Возрастная периодизация психического развития и ее основания.

В основе возрастных периодов лежат определенные закономерности развития. Исходя из этого выделяются два основных принципа в подходе к развитию ребенка: принцип историзма и принцип развития в деятельности. Эти принципы выдвинуты Выготским, Блонским, Леонтьевым, Элькониным, Давыдовым. Раскрывая сущность принципа историзма, Выготский подчеркивал конкретно историческую природу детства его периода. Периодизация детства и содержание каждого периода зависит от конкретно исторических условий жизни и социальной обстановки, которые через воспитание и обучение, организованное обществом, влияют на развитие ребенка. Так, например, младший школьный возраст выделился как самостоятельный период детства с введением обязательного начального образования. Сущность принципа деятельного подхода заключается в том, что личностью не рождаются, ею становятся. Ребенок рождается лишь индивидом, он имеет только биологические предпосылки стать личностью. И только в совместной деятельности с другими людьми он развивается как личность. Исходя из вышеперечисленных принципов, психологи раскрывают качественное своеобразие каждого периода развития ребенка на основе таких понятий, как социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возраста качественных особенностей (новообразований), а переход от одной ведущей деятельности к другой, знаменует собой смену возрастного периода. Переход от одного периода развития к другому может протекать литически (спокойно) и критически (с кризисами). Наиболее ярко проявляются кризисы новорожденности, трех лет, шести лет и подростковый кризис.

Наиболее распространенной является периодизация возрастного развития предложенная Элькониным.

  Возрастной период   Ведущая деятельность На что направлена познавательная деятельность Какая сфера психики преимущественно развивается   Новообразования возраста
  Младенческий (0 – 1 год)   Непосредственное эмоциональное общение   На познание отношений   Личностная (потребностно-мотивационная) Потребность в общении. Эмоциональные отношения
  Раннее детство (1 -3 года) Предметно – манипуляционная деятельность   На познание предмета   Познавательные процессы Речь и наглядно-действенное мышление
    Дошкольный возраст (3-7 лет)     Ролевая игра   На познание отношений   Личностная (потребностно-мотивационная) Потребность в общественно- значимой и общественно оцениваемой деятельность
  Младший школьный возраст (7-11 лет)   Учение   На познание начал наук   Интеллектуально-познавательная Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия.
    Подростковый возраст (11-15 лет)   Деятельность общения в процессе обуч-я, организованной трудовой деят-ти.   На познание системы отношений в разных ситуациях.   Личностная (потребностно-мотивационная) Стремление к «взрослости», самооценка, подчинение нормам коллективной жизни.
Старший школьный возраст (15-17 лет)   Учебно-профессиональная.   На профессиональное самоопределение.   Познавательная   Мировоззрение. Профессиональные интересы.  

19. Теория психического развития в отечественной психологии.

Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского зародилась на основе осмысления марксистской теории трудовой деятельности. В результате Выготский обратился к рассмотрению психических явлений через анализ трудовой деятельности. Критикуя рефлексологию (диада «сознание – поведение»), Выготский сосредоточил внимание на триаде «сознание – культура – поведение». Центральной идеей его общепсихологической системы было выделение двух уровней организации поведения: естественного и культурного. Инструменталистскую функцию выполняют труд и слово. Специфика орудийного опосредования психических процессов подчеркивает их социально-историческую детерминацию. Структура взаимоотношения организма со средой включала орудие-знак. И поведение стали объяснять не по биологическим законам, а по законам исторического мира культуры и общения с другими людьми.

Основные идеи теории:

*главная закономерность формирования психики состоит в переходе во внутренний психики ребенка его внешней, социально-символической (т.е. совместно со взрослыми и опосредованной знаками) деятельность;

*в процессе усвоения культурного опыта «натуральные» (низшие) психические функции становятся «культурными» (высшими).

Положения теории:

О знаковых системах. В отличие от орудий труда, с помощью которых человек изменяет природу, с помощью другого рода «орудий» - знаковых систем (и прежде всего знаков языка) – человек, воздействуя на другого, формирует собственный внутренний мир, основными единицами которого выступают значения (когнитивный компонент) и смыслы (аффективно-мотивационный компонент).

Об интериоризации. Л.С.Выготский: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, - сперва социальном, потом – психологическом. Сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая».

Интериоризация – процесс перехода внешних социальных контактов в психику в виде функций высшего уровня развития.

О высших психических функциях. Всякая психическая функция в своем генезисе имеет две формы: врожденную или «натуральную», и приобретенную или «культурную». Первая биологически детерминирована, а вторая обусловлена культурно-историческим развитием.

О зоне ближайшего развития. Реальные отношения умственного развития ребенка к возможностям обучения могут быть выявлены с помощью определения актуального уровня развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая зону ближайшего развития, «ведет» за собой развитие; только то обучение является действенным, которое «забегает вперед» развитию.

Теория деятельности. (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.) Деятельность ребенка – основное условие его психического развития. Усвоение и присвоение достижений предшествующих поколений людей осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в которых воплощены эти достижения человечества. Основной принцип – ведущая роль обучения в психическом развитии ребенка во всех возрастных этапах.

Концепция персонализации. Она возникла на основе сближения общепсихологического и социально-психологического способов мышления. А.В.Петровский поставил задачу выделить формирование личности как субъекта системы человеческих отношений в особый процесс. Психика как форма активного отражения объективной реальности субъектом есть сторона существования личности, как важнейшая ее интраиндивидная характеристика.

А.В.Петровский развернул уже известное понятие «социальная ситуация развития» (термин Выготского). Автор рассматривает ее в связи в развитием личности в процессе ее взаимодействия с разными социальными группами (семья, дошкольные учреждения, школы, трудовые коллективы). Социальная ситуация развития является источником социализации индивида. Главные направления развития в этой ситуации – передача и усвоение культуры через семейные институты, через систему образования; контакты с другими людьми в общении и процессы саморегуляции; замены внешнего контроля на самоконтроль; преобразование мотивационной сферы и др.

20. Основные психологические новообразования в младшем школьном возрасте и их характеристика.

Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, связанный с обучением его в начальной школе. В этот период происходит становление ребенка как личности. Активно формируются многие психические процессы: воля, память, творческое воображение, абстрактное мышление. Проявляются чувства (переживания, стыда, любви, долга, ответственности и многие другие). Существенную роль начинает играть становление действий в игре, труде, рисовании, повышается уровень произвольного управления своим поведением, осознание речи, интенсивно развиваются высшие формы наглядно-образного мышления. В этом возрасте у ребенка закладываются основы логического мышления, появляется способность обобщения. Для детей характерна большая эмоциональность, потребность самовыражения.

Процесс ощущения у детей младшего школьного возраста проходит в тесном взаимодействии с процессом восприятия. У детей этого возраста довольно хорошо развита речь, что обеспечивает осмысленность восприятия. В этот период жизни ребенок способен к обобщению свойств предметов и явлений окружающего мира путем их словесного обозначения. Для младших школьников характерно восприятие окружающего мира в форме восприятия пространства, времени, сложных звуков, речи. Они пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других предметов.

Воображение младшего школьника отличает яркость, эмоциональность, наглядность, конкретность, подвижность и изменчивость, широта, разнообразие, целенаправленность.

Для детей младшего школьного возраста характерно наличие элементов воссоздающего, творческого воображения, проявляющихся в игровой, трудовой, учебной деятельность. Следует подчеркнуть, что именно в младшем школьном возрасте начинают развиваться «высшие» чувства: нравственные, интеллектуальные и эстетические. Посредством чувств ребенок не только воспринимает свое окружение, но и вырабатывает свое отношение к нему.

Ведущая деятельность – учение. Обучение в школе и учение при этом могут не совпадать. Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть организованно особым образом. Оно должно быть сродни игре, ведь ребенок играет потому что ему хочется, это деятельность ради нее самой.

Основные новообразования младшего школьного возраста:

Личностная рефлексия. У детей в возрасте от 9 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью.

Рефлексия интеллектуальная. Ребенок начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания. Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели, способен удержать его в течение длительного времени.

В школьные годы способность хранить и извлекать информацию из памяти совершенствуется. Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают.

Наши рекомендации