Структура и динамика коммуникации в малой группе
Коммуникативная структура малой группы.Структура малой группы - это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами.При исследовании малых групп чаще всего выделяют:
Ø структуру связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (экономические, организационные, функциональные);
Ø структуру связей, возникающую в процессе общения (статусно-ролевую и коммуникативную структуры, структуру эмоциональных отношений).
В коммуникативной структуре группы учитываются информационные потоки (каналы распространения информации в группе) и объем информации, которым владеет каждый участник группы. В этой структуре особое значение имеют:
Ø положение, занимаемое индивидом в системе коммуникации (доступ к получению и передаче информации, циркулирующей в группе, объем информации, важной для осуществления жизнедеятельности группы);
Ø направленность и интенсивность коммуникаций в группе.
Еще в конце 1940-х гг. А. Бейвелас попытался экспериментальным путем ответить на вопрос: при какой структуре коммуникативного процесса группа наиболее эффективна в решении поставленной проблемы? Иначе говоря: как должна быть налажена циркуляция информации в группе (кем, кому и как часто должна передаваться), чтобы группа быстрее справилась с задачей? (см.: Донцов А.И.Психология коллектива. М., 1984. С. 50)
Alex (ouAlexander) Bavelas, né en ,estunpsychosociologueaméricainquiafondéleGroupNetworksLaboratoryauMITen 1948. Il travaillera en étroite collaboration aux travaux sur la dynamique de groupe avec Lewin.
Алекса́ндрИва́новичДонцо́в (15 октября 1949, Львов, УССР) — отечественный социальный психолог, доктор психологических наук...
Суть эксперимента состояла в следующем. Пять человек рассаживаются за круглым столом, разделенным перегородками на пять кабин, причем так, что участники не видят друг друга. Каждый из них получает карту, на которой изображены пять символов из шести возможных (круг, треугольник, звезда, квадрат, крест, ромб). Поставленная задача состоит в определении общего для всех символа. Соответственно взаимодействие происходит лишь посредством записок, передаваемых через прорези в стенках кабины. Открывая одни и закрывая другие прорези, экспериментатор регулирует циркуляцию информации в группе. Задача считается решенной, когда каждый назовет общий символ.
В эксперименте Бейвеласа использовались три вида коммуникативных сетей: круг (первый испытуемый передает записку второму, второй третьему, тот — четвертому, последний — вновь первому, причем циркуляция возможна и в обратном направлении); цепь (то же, что и в предыдущем варианте, только первый и последний не связаны между собой); крест ( все записки передаются через одного испытуемого, занимающего центральную позицию, остальные между собой не связаны).
Та же процедура использовалась в экспериментах, проведенных спустя несколько летГ. Ливиттом. Оба автора исходили из общей гипотезы, что объективно заданная структура коммуникации существенно влияет на поведение членов группы и способ решения поставленных проблем. Позиция испытуемого, предположили авторы, предопределяется объемом информации, которая к нему поступает, а также его возможностью влиять на коммуникативный обмен другими членами группы. Человек, обладающий большим
объемом информации и большей возможностью регулировать циркуляцию, выполняет более значимую роль в решении проблемы. Эта роль тем весомее, чем ближе к центру позиция, которую занимает. В случае, когда человек занимает центральную позицию, он становится главным субъектом окончательного решения. Таким образом, согласно гипотезе, степень централизации должна сказываться на эффективности решения задачи. Замеры делались в отношении времени решения, числа записок, числа ошибок.
В итоге экспериментов выяснилось, что коммуникативная сеть типа «крест» обусловливает наиболее быстрое решение задачи при общем наименьшем количестве записок и ошибочных решений. Кроме того, оказалось, что индивиды, занимавшие центральные позиции, получили большее удовлетворение от работы в группе, чем те, кто находился на периферии коммуникативной сети, предположили авторы, это связано с тем, что такая позиция в коммуникативной сети дает больше шансов выдвинуться в лидеры группы, т.е. влиять на поведение других, не подвергаясь влиянию со
стороны. Однако общая удовлетворенность членов малой оказалась выше при децентрализованных сетях.
Harold J. Leavitt (1922 – 2007) was an American psychologist of management. He dealt with the analysis of patterns of interaction and communication in groups, and also interferences in communication. He examined the personality characteristics of leaders. He distinguished three types of managers:
ЭкспериментыБейвеласаиЛивиттастимулировалимножествоподобныхисследований, вкоторыхварьировалисьтипыкоммуникативныхсетей, аполучаемыеданныеинтерпретировалисьвруслетехжеидей.
Следующим этапом в исследовании коммуникативной структуры малой группы явились исследования французских психологовК. Фашо и С. Московичи. Экспериментаторы впрямую задались вопросом о связи типа коммуникативной сети с характером задачи, поставленной перед группой. В частности, их интересовал вопрос, во всех ли случаях централизованная сеть наиболее эффективна.
Серж Московичи (фр. Serge Moscovici — Московиси́; первоначальное имя Срул-Герш Моско́вич (рум.Srul Herş Moscovici); 14 июня1925, Брэила — 16 ноября2014, Париж) — французский психолог, автор работ в области социальной психологии; глава лаборатории социально-психологических исследований в Высшей школе социальных исследований при Парижском университете.С 1963 года президент Европейской ассоциации Экспериментальной психологии, с 1979 года директор Европейской лаборатории Социальной психологии, которую он основал в 1975 году.
Использованная авторами экспериментальная ситуация существенно отличалась от предыдущей. Решая поставленную задачу, группа была вольна конструировать коммуникативную сеть. Никаких ограничений на процесс циркуляции информации и ее вид (письменная или устная) не накладывалось. Проводилось тщательно наблюдение.
Авторы исходили из предположения, что между характеромзадачи, структурой коммуникаций и способностью группы к решению проблемы существует прямая зависимость. Центральная роль отводилась задаче, которая, согласно исходному предположению обусловливает формирование той или иной сети коммуникаций. Испытуемым предлагались два типа проблем: в одномслучае требовалось установить логическую последовательность предъявленных фигур, и было единственно правильное решение; в другом — из заданного числа элементов нужно было составить максимальное количество фигур. Решение первой задачи предполагало выработку стратегии, подчиняющейся единым правилам, и требовало тесной координации усилий членов группы. Решение второй задачи не нуждалось в объединении общих усилий, напротив, оно требовало раскрепощения индивидуальной фантазии.
В результате исследования выяснилось, что при решении обеих задач вырабатывались как централизованные, так и децентрализованные сети. Однако группы, решающие первую проблему, в 2 раза чаще приходили к централизации коммуникативного обмена, тогда как во втором случае в 3 раза более продуктивной выступала децентрализованная сеть и именно она формировалась в первую очередь.
Таким образом, исследователи пришли к выводу, что лучше функционирует группа, в которой структура коммуникаций соответствует структуре поставленной задачи, т.е. когда реально сложившаяся коммуникативная сеть адекватна оптимальной для достижения цели. Подобная оптимизация естественным образом происходит в процессе развития группы. Последующие исследования подтвердили эту закономерность.
В малой группе разная информация распространяется разными способами, по разным коммуникативным путям (коммуникативным сетям). Эти сети бывают централизованными и децентрализованными.
В централизованных сетях преимущественно один человек распространяет вокруг себя важную для группы информацию (фронтально, радиально или иерархически). Это способствует повышению управляемости группы и более быстрому решению простых задач. Целесообразно передавать по централизованным сетям информацию в случаях, когда надо довести одну и ту жег без искажений, информацию До сведения всех людей, когда необходимо стимулировать развитие лидерства, организационно сплотить группу. Однако следует иметь в виду, что в рамках таких сетей затруднено решение сложных и творческих задач. Широкое их применение может также привести к снижению удовлетворенности от членства в группе.
Рис. 10.1. Виды централизованных коммуникативных структур: а ~ фронтальная; б— радиальная; в — иерархическая.
Виды централизованных коммуникативных структур (ее малых группах (рис. 10.1):
фронтальная— участники не вступают в контакт, но находятся в поле зрения друг друга. Этот факт во многом помогает им, так как позволяет увидеть реакции и поведение другихучастников взаимодействия;
радиальная — вся информация передается членам только через центральное лицо. Отсутствие единства места и времени передачи информации затрудняет обратную связь с партнерами, которых нельзя увидеть и услышать, зато дает возможность относительно независимо формировать собственную позицию;
иерархическая— структура с двумя и более уровнями соподчинения членов группы, причем часть из них может видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть —нет. Возможности общения при этом ограничены, и коммуникации могут осуществляться в основном между членами группы, занимающими соседние уровни иерархии. Как следует из схемы, у индивида, занимающего верхнюю ступень в иерархии соподчинения, есть непосредственный помощник, которому, в свою очередь, подчинены три остальных участника.
В децентрализованных сетях участники равны, каждый из них может принимать, перерабатывать и передавать информацию, иобщаться с остальными участниками сети. Информация в децентрализованных сетях может передаваться по кругу или по цепи.
Децентрализованные сети используются, когда необходимой шить творческие задачи, не лимитированные временем, задачи повышенной сложности, развить межличностные отношения, повысить удовлетворенность членов группы.
Рис. 10.2. Виды децентрализованных коммуникативных структур: л — цепочка; б круговая; в — полная.
Виды децентрализованных коммуникативных структур в малых группах (рис. 10.2):
Ø цепочка — информация передается последовательно от одного члена группы к другому;
Ø круговая-отличается тем, что здесь одинаковыми возможностями располагают все без исключения члены группы. Информация может бесконечно долго циркулировать между членами группы, дополняться и уточняться. В такой структуре участники могут непосредственно наблюдать за реакциями друг друга, учитывать их;
Ø полная— отсутствуют препятствия для свободного общения и передачи информации.
Вместе с тем, как показывают исследования, общая удовлетворенность работников оказывается наибольшей в случае менее централизованных коммуникативных сетей, а наибольшая удовлетворенность индивида связана с возможностью доступа к максимальному объему информации или максимального влияния на нее (см.: Джуэлл Л.Индустриально-организационная психология. СПб., 2001. С. 568).