Лексика и грамматика коммуникации в малой группе

Когда человек включается в группу, его поведение постепенно приближается к принятым стандартам – от грубого подражания к освоению конвенциональных процедур. Чаще всего те или иные ценности усваиваются благодаря устойчивым эмоциональным реакциям других людей. Установившиеся ориентации используются в социальном взаимодействии, поскольку совместное действие значительно облегчается, если существует взаимопонимание ее символического окружения.

Характерной лексической (языковой) особенностью малой группы, как формальной, так и неформальной, выступает ее речевая однородность. Эта особенность определяется фактором сплоченности, длительностью и регулярностью контактов. Часто в таких группах коммуниканты используют слова, речевые образцы и штампы в шутливом или ироническом тоне, который понятен лишь посвященным.

Другой особенностью речевой коммуникации в малой группе выступает преобладание оценочных и характеризующих слов. Это объясняется тем, что в малой группе, где люди объединены общим опытом и интересами, важно не столько название предмета, о котором идет речь, сколько имеют значение его свойства, характеристика и оценка, т.е. новая информация.

Таким образом, члены малой группы обладают общим лексическим опытом; общие слова и построения высказываний выступают своеобразными символами как принадлежности индивида к данной социальной группе, так и присущей данной группе социальной дифференциации. Отсюда одним из дополнительных преимуществ членства в группе является легкость коммуникации с себе подобными (жаргоны, локальный юмор и т.п.).

В какую бы группу ни попал человек, он прежде всего должен научиться внутреннему языку новой группы. Причем новичку нужно усвоить не только принятые категории и их символы, но также невысказанные предпосылки относительно того, как эти единицы взаимосвязаны. Научаясь мыслить конвенциальными терминами, человек становится участником символического окружения данной группы. Он ориентируется во времени и пространстве с помощью координат, используемых группой; он думает в тех же выражениях, которые использует в разговоре с другими и которые другие используют в разговоре с ним. Это позволяет сравнивать свой опыт с чужим, уточнять значения, которые неадекватны, и получать инструкции относительно того, что неясно.

Поскольку каждый индивид входит в различные малые группы, то как коммуникативная личность он является «полиглоссным» владеет несколькими коммуникативными кодами и умеет правильно пользоваться ими в каждой конкретной группе. А социально «чужое» слово, не связанное с деятельностью членов данной группы, воспринимается как инородный элемент речи.

Итак, входя в группу, человек неизбежно включается в непрерывный процесс коммуникации, в ходе которого он избирательно вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой. Усваивая конвенциональные значения и символы, новый член группы может достаточно легко становиться участником различных коллективных предприятий. Он научается проводить более тонкие различия, и это позволяет ему принимать участие в более сложных формах кооперации. Каждый коммуникативный канал, который становится ему доступным, вводит его в несколько иное символическое окружение.

Нормы и правила, т.е. грамматика внутригруппового общения, включают принятые модели поведения, допустимую коммуникативную тактику.

Принятые в малой группе нормы часто применяются дифференцированно к каждому ее члену. Например, тех, кто считается слабым и неспособным вынести боль или фрустрацию, прощают чаще и охотнее, чем остальных. Если известно, что у человека бурный темперамент, считается само собой разумеющимся, что он может взорваться даже при слабой провокации. Хорошо успевающего школьника классный руководитель хвалит иначе, чем ученика, которому задачка по математике далась с трудом.

Коммуникативные навыки, необходимые для успешного общения в группах, – в основном межличностного плана, но есть и такие, которые направлены на сохранение группы и поддержание ее статуса.

Правила коммуникативного поведения в группе включают:

ü взаимное признание статусов участников общения как коммуникантов и как членов группы;

ü учет гендерных и иных особенностей моделей общения членов группы;

ü необходимость уметь «считывать» ключевые коммуникативные сигналы и в зависимости от ситуации корректировать стиль общения;

ü желательность публичного оценивания достижений других («Молодец! Хорошая идея!»);

ü умение вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот);

ü умение выразить согласие с групповыми идеями, действиями и решениями;

ü умение предложить нужную информацию и идеи группе («А почему бы нам не ...»);

ü умение оценить предложенные идеи и информацию так, чтобы не обидеть («Не вижу ничего плохого в том, чтобы ...»; «Замечательно, а не получится ли так, что ...»);

ü призыв к другим высказать свое мнение и дать необходимую информацию («Ты у нас специалист по таким-то вопросам, что ты думаешь о ...»; это особенно важно для пары лидер – молчун);

ü умение интегрировать различные идеи и информацию (это свойство особенно важно для лидера);

ü умение предложить план совместных действий («Попробуем так...»)[376].

Список рекомендуемой литературы

Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб., 2001.

Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.

Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001.

Основы теории коммуникации / под ред.проф. М.А. Василика. М., 2007.

Семечкин Н.И. Социальная психология. Ростов н/Д., 2003.

Наши рекомендации