Структура и динамика коммуникации в малой группе.

Глава 10. Коммуникация в малых группах.

Понятие, виды и функции коммуникации в малой группе.

Robert Sommer is an internationally known Environmental Psychologist and currently holds the position of Distinguished Professor of Psychology Emeritus at the University of California, Davis.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте характеристику основным подходам к изучению коммуникации в малых группах.
2. Какие отличительные признаки присущи малым группам? В чем заключаются особенности коммуникации в малых группах?

3. Назовите и дайте краткую характеристику основных видов малых групп. Приве­дите примеры групп, к которым принадлежите вы.

4. Раскройте основные функции коммуникации в малой группе.

5. Опишите модели коммуникационной структуры малой группы.

6. Раскройте основные механизмы влияния группы.

7. Каково влияние экологических особенностей группы на процесс групповой ком­муникации?

8. В чем проявляется сущность грамматики и лексики групповой коммуникации?

9. Каковы особенности групповой коммуникации семьи?

10. Как бы вы на основе собственного опыта оценили значение достижения группой консенсуса?

11. Каковы потенциальные достоинства и недостатки принятия группового реше­ния?
12. Дайте характеристику основных методов повышения эффективности групповых решений.
13. В чем заключаются особенности коммуникации в психокоррекционных группах?
Ответить на вопросы и выполнить задания 10.1. практикум

Вопросы Ответы
1. Дайте характеристику основным подходам к изучению коммуникации в малых группах.  
2. Какие отличительные признаки присущи малым группам? В чем заключаются особенности коммуникации в малых группах?  
3. Назовите и дайте краткую характеристику основных видов малых групп. Приве­дите примеры групп, к которым принадлежите вы.  
4. Раскройте основные функции коммуникации в малой группе.  
5. Опишите модели коммуникационной структуры малой группы.  
6. Раскройте основные механизмы влияния группы.  
7. Каково влияние экологических особенностей группы на процесс групповой ком­муникации?  
8. В чем проявляется сущность грамматики и лексики групповой коммуникации?  
9. Каковы особенности групповой коммуникации семьи?  
10. Как бы вы на основе собственного опыта оценили значение достижения группой консенсуса?  
11. Каковы потенциальные достоинства и недостатки принятия группового реше­ния?  
12. Дайте характеристику основных методов повышения эффективности групповых решений.  
13. В чем заключаются особенности коммуникации в психокоррекционных группах?  

ЛИТЕРАТУРА
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2001.

Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Курс лекций. СПб., 2001.

Вацлавик П. и др. Психология межличностных коммуникаций. СПб., 2000.

Десев Л. Психология малых групп. М., 1979.

Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.,1997.

Кричевский Р.Л., Дубовская ЕМ. Социальная психология малой группы. М., 2001.

Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль: Тексты. М.,
1994.

Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.

МайерсД. Социальная психология. СПб., 1996.

НъюстромДж.В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб., 2000.

Робер М.А., Тилъман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.

Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 2000.

Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999.

Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1998.

Эйдемимер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

[1]Брейнсторминг, или мозговой штурм, - метод организации выдвижения и стиму­лирования креативных идей. Предполагается, что члены «штурмовой команды» ру­ководствуются следующими правилами: 1) генерирование максимально возможного числа идей; 2) проявление изобретательности, сообразительности, смекалки; 3) воздержание от какой-либо критики в адрес участников.

Глава 10. Коммуникация в малых группах.

Понятие, виды и функции коммуникации в малой группе.

Структура и динамика коммуникации в малой группе.

10.3.Прагматика коммуникации в малой группе.

10.1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ КОММУНИКАЦИИ В МАЛОЙ ГРУППЕ
Развернутое конструирование информации

Актуальность вопросов, связанных с коммуникацией в малых груп­пах, казалось бы, не подлежит сомнению.
Однако на сегодняшний день ни в зарубежной, ни в отечественной исследовательской лите­ратуре нет работ, посвященных специально проблематике малых групп и теории коммуникации. В то же время во многих работах в той или иной степени рассматриваются различные аспекты фено­мена коммуникации в группе. Нелишне также заметить, что указан­ная проблематика затрагивается не только в исследованиях в облас­ти социологии и социальной психологии, но в значительной степе­ни и в области психотерапии, теории и практики менеджмента.
Одной из самых распространенных в социальных науках выступа­ет классификация видов коммуникации на основании уровня или контекста, в котором она осуществляется.
По этому критерию выде­ляют следующие виды коммуникации: межличностную, групповую массовую.
Явление групповой коммуникации возникает прежде всего при непосредственном общении людей в малых группах. Человек связан с малыми группами с самого начала своей жизни, причем он не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них в значительной мере получает информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.
Групповой коммуникации помимо многих закономерностей, свойственных межличностной коммуникации, присущи специфические для этого типа коммуникации феномены, к которым относятся
совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации (структура коммуникационных потоков); групповое влияние и степень идентификации человека с группой; принятие группового решения, т.е. обсуждение значимых для группы проблем, в процессе которого происходят поиск и выработка общего группового решения.
В современной литературе присутствуют два основные подхода в исследовании коммуникации: механистический и деятельностный.
При механистическом подходе под коммуникациейпонимается однонаправленным процесс передачи и приема информации. Деятельностный подход подразумевает понимание коммуникации как процесса общения, обмена мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения, а также как совместной деятельности участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается взгляд на вещи и действия с ними.
И если в первом случае контекст внешней среды рассматривается как «шум», то для второго подхода характерно рассмотрение коммуникации как процесса, протекающего в определенном физическом и социальном контексте.
Указанные подходы задают концептуальную основу и важнейшие направления исследования групповой коммуникации:
процесса передачи информации в группе (коммуникация в узком смысле слова), влияния групповых факторов на коммуникацию, особенностей коммуникации вразличного вида малых группах и т.д.
Малая группа: понятие, отличительные черты.Малой группой обычно называют небольшое число людей, хорошо знающих друг друга и постоянно взаимодействующих между собой. Количество определений малой группы в литературе приближается к сотне, но чаще всего в них указывается на следующие признаки:
Ø контактность — возможность каждого члена группы регул общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга , обмениваться информацией; Ø целостность — социальная и психологическая общность индиви­дов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как еди­ное целое; Ø стабильность состава,обусловленная прежде всего индивидуаль­ной неповторимостью и незаменимостью участников; Ø устойчивость взаимодействия,обеспечивающаяся взаимным поло­жительным подкреплением активности, направленной на успех группы в целом. Если какой-либо член группы перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то он попросту изгоняется из данной группы; Ø наличие внутренней структуры, включающей систему неформаль­ных ролей и статусов, нормы и правила поведения, а также ме­ханизм социального контроля; удовлетворение личных запросовчерез принадлежность к группе. Малая группа в отличие от большой удовлетворяет наибольшее количество жизненно важных потребностей человека. Если удовлетворение, получаемое в группе, становится ниже опреде­ленного уровня, индивид покидает ее.
В самом общем виде можно дать следующее определение:малая группа — это немногочисленная по составу группа, члены которой нахо­дятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Особого внимания заслуживает вопрос о границах малой груп­пы, поскольку численность влияет на ее характеристики. Нижним пределом группы обычно называют диаду или триаду.
Диада состоит из двух человек, социальное начало в диаде еще только зарождается, отсюда проистекают ее особенности: Ø субъек­тивность, взаимные чувства и пристрастия как основа существова­ния диады; Ø эквивалентность обмена и взаимность (это закон меж­личностных отношений в диаде); жесткость структуры отноше­ний — уход одного из партнеров приводит к распаду диады;   Ø Триада— активное взаимодействие трех человек, обладает качественно отличающимися от диады свойствами: Ø наличием феномена большинства и, следовательно, более офор­мленного проявления социального начала, системы социальных отношений; Ø возможностью создания качественно новой позиции — наблюда­теля, что добавляет существенный момент к возникающей систе­ме взаимоотношений. К примеру, наличие этой позиции может добавить нечто к одной из позиций в конфликте. Тем самым создается дополнительная основа для разрешения конфликта, снимается его личностная природа.
Относительно верхнего предела группы существуют различные мнения.
Достаточно распространенными являются представления, сформированные на основе открытия «магического числа» 7+2,г исследованиях объемов оперативной памяти. Оно означает количество предметов, одновременно удерживаемых в памяти, а поскольку малая группа контактна, необходимо, чтобы индивид одновременно удерживал в поле своих контактов всех членов группы, по аналогии с памятью, это может быть обеспечено при наличии в группе 7+2 членов. Однако практика экспериментальных исследований показывает, что верхний предел группы может составлю и 10, и 20 человек. В некоторых исследованиях упоминаются группы по 35—40 человек. Отсюда вторым подходом к определению верхней границы группы выступает утверждение о зависимости ее размеров от характера деятельности. Малой группой тогда оказывается группа, представляющая собой некоторую единицу совместной деятельности, а ее численность определяется эмпирически. Например, при исследовании семьи в качестве малой группы на равных будут рассматриваться семья, состоящая из трех человек, и семья, в которую входят 10 членов и более. При анализе рабочих бригад в качестве малой группы может приниматься бригада как из пяти человек, так и из 40 человек, если при этом именно данная группа выступает единицей предписанной ей деятельности. В случае, когда численность группы превышает определенную «критическую массу», она неизбежно распадается на подгруппы, клики, фракции.
Важно также отметить, что количество связей в группе увеличивается в геометрической прогрессии, если число членов возрастает в арифметической. В группе из трех человек возможны всего четыре отношения, в группе из четырех человек — 11, а в группе из семи — 120 связей. В то же время, чем меньше по численности группа, тем интенсивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще отношения теряют личностный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы. Группа из 5—7 человек считаетсяоптимальной. Согласно статистическим расчетам, большинство малых групп включает 7 индивидов и менее.
Итак, малые группы — это немногочисленные группы, насчитывающие не более нескольких десятков членов. Они обычно связаны дружескими отношениями, в них преобладают непосредственные личные контакты. Однако, как справедливо подчеркивает Г.М. Андреева, «малая группа — это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в произвольном случайном собрании людей), но контакты, в которых реа­лизуются определенные общественные связи и которые опосредованы общественной деятельностью»(Андреева Г.М. Социальная пси­хология. М, 2001. С. 192).
Разновидности малых групп. Обилие малых групп в обществе обусловливает их разнообразие, что в свою очередь ставит пробле­му типологизации. В нашем случае это важно, поскольку типологи­ческие особенности группы могут обусловливать особенности груп­повой коммуникации.
Если подходить исторически, то первая классификация типов малых групп свелась к выделению первичных и вторичных групп.
Согласно автору этой классификации Ч. Кули, первичные группы есть особая разновидность малых групп, связи в которых опираются на непосредственные личные контакты, на эмоциональное вовлечение ее чле­нов в дела группы, что обеспечивает высокую степень идентификации чле­нов с группой. Первичная группа — это прежде всего семья, состоящая из роди­телей и детей. Сходными признаками обладают также группы сверстников, особенно возникающие в детстве и в ранней молодос­ти. Ближайшее соседство в определенных ситуациях может превра­титься в первичную группу. Значение первичных групп заключает­ся в первую очередь в том, что в них создаются единообразные черты личности человека, особенно в период его формирования в раннем детстве, и сходство этих черт, проявляющееся в различные исторические периоды и в разных культурах, — это результат сход­ства организации и структуры первичных групп и сходства систем отношений, которые в них существуют.«Первичные группы, — пишет Кули, — первичны в том смысле, что они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства, а также в том смысле, что они не изменяются в такой же степени, как более сложные отношения, но образуют сравнительно неизменный источник, из которого зарождаются эти последние» (Кули Ч. Пер­вичные группы // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994. С. 332). В первичных группах чаще всего отсутствует формальная связь, а если эта связь, например в семье, начинает играть важную роль, то это значит, что семья распалась как первичная группа и превратилась в формализованную малую группу. Чарлз ХортонКу́ли (англ. CharlesHortonCooley, 17 августа 1864, Энн-Арбор, Мичиган — 8 мая 1929, там же) — американский социальный психолог, профессор Мичиганского университета... Вторичные малые группы- общности, в которых непосредственных контактов меньше, чем в первичных, а для общения между членами группы используются различные «посредники», например в виде средств связи. Особое значение в них приобретают вещественные контакты. Эти группы часто опираются на институционализированную и схематизированную систему отношений, и их деятельность регулируется особыми правилами.
Вторая типология— деление малых групп на формальные и неформальные. Впервые это деление было предложено американским социологом и социальным психологом Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов в конце 1920-х- начале 1930-х гг. Джордж Элтон Мэйо (GeorgeEltonMayo, 1880—1949) — американский психолог и социолог, исследователь проблем организационного поведения и управления в производственных организациях...
Формальные малые группы - это группы, членство и взаимоотношения в которых определяются формальными предписаниями и договоренностями, заданными извне. Соответственно в формальной группе строго распределены статусы и роли, прежде всего по отношению к структуре власти. К этому виду малых групп можно отнести в первую очередь наименьшие по численности и далее неделимые коллективы подразделений предприятий, организаций и институтов. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках таких групп является совместная деятельность. Примером формальной малой группы может служить любая группа, созданная в условиях какой-либо конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда. Неформальные малые группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних потребностей индивидов в общении, понимании, симпатии, принадлежности к данной группе. Такие группы возникают стихийно, статусы и вытекающие из них роли не носят предписательного характера, здесь нет заданной по вертикали системы взаимоотношений. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в рамках бригады возникают группы, состоящие из людей, объединенных каким-либо дополнительным интересом, но иногда неформальная группа может возникать и сама по себе, в частности, в очень сплоченной дружеской компании.
Третья классификацияразводит так называемые референтные группы и группы членства.
Данная классификация предложена Г. Хайменом,которому принадлежит открытие самого феномена референтной группы. Под референтной понимается группа, в которую индивид не включен реально, но нормы которой им принимают-ся, и, таким образом, данная группа играет для него роль эталона для оценки своего поведения. В каких-то случаях референтная группа может находиться вне группы членства, даже противостоять ей, а в каких-то — возникать внутри, и в этом случае ее можно определить как «значимый круг общения». Каждый человек находится в месте пересечения уникальной комбинации групп, членом которых он яв­ляется. В данном случае каждая из этих групп выступает своеобраз­ным каналом коммуникации, под воздействием которого и находит­ся человек. В 1959 г. ГербертХаймен (HerbertHyman) употребил термин «политическая социализация» в названии своего исследования в области психологии... На сегодняшний день проблематика референтных групп с точки зрения теории коммуникации ждет своей дальнейшей разработки, поскольку наличный уровень знания позволяет только констатиро­вать, что группа членства потеряла для индивида привлекатель­ность, и он сопоставляет свое поведение с другой группой, но не объяснить механизмы взаимодействия именно с этой группой.
По длительности существования выделяются
времен­ные группы, в рамках которых объединение индивидов ограничено по времени (участники дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы).
В зависимости от степени произвольности реше­ния индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, учас­тии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на
от­крытые закрытые.
Малые группы являются основным объектом лабораторных ис­следований в социологии и социальной психологии. Особый инте­рес представляют также психокоррекционные группы (социально-пси­хологического тренинга)— временные группы, специально соз­даваемые для формирования навыков эффективного общения, взаимопонимания и решения психологических проблем под руко­водством психолога-тренера. Поэтому в ряде случаев необходимо различать
искусственные группы. естественные группы.
Кроме того, по характеру и формам организации деятельности выделяют следующие разновидности малых групп:
случайно организованная группа (например, экскурсионная);   ассоциация, где взаимоотношения определяются преимущест­венно личностно значимыми целями (группа друзей):   корпорация,когда объединение происходит на основании только внутренних целей, их достижение осуществляется любой ценой, в том числе и за счет интересов других групп (черты корпорации может приобрести любая малая группа: семья, учебная группа и пр.);   коллектив — такая форма организации групповой деятельности, при которой связи и отношения между индивидами опосредованы общественно значимыми целями. В отечественной литературе коллектив рассматривается как высший уровень развития группы, характеризуемый высоким уровнем сплоченности, единством ценностно-нормативной ориентации, глубокой идентификацией индивида с группой и ответственностью за результаты совместной групповой деятельности;   команда - группа, состоящая из двух человек или более, ясную, упорядоченную и экономную структуру, направленную на достижение поставленных целей и выполнение задач. Для нее характерны сложившиеся связи как внутри, так и вне ее с другими командами и группами; члены команды в соответствии с отведенной им ролью участвуют в меру своей компетентности в совместном достижении поставленных целей; команда имеет свое лицо, не совпадающее с индивидуальными качества» членов.  
Применительно к групповой проблематике термин «команда» приобрел научное звучание лишь в последнее десятилетие. В трактовке команды современными исследователями менеджмента немало общего с описанием коллектива в работах отечественных авторов прошлых лет. В то же время трактовка команды как группы высокого уровня развития более реалистична, прагматична и лишена идеологических ярлыков. Существенной характеристикой команды выступает высокий профессионализм. Кроме того, членам команды присуща высокая степень владения следующими прикладными умениями:
техническими или функциональными умениями. При этом, чем шире диапазон таких умений, тем успешнее действует команда; умениями принимать решения и решать проблемы. Если на начальной стадии жизни команды такие умения могут быть лишь у отдельных ее членов, остальные могут развить их в процесс совместной работы; интерперсональными умениями. Речь идет об умениях строить отношения с другими людьми, эффективно используя разнообразные коммуникативные средства.
Традиционно наибольший интерес для исследователей
семья производственная группа психокоррекционные группы особые группы: находящиеся длительное время в изоляции, спор­тивные, туристические и т.д.
Функции групповой коммуникации
Коммуникация в малой группе, помимоинформативной, выполняет следующие функции: формирование согласия, обеспечение согласованных действий, обеспечение согласованных действий, складывание особой культуры группы.
  Важнейшей функцией коммуникации в малой группе выступает не просто изменение установок или поведения члена группы под влиянием внешних стимулов, но достижение определенной степе­ни согласия. Согласие есть формирование общей картины мира.Это не­прерывный процесс, который состоит из последовательного ряда взаимодействий. Когда возникает согласие, происходит взаимопро­никновение картин мира, что позволяет каждому члену группы по­нимать точки зрения других. Согласованные действия, понимаемые как целенаправленные совмест­ные действия,в группе просто невозможны без эффективной комму­никации. Американский психолог Дж. Слоткин провел следующий эксперимент среди пациентов, страдающих нарушением коммуни­кативных функций. В продолжение почти двух месяцев 15 пациен­тов ежедневно по нескольку часов находились в одной комнате. Были созданы условия для определенных совместных действий — игр, обсуждений и т.п. Но за весь период ни устойчивых взаимоот­ношений, ни какой-либо социальной иерархии не установилось, хотя было точно известно, что представления о взаимных статусах сохранились, поскольку участники эксперимента при необходимос­ти обращались к представителям госпитального штата (см.: Шибутани Т.Социальная психология. Ростов н/Д, 1998. С. 148). ТамотсуШибутани (TamotsuShibutani ,1920-2004) - американский ученый, профессор Калифорнийского университета. Все действия, внешне похожие на согласованные, на самом деле таковыми не являлись. Например, когда один из испытуемых начи­нал смеяться, к нему могли присоединиться и другие, но при этом абсолютно не представляя причину смеха. Столь же заразительны были и проявления страха, а когда кто-нибудь повышал голос, дру­гие тоже начинали громко разговаривать. Но высказывания не ад­ресовались ни к кому из находившихся в комнате. Попытки коопе­рации в играх, требующих совместной деятельности (например, в карты), также ни к чему не приводили: у каждого игрока были соб­ственные правила и своя индивидуальная версия о том, как должна происходить игра. Единственным кооперативным достижением за указанный период было установление определенного порядка мест при рассаживании. Но этим структурирование группы и ограни­чилось. Особая культура группы формируется в результате коммуникации.В малых группах люди общаются друг с другом иначе, чем с посторонними. В результате такого общения устанавливается особая коммуникация, благодаря чему формируется специфическая культура данной группы, включающая в себя особый язык, нормы и правила поведения, традиции и ритуалы. К примеру, исследования, проведенные Ф. Ротлисбергером,показали, что в производственных группах существуют общие представления об определенной дневной норме, поэтому тех, кто делает слишком много, осуждают. В то же время группа подстегиваетотстающих. Люди напряженно работают до тех пор, пока не выполнена дневная норма, а затем позволяют себе расслабиться (Шибутани Т. Социальная психология.С. 345). Fritz Jules Roethlisberger (1898 – 1974) was a social scientist, management theorist at the Harvard Business School. Roethlisberger earned the BA in engineering from Columbia University in 1921... Важно отметить и такой важный элемент культуры, как система санкций, принятая в данной группе по отношению к нарушителям групповых установлений. Так, в производственной группе слишком старательному рабочему, не обращающему внимания на предостережения, грозит «потеря» инструментов или снижение объема выработки вследствие «недоброкачественности» исходных материалов. В критической ситуации такому работнику может быть отказано в помощи. В крайнем случае человек может физически отсутствовать, но в то же время не являться членом группы. Вокруг него может установиться все возрастающая социальная дистанция, причем давление может распространиться и на тех, кто с близок.
Таким образом, коммуникация в группе выполняет функцию обмена информацией между членами группы и комплекс функций, направленных на поддержание отношений, на поддержание самой группы.
                               

10.1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ КОММУНИКАЦИИ В МАЛОЙ ГРУППЕ
Свернутое(сокращенное) конструирование информации



Актуальность вопросов, связанных с коммуникацией в малых груп­пахне подлежит сомнению
нет работ,посвященных специально проблематике малых групп и теории коммуникации. рассматриваются различные аспекты фено­мена коммуникации в группе. исследования в облас­ти социологии и социальной психологии, но в значительной степе­ни и в области психотерапии, теории и практики менеджмента.
Одной из самых распространенных в социальных науках выступа­ет классификация видов коммуникации на основании уровня или контекста, в котором она осуществляется.
виды коммуникации:межличностную, групповую массовую.
Явление групповой коммуникации возникает прежде всего при непосредственном общении людей в малых группах. Человек связан с малыми группами с самого начала своей жизни
Групповой коммуникации помимо многих закономерностей, свойственных межличностной коммуникации, присущи специфические для этого типа коммуникации феномены, к которым относятся
совокупность позиций членов группы групповое влияние и степень идентификации человека с группой; принятие группового решения
В современной литературе присутствуют два основные подхода в исследовании коммуникации: механистический и деятельностный.
При механистическом подходе Деятельностный подход
контекст внешней среды рассматривается как «шум», рассмотрение коммуникации как процесса, протекающего в определенном физическом и социальном контексте.
Указанные подходы задают концептуальную основу и важнейшие направления исследования групповой коммуникации:
процесса передачи информациив группе влияния групповых факторовна коммуникацию, особенностей коммуникации вразличного видамалых группах и т.д.
Малая группа: понятие, отличительные черты--следующие признаки:
Ø контактность; Ø целостность; Ø стабильность состава; Ø устойчивость взаимодействия; Ø наличие внутренней структуры; Ø удовлетворение личных запросов.
В самом общем виде можно дать следующее определение:малая группа — это немногочисленная по составу группа, члены которой нахо­дятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Вопрос о границах малой груп­пы
Диада Триада
Относительно верхнего предела группы существуют различные мнения.
«магическое число» 7+2 утверждение о зависимости ее размеров от характера деятельности
количество связей
Итак, малые группы — это немногочисленные группы, насчитывающие не более нескольких десятков членов.
Разновидности малых групп
Первая классификация типов малых групп свелась к выделению первичных и вторичных групп.
первичные группы Вторичные малые группы
Вторая типология— деление малых групп на формальные и неформальные.
Формальные малые группы Неформальные малые группы —
Третья классификацияразводит так называемые референтные группы и группы членства.
По длительности существования выделяются
времен­ные группы стабильные
В зависимости от степени произвольности реше­ния индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, учас­тии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на
от­крытые закрытые.
психокоррекционные группы (социально-пси­хологического тренинга)
искусственные группы. естественные группы.
по характеру и формам организации деятельности выделяют следующие разновидности малых групп:
случайно организованная группа ассоциация   корпорация   коллектив   команда  
Термин «команда» Существенной характеристикой команды выступает высокий профессионализм. Кроме того, членам команды присуща высокая степень владения следующими прикладными умениями:
техническими или функциональными умениями. умениями принимать решения и решать проблемы. интерперсональными умениями.
Традиционно наибольший интерес для исследователей
семья производственная группа психокоррекционные группы особые группы: находящиеся длительное время в изоляции, спор­тивные, туристические и т.д.
Функции групповой коммуникации
информативная формирование согласия, обеспечение согласованных действий, обеспечение согласованных действий, складывание особой культуры группы.
Таким образом,коммуникация в группе выполняет функцию обмена информацией между членами группы и комплекс функций, направленных на поддержание отношений, на поддержание самой группы.
                               

Основные подходы к изучению коммуникации в малой группе.
Актуальность вопросов, связанных с коммуникацией в малых груп­пах, казалось бы, не подлежит сомнению. Однако на сегодняшний день ни в зарубежной, ни в отечественной исследовательской лите­ратуре нет работ, посвященных специально проблематике малых групп и теории коммуникации. В то же время во многих работах в той или иной степени рассматриваются различные аспекты фено­мена коммуникации в группе. Нелишне также заметить, что указан­ная проблематика затрагивается не только в исследованиях в облас­ти социологии и социальной психологии, но в значительной степе­ни и в области психотерапии, теории и практики менеджмента.

Одной из самых распространенных в социальных науках выступа­ет классификация видов коммуникации на основании уровня или контекста, в котором она осуществляется. По этому критерию выде­ляют следующие виды коммуникации: межличностную, групповую и массовую. Явление групповой коммуникации возникает прежде всего при непосредственном общении людей в малых группах. Человек связан с малыми группами с самого начала своей жизни, причем он не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них в значительной мере получает информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.

Групповой коммуникации помимо многих закономерностей, свойственных межличностной коммуникации, присущи специфические для этого типа коммуникации феномены, к которым относятся совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации (структура коммуникационных потоков); групповое влияние и степень идентификации человека с группой; принятие группового решения, т.е.обсуждение значимых для группы проблем, в процессе которого происходят поиск и выработка общего группового решения.
В современной литературе присутствуют два основные подхода в исследовании коммуникации: механистический и деятельностный.

При механистическом подходе под коммуникациейпонимается однонаправленным процесс передачи и приема информации.

Деятельностный подход подразумевает понимание коммуникации как процесса общения, обмена мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения, а также как совместной деятельности участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается взгляд на вещи и действия с ними.

И если в первом случае контекст внешней среды рассматривается как «шум», то для второго подхода характерно рассмотрение коммуникации как процесса, протекающего в определенном физическом и социальном контексте.

Указанные подходы задают концептуальную основу и важнейшие направления исследования групповой коммуникации: процесса передачи информации в группе (коммуникация в узком смысле слова), влияния групповых факторов на коммуникацию, особенностей коммуникации в разли

Наши рекомендации