Структура социальной власти в малой группе

Группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, активность которого разворачивается одновременно во многих направлениях и требует особых усилий по сохранению целенаправленности групповых усилий, объединения индивидуальных активностей в единое целое. Одни и те же члены группы в различных характерных для нее системах отношений обычно занимают неодинаковое положение.

Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутригрупповых отношений психологи пользуются понятиями «позиция», «статус», «роль», «групповые ожидания (экспектации)» и «внутренняя установка».

Позиция – это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. Она определяется связями данного человека с остальными членными группы. От позиции, занимаемой человеком в группе, зависит степень его потенциального влияния на поступки остальных членов группы.

Статус – это реальная социально-психологическая характеристика положения индивида в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.

Когда о человеке говорят, что он занимает определенную позицию, то этим подчеркивается его официальное должностное положение в коллективе. Если же о человеке говорят, что он имеет высокий статус, то под этим подразумевается, что данная личность пользуется признанием и авторитетом среди коллег, вызывает доверие к себе и способна оказывать на членов группы существенное психологическое влияние.

Роль в социальной психологии определяется как нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека, занимающего в группе определенную позицию. Роль может определяться официальной должностью, может избираться самим членом группы. Войдя в определенную роль в данной группе, человек постепенно привыкает к ней, и сами члены группы начинают ожидать от него поведения, соответствующего заданной или избранной роли. Принятая на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека в системе внутригрупповых отношений.

Групповые ожидания (экспектации) – система ожиданий, требований относительно норм ис­полнения индивидом социальных ролей. Представляют собой разновидность социальных санкций, упорядочивающих систему отношений и взаимодействий в группе.

Внутренняя установка в системе внутригрупповых отношений – это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы.

Действительный статус и его восприятие человеком могут совпадать или расходиться. Например, школьник, считающий, что товарищи по классу его уважают, на самом деле может обладать посредственным и даже низким статусом, а учащийся, который думает, что его авторитет в классе низок, напротив, может пользоваться большим влиянием на товарищей.

Структура социальной власти в малой группе – это система взаиморасположений членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Социальная власть в группе может осуществляться в различных формах, среди которых наиболее изучены феномены лидерства и руководства.

Руководство– процесс управления группой, осуществляемый руководителем или посредником между социальной властью и членами общности на основе правовых полномочий и норм, данных ему.

Руководитель– лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности (табл. 1). Руководитель группы должен обладать рядом качеств, среди которых первостепенными являются высокая деловая активность, гибкость мышления, адаптируемость к изменяющимся условиям, коммуникативная культура и т.п. Основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его авторитет (рис. 4).

Основные психологические факторы, определяющие меру авторитетности руководителя
Организаторский и мотивационный потенциал
Ценностная привлекательность личности руководителя для членов группы
Стиль управления, реализуемый руководителем

Рис. 4. Психологические факторы, определяющие

меру авторитетности руководителя

Стиль руководства (управления) коллективом – интегральная характеристика индивидуальных особенностей личности руководителя, а также чаще всего применяемых ею способов и средств управленческой деятельности, которые характеризуют способности и особенности решения управленческих задач.

В научной литературе описан широкий спектр стилей управления современного руководителя. Наибольшее распространение получили такие стили, как авторитарный (доминирующий), демократический (коллегиальный) и либеральный (попустительский). Дадим им краткую характеристику (табл. 1).

Таблица 1

Стили руководства

Стиль Характеристика
Авторитарный Характеризуется единоличным принятием всех решений, субъективной оценкой результатов деятельности, устранением подчиненных от участия в решении важнейших вопросов и подавлением их инициативы и творчества. За счет постоянного контроля обеспечиваются приемлемые результаты работы. Неудовлетворенность людей своей работой, положением в коллективе, неблагоприятным психологическим климатом ведет к постоянным стрессам, влияющим на психологическое и физическое здоровье. Этот стиль управления целесообразен и оправдан только в критических ситуациях
Демократический Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблем, учета мнения, интересов, потребностей подчиненных. Выполнение принятых решений контролируется руководителем и сотрудниками. Данный стиль управления является наиболее эффективным, так как обеспечивает высокую продуктивность, активность сотрудников и сплоченность коллектива Его реализация возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологических и коммуникативных способностях руководителя
Либеральный Характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократий», а с другой – «минимумом контроля». Подчиненные сами решают возникшие перед ними проблемы, не особенно считаясь с мнением своего руководителя, поэтому результаты работы низкие. Неудовлетворенность результатами своей деятельности, руководителем, климатом в группе ведет к скрытым или явным конфликтам. Этот стиль опасен тем, что он характеризует руководителя как безынициативного и неделового

Лидерство – это спонтанно возникающее внутри группы психологическое влияние одного члена группы на других.

Лидер –член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе (табл. 2).

Таблица 2

Основные различия между лидером и руководителем

Руководитель Лидер
Назначается официально   Выбирается спонтанно в результате межличностных отношений
Обладает формально регламентированными правами и обязанностями Не обладает формально регламентированными правами и обязанностями
Располагает строго определенными возможностями санкционирования (наказания и поощрения) Не обладает системой санкций воздействия на членов группы
Несет ответственность за состояние дел в группе: · определяет направление ее деятельности · выявляет исходные условия, в которых действует группа · координирует и корректирует действия группы · решает комплексные социальные задачи принимает ответственность за результаты групповой деятельности Не несет ответствен-ность за состояние дел в группе и за результаты ее деятельности
Представляет свою группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с отношениями с другими группами Ограничен в сфере своей деятельности рамками внутригрупповых отношений

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи.

Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.

Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.

Лидера порождают не столько личные качества или их особое сочетание, сколько структура взаимоотношений в данной конкретной группе. Эта система межличностных связей формируется и определяется целями группы, ее ценностями и нормами, на основе которых выдвигается конкретный лидер группы. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

Лидер – это референтное лицо в группе, установки и ориентации которого являются исходными эталонами для всех или большинства членов группы, за ним признается право вести за собой, быть последней инстанцией в оценке групповых ситуаций и обстоятельств.

Доверие к лидеру – это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание правильности и результативности его действий. В любой реальной группе может одновременно существовать несколько разноплановых лидеров, занимая в ней свои ниши, и не вступая друг с другом в серьезные противоречия.

В психологии приняты различные классификации лидеров (рис. 5).

По направленности деятельности
Деловой лидер
Эмоциональный лидер
Виды лидеров
По содержанию деятельности
По характеру деятельности
Лидер-вдохновитель
Лидер- исполнитель
Ситуативный лидер
Универсальный лидер

Рис. 5. Виды лидеров

Наши рекомендации