Лексика и грамматика коммуникации в малой группе.

' человек включается в группу, его поведение постепенно прибд ется к принятым стандартам — от грубого подражания к освое конвенциональных процедур. Чаще всего те или иные ценности ваиваются благодаря устойчивым эмоциональным реакциям др людей. Установившиеся ориентации используются в социа взаимодействии, поскольку совместное действие значительна легчается, если существует взаимопонимание ее символиче окружения.

Характерной лексической (языковой) особенностью малой гру как формальной, так и неформальной, выступает ее рече) однородность. Эта особенность определяется фактором I ценности, длительностью и регулярностью контактов. Час таких группах коммуниканты используют слова, речевые обра штампы в шутливом или ироническом тоне, который понятен, посвященным.

Другой особенностью речевой коммуникации в малой выступает преобладание оценочных и характер] югцих слов. Это объясняется тем, что в малой группе, где. объединены общим опытом и интересами, важно не столько ; ние предмета, о котором идет речь, сколько имеют значение;| свойства, характеристика и оценка, т.е. новая информация.

Таким образом, члены малой группы обладают общим лексц ким опытом; общие слова и построения высказываний выст своеобразными символами как принадлежности индивида к, социальной группе, так и присущей данной группе социальной) ференциации. Отсюда одним из дополнительных преимущ* членства в группе является легкость коммуникации с себе поде ми (жаргоны, локальный юмор и т.п.).

В какую бы группу ни попал человек, он прежде всего дс научиться внутреннему языку новой группы. Причем нов! нужно усвоить не только принятые категории и их символы^ также невысказанные предпосылки относительно того, как эти < ницы взаимосвязаны. Научаясь мыслить конвенциальными нами, человек становится участником символического окруже данной группы. Он ориентируется во времени и пространстве < мощью координат, используемых группой; он думает в тех же в» жениях, которые использует в разговоре с другими и которые, гие используют в разговоре с ним. Это позволяет сравнивать опыт с чужим, уточнять значения, которые неадекватны, и 1й| чать инструкции относительно того, что неясно.

Поскольку каждый индивид входит в различные малые тру то как коммуникативная личность он является «полиглосснымН

владеет несколькими коммуникативными кодами и умеет правиль­но пользоваться ими в каждой конкретной группе. А социально «чужое» слово, не связанное с деятельностью членов данной груп-ПЬ1, воспринимается как инородный элемент речи.

Итак, входя в группу, человек неизбежно включается в непре­рывный процесс коммуникации, в ходе которого он избирательно вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкциони­рованы группой. Усваивая конвенциональные значения и символы, новый член группы может достаточно легко становиться участни­ком различных коллективных предприятий. Он научается прово­дить более тонкие различия, и это позволяет ему принимать учас­тие в более сложных формах кооперации. Каждый коммуникатив­ный канал, который становится ему доступным, вводит его в не­сколько иное символическое окружение.

Нормы и правила, т.е. грамматика внутригруппового общения, вклю­чают принятые модели поведения, допустимую коммуникативную так­тику.

В частности, следует обратить внимание на тендерное разнооб­разие коммуникаций. На основе проведенных исследований было установлено, что у представителей разных полов существует свой коммуникативный «мир»: женщины и мужчины склонны к различ­ным образцам общения.

Мужчины склонны делать акцент на властных полномочиях, в то время как женщины уделяют основное внимание доверитель­ным взаимоотношениям. В целом мужчины отличаются прямоли­нейностью, предъявляют претензии на поощрение при достиже­нии поставленных целей, но в то же время стремятся замаскиро­вать неуверенность. Женщины в большей степени склонны- к от­крытому общению с помощью обратной связи и при прочих равных условиях предпочитают «обходные маневры».

Принятые в малой группе нормы часто применяются дифферен­цирование к каждому ее члену. Например, тех, кто считается сла­бым и неспособным вынести боль или фрустрацию, прощают чаще и охотнее, чем остальных. Если известно, что у человека бурный темперамент, считается само собой разумеющимся, что он может взорваться даже при слабой провокации. Хорошо успевающего Школьника классный руководитель хвалит иначе, чем ученика, ко­торому задачка по математике далась с трудом.

Коммуникативные навыки, необходимые для успешного обще­ния в группах, — в основном межличностного плана, но есть и Такие, которые направлены на сохранение группы и поддержание ее статуса.




Глава 10. Коммуникация в малых группах

10.2. Структура и динамика коммуникации в малой группе



Правила коммуникативного поведения в группе включают:

-ф- взаимное признание статусов участников общения как кои кантов и как членов группы;

-ф учет тендерных и иных особенностей моделей общения группы;

-ф- необходимость уметь «считывать» ключевые коммуникат сигналы и в зависимости от ситуации корректировать С1 щения;

-ф- желательность публичного оценивания достижений д| («Молодец! Хорошая идея!»);

-Ф- умение вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот);

-ф- умение выразить согласие с групповыми идеями, действ! решениями;

-ф- умение предложить нужную информацию и идеи группе («| чему бы нам не ...»; обратное действие здесь деструктивно;] просы не по теме»);

-ф- умение оценить предложенные идеи и информацию так, не обидеть («Не вижу ничего плохого в том, чтобы ...»; «За тельно, а не получится ли так, что ...»);

-ф- призыв к другим высказать свое мнение и дать необход* формацию («Ты у нас специалист по таким-то вопросам, думаешь о ...»; это особенно важно для пары лидер — мс ник);

-Ф- умение интегрировать различные идеи и информацию,,! свойство особенно важно для лидера);

-Ф- умение предложить план совместных действий («Поп{ так...»).

Формирование групповой сплоченности и комму малой группе.Коммуникация — прежде всего способ деят ти, который облегчает взаимное приспособление поведений дей. Следовательно, суть коммуникативной деятельности ее не столько в выражении предшествующих мыслей и чувств, ко в установлении такой кооперации, когда поведение каждог меняется и в известной степени регулируется фактом учас гих индивидов. Коммуникация — это такой обмен, который чивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной коо{ цию движений большой сложности.

Интегральной характеристикой системы внутригрупповых < ляется степень сплоченности, индексом которой может служить1 или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций члене пы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в

Сплоченность выступает ключевым понятием разработанной К. Левиным теории групповой динамики (см.: Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000). Сплоченность определяется им как «тотальное поле сил», заставляющее членов группы оставаться в ней. Группа тем сплоченнее, чем больше она отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях. В спло­ченных группах создается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, у ее членов формируется чувство групповой идентичности. Сплоченность порождает также эмоциональную при­вязанность, принятие общих задач, обеспечивает группе стабиль­ность даже в самых фрустрирующих обстоятельствах, способствует выработке общих стандартов, которые делают группу устойчивой не­смотря на разнонаправленность индивидуальных устремлений.

Среди изученных к настоящему времени механизмов формиро­вания групповой сплоченности особое место принадлежит группо­вому давлению. В результате его действия происходит подчинение индивида группе в ситуации наличия конфликта между мнением ин­дивида и мнением группы. Такая степень подчинения индивида групповому давлению получила название конформизма или кон­формного поведения. Впервые модель конформного поведения изучал в экспериментах С. Аш в 19,51 г.

Обычно различают два вида конформизма:

•ф внешний, когда мнение группы принимается индивидом лишь «для формы», а на самом деле он продолжает ему сопротив­ляться;

ф- внутренний, когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренний конформизм и есть, таким образом, результат преодоления конфликта в пользу группы. В свою оче­редь внутренний конформизм предполагает две линии поведе­ния: некритическое принятие мнения большинства и сознатель­ное признание личностью норм и стандартов группы. Специфическим случаем конформизма, своеобразной конформ­ностью «наизнанку», выступает негативизм -поведение инди­вида, который противостоит мнению группы даже при оказывае­мом на него давлении. Однако в этом случае зависимость от группы продолжает сохраняться и проявляется в виде активного проду-.Цирования антигруппового поведения, антигрупповой позиции. Иначе говоря, продолжает сохраняться привязка к групповому мне­нию, хотя и со знаком минус.

В исследованиях конформности, проводившихся М. Дойчем и 1- Джерардом, были выделены два вида группового влияния: "Ф" нормативное, когда давление оказывает большинство и его мнение воспринимается членом группы как норма;




Глава 10. Коммуникация в малых группах

10.2. Структура и динамика коммуникации в малой группе



•ф- информационное, когда давление может оказываться» шинством, член группы рассматривает это мнение как и* " цию, на основе которой он сам должен осуществить свой (см.: МайерсД. Социальная психология. СПб., 1996. С. 298); * Нормативный конформизм подразумевает необходимое! чиниться группе, чтобы не быть отвергнутым, сохранить с. хорошие отношения или заслужить одобрение. Информаь влияние имеет место, когда ситуация носит двусмысленный ! тер и мнение окружающих может оказаться ценным источ информации. Любопытно отметить, что после того как челов гласился с той или иной группой, у него возникает довольно*! ная потребность оправдывать выбранное решение.

Таким образом, конформизм проявляется не только в сь сильного влияния группы, но и тогда, когда человек чувству некомпетентным и стремится избежать возможных ошибок, || задание кажется ему чересчур трудным.

Групповая сплоченность с точки зрения процессов ком» в малой группе была исследована также Л. Фестингером. ность анализировалась им на основе данных о частоте и проч коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. Цент понятием, с помощью которого осуществлялся анализ, стало?;! тие когнитивного диссонанса— осознания индивидом противополс своих убеждений мнению другого человека или группы (см.: Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999. С. 223—271).

По мнению Фестингера, процессы социальной коммуш социального влияния неразрывно переплетены с процесса никновения и устранения когнитивного диссонанса. Для инл социальная группа является одновременно и главным источ когнитивного диссонанса, и основным средством его умень или даже полного устранения. Так, информация, получаемая! цессе коммуникации, может содержать элементы, диссонир со взглядом индивида на какую-либо проблему или ситуации более эффективным путем устранения диссонанса между мне индивида и группы является принятие набора когнитивных эле соответствующих точке зрения группы. Причем диссонанс, в! ный столкновением мнений, зависит от следующих факторе!

•ф- количество когнитивных элементов мнения индивида, ющих с противоположным мнением. Чем больше консона отношений, т.е. чем больше количество совпадающих ког ных элементов двух высказываемых мнений, тем мены званный разногласием диссонанс. Таким образом, количе ная характеристика определяет в конечном счете гласия',

.ф. важность когнитивных элементов, включаемых в диссонанс. Чем более важным является элемент, тем больше будет диссо­нанс. Так, чем более значима проблема для отдельного человека или целой группы, тем важнее будут когнитивные элементы, свидетельствующие о существовании иных взглядов на эту про­блему, и тем больше будет диссонанс, вызванный выражением несогласия;

.ф. авторитет человека или группы, выражающих противополож­ную точку зрения. Диссонанс становится больше, если противо­положное мнение высказывается человеком или группой, при­знанными авторитетными.

Согласно Фестингеру, если диссонанс существует, присутствует и стремление к его уменьшению, и чем больше диссонанс, тем силь-" нее стремление его устранить. Обычно там, где существуют разно­гласия, используются следующие методы, способы выработки еди­ного мнения в группах:

•ф- самостоятельное изменение мнения субъекта на более распро­страненное. Именно распространенность мнения является ббя-зательным условием уменьшения диссонанса;

•ф изменение мнения субъекта через влияние;

•ф утверждение превосходства собственного мнения.

Одновременно Фестингер обращает внимание на возможность использования индивидом процессов социального влияния и ком­муникации для уменьшения диссонанса. Человек будет прилагать усилия, чтобы получить одобрение членов группы. Он попытается найти тех, кто придерживается аналогичной точки зрения, или по­влиять на мнение других. Причем попытки влияния будут направ­лены главным образом в адрес тех членов группы, которые прояв­ляют наибольшую степень несогласия, так как чем острее разногла­сия, тем сильнее диссонанс в сознании индивида.

Экология и коммуникация вмалой группе. Когда речь идет об экологических, т.е. средовых, аспектах жизнедеятельности группы, Прежде всего подразумевается, что группа располагается в каком-то Пространстве, адаптируется к нему, обживает его.

Пространственные расположения членов группы влияют на развитие внутригруппового взаимодействия, в частности коммуни-дивной его стороны. Так, экспериментальные данные, получен-^е Р. Соммером, показывают, что существует зависимость между пространственным расположением людей в определенном поме-Чении и их взаимодействием и аттракцией (см.: Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М., 2001. е-165-166).

Р-7621




Глава 10. Коммуникация в малых группах

10.3. Прагматика коммуникации в малых группах



Близость расположения влияет на усиление коммунш роста аттракции и дружеских отношений. По-видимому, в да случае сказывается и тот факт, что люди размещаются отнюдь,| случайном порядке. В большинстве ситуаций можно отметить гу| тение людей к тем, кто вызывает симпатию, и стремление дк цироваться от тех, кто не вызывает желания общаться. Но этс происходит в группах с сильным директивным руководит жестко контролирующим коммуникативные потоки, вследс чего большая часть информации, если того требует руководи адресуется именно соседям.

Экспериментально было выявлено: сидя за столом квадрат; или прямоугольной формы, члены группы чаще обменивались! формацией с партнерами, находящимися напротив них, неже соседями. На основании этих данных был сделан важный в пра ческом плане вывод о целесообразности размещения учас групповой дискуссии за небольшим круглым столом с целью I чения равномерной коммуникации.

Выбор членами группы того или иного местоположения в : повом пространстве обнаруживает определенную взаимосвязь ] странственной позиции со статусом владельца. К примеру, поз*1 на пересечении внутригрупповых коммуникаций дает ее обла-лю возможность контролировать групповые процессы, еле тельно, возможность повысить свой статус, стать лидером.

Средовые характеристики, безусловно, не ограничиваются • ко пространственным расположением членов группы в обы»; помещении.

Исследования в этом направлении ориентированы также на| чение «экзотических» групп, находящихся в экстремальных ус "•" ях — в изоляции при ограниченности перемещения, высок" грузках, в том числе стрессовых.

Ориентация исследователей на столь специфическую среду^
рее всего связана с особой сложностью и важностью задач, р^
мых группами, скажем, командой альпинистов или подвод
лодки, космического корабля и т.п. К тому же необычная обст"^
ка нередко способствует более яркому выражению тех или
групповых явлений. Поэтому значение данных исследований в!|
дит за рамки решения только практических задач. ;

Обобщая результаты исследований, можно с уверенное! верждать, что причины многих проблем, с которыми сталкива группы, находящиеся в экстремальной ситуации, связаны с ~ нениями в процессе коммуникации. В частности, исследован отмечаются в качестве причин возникающих внутри группы фликтов неэффективность взаимодействия, различия в оценке]

ственного вклада в общую деятельность и вклада других. Еще одна причина обусловлена особенностями взаимодействия с другими группами или отдельными людьми. Довольно часто сложившаяся и существующая автономно группа негативно воспринимает присо­единение новых людей, оценивая это как вторжение в сформиро­вавшуюся в данной группе коммуникативную сеть.

В любой малой группе существует также превалирующая «эмо­циональная атмосфера», от которой часто зависят самочувствие членов группы и их поступки. Соответственно действия, согласую­щиеся с превалирующим настроением, в значительной степени об­легчаются.

Итак, средовые факторы оказываются важным элементом ана­лиза, поскольку нельзя дать адекватную интерпретацию коммуника­тивных процессов в группе, не принимая во внимание конкретных условий их протекания.

10.3. ПРАГМАТИКА КОММУНИКАЦИИ В МАЛЫХ ГРУППАХ

Последняя четверть XX в. характеризовалась усилением интереса к прикладным исследованиям малой группы, прежде всего в сфере бизнеса и промышленного производства, семьи, группового тре­нинга и терапии. В полной мере это утверждение справедливо и в отношении изучения коммуникационных процессов в конкретных видах малых групп.

Семья как коммуникативная система.Семья является разно­видностью малой группы, в которой теснейшим образом перепле­тены элементы внутриорганизационного взаимодействия (члены семьи выполняют соответствующие социальные роли и функцио­нальные обязанности и т.д.) и неформальных отношений (причем как с позитивным знаком в виде проявлений тепла, ласки, интим­ности, так и с негативным знаком, например в форме физической агрессии относительно детей).

Переломным моментом в исследовании семьи стало возникнове­ние представлений о ней как о системе. Системный подход к семье означает признание, что все в ней взаимосвязано, что семья есть еди­ное целое, единый биологический и социально-психологический организм. Одновременно исследователи семьи характеризуют ее и как основ­ную социокулътурную единицу, посредством которой из поколения в поко-ление передаются традиции, обычаи, привычки и отношения. При этом Исследуются: субсистемы семьи — прежде всего отношения между супругами, родителями и детьми, сиблингами (братьями и сестра-

27-




Глава 10. Коммуникация в малых группах

10.3. Прагматика коммуникации в малых группах



ми); жизненные циклы семьи; семья как полная система; взаимс ствие семьи как группы с другими группами.

Семья при системном подходе рассматривается как аккумул ванный результат поведения всех ее членов. Это означает, чт ществуют такие характеристики системы, которые превыша* чества индивидуальных членов. Поведение каждого индивида 1 ри семьи связано и зависит от поведения всех остальных. Все ] дение является коммуникацией и, следовательно, влияет; поведение других или находится под их влиянием.

Любую семейную систему можно описать следующими пара рами.

-Ф- Семейные правила. В основе поведения в семье лежат опреде ные устойчивые образцы. Большинство из них не осознав членами семьи, но мы их можем выявить, наблюдая за реаль поведением членов семьи, за тем, как они обсуждают что-л принимают совместные решения и т.д. Правила бывают кул но заданными, и тогда они разделяются многими семьями, аЦ вают уникальными для каждой отдельной семьи.

•$• Семейные последовательности. Последовательность правил мс иметь форму «цепочки», когда устойчивое поведение о^ члена семьи вызывает столь же устойчивое поведение вто]: на которое реагирует третий, и т.д. Например, исходным том выявления последовательности стала жалоба матери на проблемы с сыном. Исследование подтвердило предположен что поведение матери можно объяснить прежде всего ее вза отношениями с отцом ребенка. Так, если она вела себя с сы4 компетентно, то отец «уходил в сторону», а если она оказв лась беспомощной, то проявлял большую активность. Таки\ разом, «беспомощность матери» оказалась психологиче способом поддержки мужа (см.: Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.' хология и психотерапия семьи. СПб., 1999. С. 183).

ф Семейные мифы. Семейные правила составляют основу ми<] Миф — это сложное семейное знание. Оно обычно актуалиэ| ется, когда посторонний человек входит в семью, когда про! дят какие-то значимые перемены либо семья переживает си цию дисфункции. Отмечается, что в дисфункциональной се миф ближе к поверхности, чем в функциональной. Суть мифа заключается в разделяемом членами семьи представл

том, какие мы: «мы — дружная семья», «мы — семья героев» и|

Миф может формироваться в течение нескольких поколений.

ние семейной мифологии часто позволяет понять на первый вз1!

немотивированные поступки членов семейной системы. СемейЯ

миф функционален и в силу этого необходим. Особенно повыи

ся его значение в ситуациях, когда условием выживания семьи как системы выступает ее единство

Однако в ряде случаев миф становится дисфункциональным. Это происходит, когда чрезмерное единение мешает выходу семьи или отдельным ее членам на новый этап развития. Так, в семье, где царит миф «мы — дружная семья», всегда возникают трудности с от­делением взрослых детей от родителей. Кроме того, людям, вышед­шим из семей, имеющих разную мифологию, редко удается соста­вить собственную семью. Человек-бунтарь не выживет в семье с мифом о том, что «мы — очень порядочные», «все должно быть при­лично».

^ Семейная история. Есть определенные закономерности, которые почти всегда воспроизводятся в поколениях, например опреде­ленные стереотипы поведения во взаимоотношениях с родите­лями, брачного поведения и т.д. Исследование семейной исто­рии позволяет узнать эти повторяющиеся в поколениях особен­ности.

Как и любая другая система, семейная система функционирует в соответствии с законом гомеостаза. Закон гомеостаза проявляется в стремлении системы сохранить свое положения, каким бы оно ни было. Это верно по отношению как к функциональным семьям, так и дис­функциональным.

Отмечается, к примеру, что изменения в лучшую или худшую сторону состояния того члена семьи, который определяется как па­циент, обычно оказывают воздействие на других членов семьи, осо­бенно в том, что касается их психического, социального и даже фи­зического здоровья. Так, известен факт резких изменений в семьях психиатрических пациентов (депрессии, психосоматические нару­шения и т.п.) в ответ на улучшение состояния пациента. Сторонни­ки коммуникационного подхода объясняют данное явление прежде всего через понятие «семейного гомеостаза», а формы поведения, вызывающие подобного рода изменения, рассматриваются как «го-меостатические механизмы», действие которых направлено на воз­вращение системы в состояние хрупкого равновесия (см.: Вацла-вик П. и др. Психология межличностных коммуникаций. СПб., 2000. С. 167-181).

Таким образом, многие индивидуальные характеристики членов семьи, особенно симптоматическое поведение, являются в действи­тельности свойствами системы. Нарушенные семьи особенно ус-.Тойчивы к изменениям и часто демонстрируют удивительную спо­собность сохранять зСаШх цио, используя преимущественно отрица­тельную обратную связь. Вводимая в семейную систему информа-Ция (действия членов семьи или окружения) обрабатывается и


10.3. Прагматика коммуникации в малых группах

Глава 10. Коммуникация в малых группах





1

определенным образом изменяется системой. Отсюда необход! рассматривать не только вводимую информацию, но и природу, темы и механизмы ее обратной связи.

Технология принятия группового решения. Сразу следует | вериться, что групповое решение не является универсальным собом разрешения каких-либо проблем. Групповое принятие ний может оказаться неприемлемым в случае, когда требус найти быстрое решение. На выработку решения группой требу больше времени, чем на принятие решения отдельным лицом, как групповой подход предполагает взаимные контакты и по можности нахождение консенсуса по принимаемым решениям.

Влияние типа задачи, или формы организации (модели) вместной деятельности, на групповой процесс выявлено в исследований, проведенных Л.И. Уманским с сотрудниками в ственных группах. Оказалось, например, что по мере органиэ совместной деятельности, т.е. при переходе ее от совместно видуальной модели (каждый член группы отдельно от других^ полняет свою часть общей задачи) к совместно взаимодейс щей модели (каждый член группы выполняет свою часть задач* взаимосвязи с другими), возрастают положительные проявле межличностного общения, выражаемые позитивными речев! реакциями партнеров, кооперативными действиями членов пы, растущим чувством причастности к общему делу (см.: Кр ский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой гру С. 213).

Основным потенциальным преимуществом группы при щ тии решений выступают индивидуальные различия членов гру но они могут стать балластом, если групповые процессы не пс лят их использовать. Первым условием, необходимым для чтобы различные мнения были услышаны и приняты во вню в процессе принятия решений, является организация групш принципах сотрудничества. Другими словами, в какой-то мо» времени общая цель должна стать более важной, чем индиви; ные цели.

Лидеры, формальные либо неформальные, играют важную ] в любой группе, принимающей решения. Многочисленные ис дования показывают следующее: чтобы члены группы предлаг оценивали идеи, лидер группы должен предпринимать опреде ные шаги к этому (активное поощрение свободного высказьи идей, требования, чтобы было услышано мнение меньшинс препятствование преждевременной оценке идей); в противном|

чае групповое решение скорее отразит вариант, которому отдает предпочтение лидер, нежели учтет мнение группы в целом.

Способность лидера группы оказывать влияние на коммуника­тивные связи в группе не сводится исключительно к инициирова­нию активности членов группы. Определенную роль играет, напри­мер, численность группы: чем многочисленнее группа, тем сложнее управлять коммуникативным процессом. Вероятность того, что в обсуждении смогут принимать участие все члены группы, уменьша­ется, а шансы, что в дискуссии будет доминировать небольшое число людей, возрастают. Вероятность того, что появятся фрак­ции, преследующие различные цели, также возрастает с увеличени­ем численности группы, особенно если членов группы четное число.

Процесс принятия группового решения включает четыре фазы: установление фактов, оценка фактов, поиск решений, принятие ре­шений.

Первая фаза после постановки проблемы связана со сбором данных. В этот период следует воздерживаться от оценок, а основ­ное внимание сосредоточить на максимальной объективности ин­формации.

Вторая фаза носит оценочный характер. Члены группы на этом этапе должны иметь возможность высказать все, что они дума­ют о собранных данных. Главное здесь — зафиксировать имеющие­ся оценки, причем не индивидуальные позиции как таковые, а мне­ния людей как членов данной группы.

Третья фаза, ее иногда еще называют «квазибрейнстор-минг»1, имеет целью выработку различных вариантов решений. На Данном этапе от группы требуется продемонстрировать свои спо­собности к воображению. Одним из критериев эффективности прохождения данной фазы выступает отсутствие или минимальное количество случаев игнорирования высказанных мнений и отказов защищать свое мнение.

Четвертая фаза— фаза принятия решения, когда предло­женные решения сопоставляются с диагнозом, поставленным на втором этапе. Окончательное решение принимается на основе ана­лиза достоинств и недостатков предложенных вариантов, их вы-

Брейнсторминг, или мозговой штурм, - метод организации выдвижения и стиму­лирования креативных идей. Предполагается, что члены «штурмовой команды» ру­ководствуются следующими правилами: 1) генерирование максимально возможного числа идей; 2) проявление изобретательности, сообразительности, смекалки; 3) воз-^ержание от какой-либо критики в адрес участников.




Глава 10. Коммуникация в малых группах

10.3. Прагматика коммуникации в малых группах



браковки, объединения нескольких в одно, выработки «тр путей.

Недостатком группового принятия решения является то, группы могут выработать всех устраивающее, а не оптимальное^ шение проблемы. Причины этого заложены в самом подходе, ксрешение проблем находится в процессе группового обсужден тественно, стремящегося к усредненной точке зрения и иск ниго крайних, в том числе, возможно, и оптимальных вариантснУ шения. Данная тенденция получила название группового мыъ или эффекта выравнивания. В отсутствие противодействия < обусловливает существенное снижение качества конечного реа тэта обсуждения. Симптомами группового мышления могут вь пать стереотипность мышления, иллюзия соблюдения этичес норм, иллюзия собственной непогрешимости и неуязвимости ] пы, давление' на противников, ставка исключительно на душие.

Таким образом, консенсус, понимаемый как единодушное ние, не всегда является обязательным условием эффектйВ! группового решения. Более разумным представляется требов ответственного подхода к сбору, анализу и обсуждению исход данных, что позволяет достичь общего уровня понимания пр мы. Только в этом случае можно ожидать, что не согласные с нием большинства члены группы получат основания в дальней поддержать принятое решение. Это обстоятельство осе важно подчеркнуть в связи с проблемой разделения ответе! ти, поскольку групповые решения действительно ослабляют > во личной ответственности, особенно в ситуации, когда челс| может сказать: « Почему я должен это делать? Ведь я был п^

Как показывает практика, наиболее эффективным профь ческим средством борьбы с групповым мышлением может внедрение в группу «адвоката дьявола», в обязанности котр| входила бы конструктивная критика предлагаемых идей.

Хорошо зарекомендовали себя также такие методы, как вов ние в группу новых членов, приглашение «зрителей», при* окончательного решения только после того, как участники : получили достаточное время для его анализа.

Еще одним феноменом, возникающим в процессе групповог суждения, выступает так называемая групповая поляризация ^ * ние изначальных установок членов группы до неких экстремальных > (особенно в случае агрессивной конфронтации). Принято счи что установки членов группы могут поляризоваться в любр!| правлении — в сторону риска или консерватизма. Однако ряд! дователей придерживается мнения о существовании тендещ

преобладанию сдвига в сторону рискованных решений, иначе гово­ря, человек в ситуации группового взаимодействия больше склонен к «экспериментам», чем если бы решение принималось индивиду­ально. Окончательный результат определяется тем, насколько группа прогрессивна сама по себе: по составу, нормам и ценност­ным ориентациям. Так, группа, в которой культивируются дух изо­бретательства и оригинальности, в силу этого обстоятельства боль­ше стремится к новаторскому коллективному решению.

Наконец, в современных условиях система поддержки группо­вых решений (это особенно важно для формальных групп) предус­матривает использование компьютерных технологий, дающих воз­можность благодаря наглядности, быстрой обработке поступаю­щих предложений, оперативной связи с отсутствующими членами группы преодолеть коммуникативные барьеры, структурировать процесс решений и управлять групповыми дискуссиями.

Особенности коммуникации в психокоррекционных груп­пах.Психокоррекционными группами обычно называют небольшие спе­циализированные объединения людей, регулярно проводящие встречи в те­чение определенного времени. Основная задача таких групп - взаимное рас­крытие, получение информации о собственной личности и возможностях совершенствования в плане развития навыков социального взаимодейст­вия и преодоления эмоциональных нарушений.

Психокоррекционные (иногда их называют тренинговыми и те­рапевтическими) группы не являются моделью какой-либо разно­видности естественных групп. Скорее они символизируют создан­ную психологами некую искусственную реальность, приносящую конкретную практическую пользу.

Такие группы возглавляет специально назначенный руководи­тель, выполняющий обычно следующие ролевые функции: экспер­та (специалиста, комментатора), катализатора, аранжировщика (помощь в тупиковых ситуациях), образцового участника (в зависи­мости от формы работы с группой может занимать позицию как ак­тивного участника группы, так и аутсайдера), но, пожалуй, важней­шая функция руководителя состоит в организации коммуникацион­ного пространства группы.

Психокоррекционные группы обычно подразделяют на четыре категории: группы организационного развития или решения про­блем; группы обучения руководителей и развития межличностных навыков; группы личностного развития; терапевтические группы.

Преимущества групповой формы работы определяются прежде Всего спецификой места, которое занимает малая группа в социуме: с одной стороны, межличностное взаимодействие, а с другой —




Глава 10. Коммуникация в малых группах

10.3. Прагматика коммуникации в м;шых группах



группа в известной степени выступает миниатюрной модель» щества. Поэтому опыт, приобретенный в специально создан» среде, зачастую может успешно использоваться и во внешнем м»

Важное значение для понимания ролей, которые играют в ] пе ее члены (и руководитель), имеет анализ процесса взаимоде вия, широко применяемый для исследования групп в лабораторц условиях и для изучения реальных психотерапевтических гр Наблюдения за вербальной и невербальной коммуникацией в хокоррекционных группах выявили два типа функций поведег которые необходимы для успешного существования группы: фу ции решения задач и функции оказания поддержки.

Функции решения задач представлены процессами, с: средством достижения определенных целей. На такое достижеЙ они и мобилизуют группу. Соответствующие способы поведе включают, например, внесение и принятие предложений, мщ или сведений.

Функции оказания поддержки связаны с эмоциональным и ее альным климатом в группе. Они способствуют возникновению ства взаимной приязни членов группы и их сплоченности, что 1 легчает достижение групповых целей.

Поведение членов группы, занятых решением конкретной за чи или оказанием поддержки, может либо способствовать ра тию группы, либо затруд

Наши рекомендации