Схема этапов психологического анализа урока

Этапы психологического анализа урока Задачи учителя по отношению к самому себе Задачи учителя по отношению к учащимся
Предваряющий Постановкапсихологических целей урока (развитие познавательных интересов обучающихся к изучаемому предмету; стимулирование их мыслительной активности; развитие объема памяти; формирование высоких моральных качеств и убеждений и т.д.) Психологическое обос- Учет основных мотивов учебной деятельности (познавательных, коммуникативных, социальных) учащихся Учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся (мышления, памяти и др. познавательных процессов). Учет уровня предметной подготовки к уроку. Учет межличностных отношений в группе

Продолжение таблицы 1

Этапы психологического анализа урока Задачи учителя по отношению к самому себе Задачи учителя по отношению к учащимся
  нование целей, задач, этапов, форм работы, методических приемов Соотнесение своих индивидуально-психологических особенностей (темп речи, импульсивность и самообладание, эмоциональность и др.) с условиями реализации поставленных целей  
Текущий Постоянное наблюдение за выполнением поставленных целей, задач обучения, за процессом педагогического общения, их коррекция при необходимости. В случаях затруднения, сбоя или непредвиденной легкости выполнения заданий необходима постановка новых целей, использование новых средств и способов обучения, т.е. перестройка хода урока Учетхода учебной работы учащихся (их заинтересованности в уроке, мыслительной активности, характера усвоения материала и т.д.)
Ретроспектив ный Оценка собственной педагогической деятельности (удача, недостатки, их причины, пути коррекции и совершенствования) Определение реального продвижения учащихся в общеобразовательном, воспитательном и практическом планах, т.е. ответ на вопрос, каков реальный результат проведенного урока

КАК ПРОВОДИТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

АНАЛИЗ УРОКА?

В психолого-педагогических исследованиях приводятся многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. В них выделяют разные компоненты урока, которые выступают объектами его психологического анализа. Анализ учебно-методической литературы по проблемам педагогической психологии (Н.Н. Гребеньков, 2001, И.А. Зимняя, 1984, Ю.Л. Львова, 1976, Н.Ю. Скороходова, 2002, Н.Ф. Талызина, 1998) показал, что в качестве типичных объектов психологического анализа урока выступают следующие:

1. Индивидуально-психологические особенности учителя: мотивы педагогической деятельности; организаторские, коммуникативные, познавательные способности, способность к осознанию сильных и слабых сторон собственной деятельности; особенности речевой деятельности (правильность, логичность, темп, тон, эмоциональная насыщенность, образность речи учителя, умение воздействовать словом и образом на сознание и поведение учащихся), черты характера, в которых выражается отношение к себе и учащимся (например, любовь к детям, такт и доброта, толерантность, требовательность к себе и учащимся, самоконтроль, самодисциплина), высокий эмоциональный интеллект.

2. Особенности деятельности и поведения учителя на уроке: умение руководить индивидуальной и коллективной деятельностью учащихся (ставить цель, задачи, доступно объяснять сложные вопросы, организовывать работу с книгой, пособиями, использовать меры поощрения и наказания); организованность поведения учителя, манера держаться в классе; эмоциональная реакция учителя на процесс собственной деятельности.

3. Закономерности процесса обучения:обоснование целей, содержания и средств обучения; насколько урок соответствует уровню подготовки учащихся и их интеллектуальному развитию и направлен на стимулирование познавательной активности; психодинамические характеристики учебной ситуации с точки зрения интенсивности воздействий, темпа и ритма, однообразия или разнообразия этих воздействий; эмоциональный фон и эмоциональная окраска отдельных временных отрезков урока; обоснованность чередования напряженности – расслабленности, преднамеренная и непреднамеренная активизация тех или иных психических функций; дифференцированность нагрузки на учащихся с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого из них, соответствие приемов и способов работы возрастным особенностям.

4. Индивидуально-психологические особенности учащихся:познавательные мотивы, особенности речемыслительной деятельности, коммуникативные способности, интеллектуальные способности, целеустремленность, самостоятельность, организованность, эмоциональная стабильность.

5. Психологические особенности учебной деятельности учащихся:уровень развития предметных, контрольных, самооценочных действий учащихся; отношение учащихся к учебному предмету и особенности его проявления на уроке; интеллектуальная (мыслительная, перцептивная, мнемическая) активность учащихся на уроке; проявление психических состояний (внимание, стресс, напряженность, готовность и др.) учащихся на уроке.

6. Психологические особенности и закономерности общения:установка на стратегию сотрудничества, стиль педагогического общения (авторитарный, демократический, либерально-попустительский); преобладающая атмосфера общения, учет статуса отдельных учеников; приоритетные коммуникативные цели и способы их достижения.

7. Организация урока и организованность учеников (по Л.Т. Охитиной): Компонент организации урока включает оценку следующих показателей: самоорганизация учителя (творческое рабочее самочувствие, психологический контакт с классом); организация учителем познавательной деятельности учащихся (восприятия и наблюдения, внимания, развитие памяти, мышления, воображения); формирование умений и навыков. Компонент организованности учащихся предполагает учет таких показателей, как уровень умственного развития учащихся; отношение учащихся к изучению; самоорганизация умственного труда; обучаемость [10].

В общем плане проведения анализа урока Л.Т. Охитина выделяет пять опорных пунктов: психологическая цель урока, стиль деятельности педагога, организация познавательной деятельности учащихся, организованность учащихся, учет возрастных особенностей учащихся. По этим пунктам учитель может проводить полный или частичный анализ урока, т.е. его наиболее значимые для конкретной ситуации составляющие.

Выбор объекта для психологического анализа осуществляется педагогом на основе существующих в современной психологии методологических подходов к пониманию образовательного процесса и урока как одной из форм его организации (системный, личностный, деятельностный подходы).

Студенту предоставляется возможность выбора одного из приведенных ниже вариантов схем психологического анализа урока. Две первые схемы анализа предполагают рассмотрение либо деятельностной, либо коммуникативной стороны совместной деятельности учителя и учащихся на уроке. Две последующие схемы предполагают всесторонний, системный охват активности субъектов учебной деятельности. Окончательному выбору студентом одной из схем должна предшествовать попытка ее пробного заполнения.

Студент выбирает одну из схем анализа урока и заполняет ее по результатам наблюдения за уроком студента-практиканта (во время взаимных посещений уроков, предусмотренных программой педагогической практики). Заполнив схему, студент дополняет ее рекомендациями, направленными на анализ возможных вариантов совершенствования организации урока (с учетом закономерностей психического развития учащихся, индивидуальных особенностей педагога), а также предлагает рекомендации по развитию профессиональной педагогической компетентности того студента-практиканта, за уроком которого он наблюдал. Обобщенная схема анализа урока не может рассматриваться в качестве жесткого предписания. Не следует исходить из того, что все приведенные позиции являются обязательными для анализа любого урока, но выбор или отклонение тех или иных параметров анализа урока необходимо обосновывать.

Схема № 1 (табл. 2) предполагает психологический анализ урока с позиций деятельностного подхода.

Ключевым моментом в анализе урока является характер познавательной деятельности учащихся. При этом определяются следующие основные характеристики урока: цель деятельности, субъект, содержание и способы деятельности.

Таблица 2

Наши рекомендации