Джуэлл Линда Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов — СПб.: Питер, 2001.

Следовательно, особенности коммуникативной структуры малой группы во многом определяются статусно-ролевой структурой. Под статусно-ролевой структурой понимается совокупность отношений между индивидами, в основе которой лежат типичные способы по­ведения, предписанные, ожидаемыми реализуемые участниками группового процесса в соответствии со своей позицией в группе.

Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций чле­нов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и с внешней средой, и концентрации у них того или иного объема групповой информации.
В свою очередь владение информацией — важный показатель положения члена группы в ее иерархии. С одной стороны, доступ к получению, хранению и распределению информации обеспечивает человеку в группе особую роль, особые групповые привилегии. В ряде случаев человека, являющегося информационным центром группы, называют информационным лидером. С другой стороны, информация обычно адресуется именно высокостатусным членам группы, т.е. чем выше статус индивида, тем большим объемом ин­формации он владеет. Характер сообщаемой информации также за­висит от групповой позиции человека: чем выше его статус, тем более благожелательный характер придается передаваемой инфор­мации.

На практике выбор той или иной коммуникативной сети зависит от вида и целей взаимодействия. Необходимость обращения к анализу существующих в группе коммуникативных сетей возникает в случаях, когда общение между ее членами становится неэффективным в свете решаемых задач или нарастает негативный эмоциональный фон во взаимоотношениях.

Лексика и грамматика коммуникации в малой группе.
Когда человек включается в группу, его поведение постепенно приближается к принятым стандартам — от грубого подражания к освоению конвенциональных процедур. Чаще всего те или иные ценности усваиваются благодаря устойчивым эмоциональным реакциям других людей. Установившиеся ориентации используются в социальных взаимодействии, поскольку совместное действие значительнаоблегчается, если существует взаимопонимание ее символического окружения.

Характерной лексической (языковой) особенностью малой группой как формальной, так и неформальной, выступает ее речевая однородность. Эта особенность определяется фактором сплоченности, длительностью и регулярностью контактов. Часто в таких группах коммуниканты используют слова, речевые образцы, штампы в шутливом или ироническом тоне, который понятен лишь посвященным.

Другой особенностью речевой коммуникации в малой группе выступает преобладание оценочных и характеризующих слов. Это объясняется тем, что в малой группе, где люди объединены общим опытом и интересами, важно не столько название предмета, о котором идет речь, сколько имеют значение его свойства, характеристика и оценка, т.е. новая информация.

Таким образом, члены малой группы обладают общим лексическим опытом; общие слова и построения высказываний выступают своеобразными символами как принадлежности индивида к социальной группе, так и присущей данной группе социальной дифференциации. Отсюда одним из дополнительных преимуществ членства в группе является легкость коммуникации с себе подобными (жаргоны, локальный юмор и т.п.).
В какую бы группу ни попал человек, он прежде всего должен научиться внутреннему языку новой группы. Причем новичку нужно усвоить не только принятые категории и их символы, но также невысказанные предпосылки относительно того, как эти единицы взаимосвязаны. Научаясь мыслить конвенциальными терминами, человек становится участником символического окружения данной группы. Он ориентируется во времени и пространстве с помощью координат, используемых группой; он думает в тех же выражениях, которые использует в разговоре с другими и которые другие используют в разговоре с ним. Это позволяет сравнивать опыт с чужим, уточнять значения, которые неадекватны, и получать инструкции относительно того, что неясно.
Поскольку каждый индивид входит в различные малые группы.то как коммуникативная личность он является «полиглоссным» владеет несколькими коммуникативными кодами и умеет правиль­но пользоваться ими в каждой конкретной группе. А социально «чужое» слово, не связанное с деятельностью членов данной группы, воспринимается как инородный элемент речи.

Итак, входя в группу, человек неизбежно включается в непре­рывный процесс коммуникации, в ходе которого он избирательно вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкциони­рованы группой. Усваивая конвенциональные значения и символы, новый член группы может достаточно легко становиться участни­ком различных коллективных предприятий. Он научается прово­дить более тонкие различия, и это позволяет ему принимать учас­тие в более сложных формах кооперации. Каждый коммуникатив­ный канал, который становится ему доступным, вводит его в не­сколько иное символическое окружение.

Нормы и правила, т.е. грамматика внутригруппового общения, вклю­чают принятые модели поведения, допустимую коммуникативную так­тику.В частности, следует обратить внимание на гендерное разнооб­разие коммуникаций. На основе проведенных исследований было установлено, что у представителей разных полов существует свой коммуникативный «мир»: женщины и мужчины склонны к различ­ным образцам общения.

Мужчины склонны делать акцент на властных полномочиях, в то время как женщины уделяют основное внимание доверитель­ным взаимоотношениям. В целом мужчины отличаются прямоли­нейностью, предъявляют претензии на поощрение при достиже­нии поставленных целей, но в то же время стремятся замаскиро­вать неуверенность. Женщины в большей степени склонны к от­крытому общению с помощью обратной связи и при прочих равных условиях предпочитают «обходные маневры».
Принятые в малой группе нормы часто применяются дифферен­цирование к каждому ее члену. Например, тех, кто считается сла­бым и неспособным вынести боль или фрустрацию, прощают чаще и охотнее, чем остальных. Если известно, что у человека бурный темперамент, считается само собой разумеющимся, что он может взорваться даже при слабой провокации. Хорошо успевающего школьника классный руководитель хвалит иначе, чем ученика, ко­торому задачка по математике далась с трудом.
Коммуникативные навыки, необходимые для успешного обще­ния в группах, — в основном межличностного плана, но есть и такие, которые направлены на сохранение группы и поддержание ее статуса.

Ø Правила коммуникативного поведения в группе включают:
взаимное признание статусов участников общения как кои кантов и как членов группы;

Ø учет тендерных и иных особенностей моделей общения группы;
необходимость уметь «считывать» ключевые коммуникативные сигналы и в зависимости от ситуации корректировать стиль общения;

Ø желательность публичного оценивания достижений других («Молодец!Хорошая идея!»);

Ø умение вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот);

Ø умение выразить согласие с групповыми идеями, действиями, решениями;

Ø умение предложить нужную информацию и идеи группе («почему бы нам не ...»;

Ø обратное действие здесь деструктивно; вопросы не по теме»);

Ø умение оценить предложенные идеи и информацию так, не обидеть («Не вижу ничего плохого в том, чтобы ...»; «Замечательно, а не получится ли так, что ...»);

Ø призыв к другим высказать свое мнение и дать необходимую формацию («Ты у нас специалист по таким-то вопросам, думаешь о ...»; это особенно важно для пары лидер — молчальник);

Ø умение интегрировать различные идеи и информацию, это свойство особенно важно для лидера);

Ø умение предложить план совместных действий («Попробуем так...»).

Формирование групповой сплоченности и коммуникация в малой группе. Коммуникация — прежде всего способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведений людей. Следовательно, суть коммуникативной деятельности ее не столько в выражении предшествующих мыслей и чувств, сколько в установлении такой кооперации, когда поведение каждого изменяется и в известной степени регулируется фактом участия других индивидов. Коммуникация — это такой обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной кооперацию движений большой сложности.

Интегральной характеристикой системы внутригрупповых связейявляется степень сплоченности, индексом которой может служить таили степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций члене группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом.

Сплоченность выступает ключевым понятием разработанной К. Левиным теории групповой динамики(см.: Левин К. Теория поля в социальных науках.СПб., 2000). Сплоченность определяется им как «тотальное поле сил», заставляющее членов группы оставаться в ней. Группа тем сплоченнее, чем больше она отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях. В спло­ченных группах создается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, у ее членов формируется чувство групповой идентичности. Сплоченность порождает также эмоциональную при­вязанность, принятие общих задач, обеспечивает группе стабиль­ность даже в самых фрустрирующих обстоятельствах, способствует выработке общих стандартов, которые делают группу устойчивой не­смотря на разнонаправленность индивидуальных устремлений.

Курт ЦадекЛеви́н (нем. KurtZadekLewin; 9 сентября 1890 — 12 февраля 1947) — немецкий, а затем американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления...

Среди изученных к настоящему времени механизмов формиро­вания групповой сплоченности особое место принадлежит группо­вому давлению. В результате его действия происходит подчинение индивида группе в ситуации наличия конфликта между мнением ин­дивида и мнением группы. Такая степень подчинения индивида групповому давлению получила название конформизма или кон­формного поведения. Впервые модель конформного поведения изучал в экспериментах С. Аш в 19,51 г.
Соломон Элиот Аш (англ. SolomonEliotAsch, 14 сентября 1907, Варшава, Царство Польское, Российская империя — 20 февраля 1996, США) — американский психолог, автор знаменитых экспериментов, посвящённых конформности.

Обычно различают два вида конформизма:

Ø внешний, когда мнение группы принимается индивидом лишь «для формы», а на самом деле он продолжает ему сопротив­ляться;

Ø внутренний, когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренний конформизм и есть, таким образом, результат преодоления конфликта в пользу группы. В свою оче­редь внутренний конформизм предполагает две линии поведе­ния: некритическое принятие мнения большинства и сознатель­ное признание личностью норм и стандартов группы. Специфическим случаем конформизма, своеобразной конформ­ностью «наизнанку», выступает негативизм -поведение инди­вида, который противостоит мнению группы даже при оказывае­мом на него давлении. Однако в этом случае зависимость от группы продолжает сохраняться и проявляется в виде активного продуцирования антигруппового поведения, антигрупповой позиции. Иначе говоря, продолжает сохраняться привязка к групповому мне­нию, хотя и со знаком минус.

В исследованиях конформности, проводившихся М. Дойчем и Г. Джерардом, были Мо́ртонДойч (англ. MortonDeutsch; 4 февраля 1920, Нью-Йорк — 13 марта 2017) — американский психолог, специалист в области социальной психологии и психологии личности, конфликтологии, психологии предупреждения военных действий...

выделены два вида группового влияния:

Ø нормативное, когда давление оказывает большинство и его мнение воспринимается членом группы как норма;

Ø информационное, когда давление может оказываться большинством, член группы рассматривает это мнение как информацию, на основе которой он сам должен осуществить свой выбор (см.: МайерсД.Социальная психология. СПб., 1996. С. 298).

Дэвид Майерс (англ. DavidG.Myers ; род. 20 сентября 1942, Сиэтл, США) — американский социальный психолог, исследователь, популяризатор науки, профессор психологии Хоуп-колледжа в штате Мичиган, США.

Нормативный конформизм подразумевает необходимость подчиниться группе, чтобы не быть отвергнутым, сохранить с людьми хорошие отношения или заслужить одобрение. Информационное влияние имеет место, когда ситуация носит двусмысленный характер и мнение окружающих может оказаться ценным источником информации. Любопытно отметить, что после того как человексогласился с той или иной группой, у него возникает довольно сильная потребность оправдывать выбранное решение.
Таким образом, конформизм проявляется не только в ситуации сильного влияния группы, но и тогда, когда человек чувствует себя некомпетентным и стремится избежать возможных ошибок, когда задание кажется ему чересчур трудным.

Групповая сплоченность с точки зрения процессов коммуникации в малой группе была исследована также Л. Фестингером. Способность анализировалась им на основе данных о частоте и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. Центральным понятием, с помощью которого осуществлялся анализ, сталопонятие когнитивного диссонанса—осознания индивидом противоположности своих убеждений мнению другого человека или группы (см.: Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999. С. 223—271).

Лео́нФе́стингер (англ. LeonFestinger; 8 мая 1919, Нью-Йорк — 11 февраля 1989, Нью-Йорк) — американский психолог, специалист в области психологии регуляции мышления, социальной психологии, автор теории когнитивного диссонанса.

По мнению Фестингера, процессы социальной коммуникации социального влияния неразрывно переплетены с процессамивозникновения и устранения когнитивного диссонанса. Для индивида социальная группа является одновременно и главным источником когнитивного диссонанса, и основным средством его уменьшения или даже полного устранения. Так, информация, получаемая в процессе коммуникации, может содержать элементы, диссонирующиесо взглядом индивида на какую-либо проблему или ситуацию. Наиболее эффективным путем устранения диссонанса между мнениями индивида и группы является принятие набора когнитивных элементов,соответствующих точке зрения группы.Причем диссонанс, вызванный столкновением мнений, зависит от следующих факторов:

количество когнитивных элементов мнения индивида, совпадающих с противоположным мнением. Чем больше консонантных отношений, т.е. чем больше количество совпадающих когнитивных элементов двух высказываемых мнений, тем меньшевызванный разногласием диссонанс. Таким образом, количественная характеристика определяет в конечном счете степень согласия:

Ø важность когнитивных элементов, включаемых в диссонанс. Чем более важным является элемент, тем больше будет диссо­нанс. Так, чем более значима проблема для отдельного человека или целой группы, тем важнее будут когнитивные элементы, свидетельствующие о существовании иных взглядов на эту про­блему, и тем больше будет диссонанс, вызванный выражением несогласия;

Ø авторитет человека или группы, выражающих противополож­ную точку зрения. Диссонанс становится больше, если противо­положное мнение высказывается человеком или группой, при­знанными авторитетными.

Согласно Фестингеру, если диссонанс существует, присутствует и стремление к его уменьшению, и чем больше диссонанс, тем сильнее стремление его устранить. Обычно там, где существуют разно­гласия, используются следующие методы, способы выработки еди­ного мнения в группах:

Ø самостоятельное изменение мнения субъекта на более распро­страненное. Именно распространенность мнения является обязательным условием уменьшения диссонанса;
изменение мнения субъекта через влияние;

Ø утверждение превосходства собственного мнения.

Одновременно Фестингер обращает внимание на возможность использования индивидом процессов социального влияния и ком­муникации для уменьшения диссонанса. Человек будет прилагать усилия, чтобы получить одобрение членов группы. Он попытается найти тех, кто придерживается аналогичной точки зрения, или по­влиять на мнение других. Причем попытки влияния будут направ­лены главным образом в адрес тех членов группы, которые прояв­ляют наибольшую степень несогласия, так как чем острее разногла­сия, тем сильнее диссонанс в сознании индивида.

Экология и коммуникация вмалой группе. Когда речь идет об экологических, т.е. средовых, аспектах жизнедеятельности группы, Прежде всего, подразумевается, что группа располагается в каком-то пространстве, адаптируется к нему, обживает его.

Пространственные расположения членов группы влияют на развитие внутригруппового взаимодействия, в частности коммуникативной его стороны. Так, экспериментальные данные, полученнныеР. Соммером, показывают, что существует зависимость между пространственным расположением людей в определенном помещении и их взаимодействием и аттракцией (см.: Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М., 2001. С-165-166).

Наши рекомендации