические связи между текстом характеристики и ее заключением

Библиографический список

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник. М.: Наука, 1994. Разд. III.

2. Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. 2-е изд., перераб. СПб.: Питер, 2008. С.181-311.

3. Ольшанский Д.В. Политическая психология. СПб.: Питер, 2002.

4. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2003. С.138-236.

5. Социально-психологические аспекты оптимизации жизнедеятельности молодежных групп в изменяющихся социально-экономических условиях // Сборник научных трудов памяти проф. Л.И. Уманского. Курск, 1996.

Приложение 1 Таблица 3

Упражнения для диагностики групповых отношений в студенческой группе, школьном классе [2]

Название, автор «Рука» (Е.В.Сидо-ренко) «Рассаживание по признаку» (Е.В.Сидо-ренко) «Групповой образ» (М.Р.Битянова) «Найди свое место» (М.Р.Битянова)
Инструкция участникам Молча, глазами найти себе пару. Когда ведущий скажет «Рука!», быстро показать рукой на человека, который составляет с ним пару Рассесться на стульях, поставленных в круг, по цвету волос (от самого светловолосого до самого темноволосого) Представить себе, что группа представляет собой автомобиль, в котором каждый участник – его деталь 1-й этап. Во время выполнения упражнения не разрешается говорить. Немного походить по тому помещению, в котором выполняется упражнение, присмотреться к нему, а затем занять то место,которое каждому представляется наиболее комфортным. 2-й этап. Затем по сигналу ведущего осмотреться, соотнести свою позицию с размещением других участников и при желании поменять свое положение или обратиться к кому-то с просьбой поменять свое положение

Продолжение таблицы 3

Название, автор «Рука» (Е.В.Сидоренко) «Рассаживание по признаку» (Е.В.Сидоренко) «Групповой образ» (М.Р.Битянова) «Найди свое место» (М.Р.Битянова)
Правила игры На поиск пары дается примерно полминуты. Если оказы вается, что несколько человек показывают на одного и того же участника или на кого-то не показывает никто, опыт повторяется Место для самого светловолосого указывает ведущий. Во время упражнения не разрешается разговаривать. Время выполнения задания ограничено несколькими секундами, отсчитываемыми вслух Решить в процессе коллективного обсуждения, кто какой деталью в этом автомобиле является Упражнение заканчивается, когда все заняли те места, которые им нравятся, и отказываются их менять по просьбе других участников
Рекомендации ведущему Важно обращать внимание на реакции участников, возникающие в ходе упражнения коллизии В том, какучастники без слов пытаются выполнить задание, будет проявляться стиль отношений в группе Нет необходимости следовать за реальным устройством машины. У автомобиля, сконструированного из членов группы, может оказаться три мотора, пять колес и ни одного руля. Важно выяснить в процессе обсужде- После упражнения провести обсуждение

Продолжение таблицы 3



Название, автор «Рука» (Е.В.Сидоренко) «Рассаживание по признаку» (Е.В.Сидоренко) «Групповой образ» (М.Р.Битянова) «Найди свое место» (М.Р.Битянова)
    ния, какие роли и групповое поведение стоят за выбором детали каждым участником и группой  
Модификации (вариан ты) «Пальцы» (по команде ведущего выбросить одинаковое количество пальцев) «Построиться по…»(кру гу, квадрату, треугольнику); построить ся с закрытыми глазами Выполнение упражнения в темноте или полумраке
Диагностируемые феноме ны Лидерство, готовность к принятию групповых решений, уровень доверия и взаимопринятия Ведущие способы взаимоотношений в группе, типичные санкции, лидерские процессы Лидерство, структура эмоциональных отношений, открытость и доверительность Уровень сплоченности, открытости отношений, готовность членов группы к взаимоподдержке

Наши рекомендации