Тема 4: Возрастная периодизация психического развития
1. Периодизация – разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы. Разделение жизненного пути на периоды позволяет лучше понять закономерности развития, специфику отдельных возрастных этапов.
Периодизация психического развития – это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека.
Проблема возрастной периодизации исследуется теми науками, которые в той или иной степени имеют объекты своего изучения, исследования - ребенка. Это педиатрия, педагогика, физиология, детская психология.
Каждая из этих наук имеет собственные основания для классификации возраста и определяет основные возрастные периоды развития ребенка (зубы, наличие рефлексов, особенности процессов обучения и воспитания и т.д.).
В истории психология известно не мало подходов, классификации возраста, наиболее известные это следующие классификации:
- французский психолог Р. Заззо строил периодизацию детства в соответствии с принятыми во Франции ступенями обучения и воспитания детей.
Он выделил 6 периодов: 0-3 лет, с 3-6, 6-9, 9- 12, 12-15, 15-18 лет.
- П.П.Блонский взял за основу периодизации детства такой признак созревания организма, как состояние зубов ребенка: беззубое, молочнозубое и постояннозубое.
- З.Фрейд в основу своей периодизации взял сексуальное (половое) развитие человека
- Ж.Пиаже - интеллектуальное (когнитивное) развитие.
- Эриксон Э.-охватывает весь жизненный путь.
- Выготский Л.С. – полагал, что периодизация опирается на наличие кризисных и стабильных периодов развития ребенка.
- ЭльконинД.Б. - деятельностный подход.
2. Критические периоды (кризисы)
I -кризис одного года, переход от младенчества к раннему детству. Начинает ходить и говорить.
II -кризис 3 лет, переход от раннего к дошкольному возрасту протекает более ярко и выражается: строптивостью, упрямством, ребенок отрицает все.
III-кризис семи лет, переход от дошкольного к младшему школьному возрасту. Поведение ребенка становится натянутым.
IV-кризис подросткового возраста, переход от младшего школьного возраста к подростковому возрасту. Возрастает чувство взрослости и самостоятельности.
Кризисы характеризуется яркими и быстрыми изменениями в поведении и психике ребенка. На этих этапах развитие идет не эволюционным, а революционным путем.
Главные показатели возраста:
1) социальная ситуация развития;
2) ведущий вид деятельности;
3) основные психические новообразования
3.Согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского социальный мир и окружающие взрослые не перестраивают природу ребенка, а является органически необходимым условием человеческого развития.
Ребенок не может жить и развиваться вне общества. Он изначально включен в него, следовательно, ребенок рассматривается как целостная личность, которая активно познаёт окружающий мир: мир предметов и мир людей.
Д.Б. Эльконин выделяет 2 группы (типы) деятельности, которые, позволяют ребенку освоить мир, мир человеческих отношений и мир практических умений и навыков. Эти группы (типы) деятельностей выступают ведущими по мысли ученого и определяют психическое развитие ребенка.
I группа деятельностей включает в себя систему «Ребенок - общественный взрослый» (первый тип деятельностей), т.е., это система позволяет ребенку освоить систему отношений «Человек – Человек». Здесь взрослые выступают как носители общественной по своей природе деятельности, реализующие определенные потребности, мотивы и задачи. Таким образом, сюда относятся такие возрастные периоды, как:
- с рождения до 1 года - непосредственное эмоциональное общение;
- с 3 до 7 лет - ролевая игра;
- с 11 до 14 лет - интимно-личностное общение.
II группадеятельностей включает в себя систему « Ребенок- общественный предмет» (второй тип деятельностей). В этой системе овладение предметом не возможно путем адаптации к его физическим свойствам. Необходимым становиться процесс усвоения ребенком общественных способов действий с предметами, который возможен только в сотрудничестве со взрослыми. Физические свойства предмета выступают лишь как ориентиры для действий с ним, но сами по себе не открывают его человеческий смысл. Таким образом, сюда относятся:
- с 1-3 лет - предметно - манипулятивная деятельность;
- с 6 - 7-11 лет – учебная деятельность;
- с 14-18 лет - учебно-профессиональная деятельность.
Таким образом, деятельность ребенка внутри систем («Ребенок – общественный взрослый»и «Ребенок - общественный предмет») -это единый процесс в котором формируется сама личность ребенка.
Итак, в процессе развития человек накапливает определённые запасы знаний, умений и навыков. Его уже не устраивают условия, которые окружают его, возникают противоречия – движущие силы развития. Человек ищет выход из создавшейся ситуации, такие явления называются кризисом развития. Выходом из кризиса является смена ведущего вида деятельности и опять идет накопление знаний, умений и навыков. Кризисы, в которых ведущий вид деятельности переходит с общения на предмет, называется скрытым, а с предмета на общение, называется бурным.