Возрастная периодизация психического развития человека в онтогенезе

Цель: Характеристика оснований возрастных периодизаций психического развития в отчественных и зарубежных психологических концепциях

Задачи:

1. выделение основных подходы к построению периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии, периодизации психического развития П.П. Блонского, З.Фрейда, Ж. Пиаже, Э. Эриксона, Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина;

2. освоение умения определять психологический возраст, опираясь на центральные возрастные новообразования, ведущий вид деятельности и социальную ситуацию развития.

Вопросы:

1. Исторические зарубежные периодизации психического развития человека в онтогенезе: З. Фрейд, Э.Эриксон, Ж.Пиаже, Л.Кольберг.

2. Отечественные периодизации: П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин.

Ключевые понятия:периодизация психического развития, ведущий вид деятельности.

Задания для самостоятельной работы:

1. Заполните таблицу:

Автор периодизации психического развития Название (тип) периодизации Основной критерий построения периодизации Критерии выделения возраста
П.П. Блонский      
З.Фрейд      
Э.Эриксон      
Ж.Пиаже      
Л.Кольберг      
Л.С. Выготский      
Д.Б. Эльконин      

2. На основании лекций и учебной литературы заполните таблицу «Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину», выпишите определение каждого вида деятельности, подготовьтесь к проверке знаний.

Эпохи      
Периоды            
Границы            
Ведущий вид деятельности            

3. На основании учебника Шаповаленко И.В. подготовьте таблицу «Возрастная периодизация психического развития человека», познакомьтесь и выделите основные элементы содержания (см. приложение в учебнике). Копию таблицы принесите с собой на занятие.

Задания для работы на практическом занятии:

1. Проблема построения периодизации психического развития может быть описана через поиск ответов на следующие вопросы: 1) какое отрезок жизни человека должна охватывать периодизация, 2) одинаковыми или различными по длительности должны быть выделяемые стадии-возраста, 3) что должно быть критерием выделения возраста и основанием для построения периодизации. На основании справочных материалов приведите примеры периодизаций для иллюстрации каждого вопроса.

Древняя китайская классификация

Молодость До 20 лет
Возраст вступления в брак До 30 …
Возраст выполнения общественных обязанностей До 40…
Познание собственных заблуждений До 50…
Последний период творческой жизни До 60…
Желанный возраст До 70 …
старость До 90…

Периодизация Пифагора (VI в. до н.э.)

Период становления 0-20 лет «весна»
Молодой человек 20 – 40 «лето»
Человек в расцвете сил 40 – 60 «осень»
Старый и угасающий человек 60 – 80 «зима»

Классификация возрастов жизни по Гиппократу (IV в. до н.э.)

Первый период 0 – 7 лет
Второй период 7 – 14 лет
Третий период 14 – 21 год
Четвертый период 21 – 28 лет
Пятый период 28 – 35 лет
Шестой период 35 – 42 года
Седьмой период 42- 49 лет
Восьмой период 49 – 56 лет
Девятый период 56 – 63 года
Десятый период 63 – 70 лет

Возрастная периодизация Д.Б. Бромлея (1966)

Первый цикл - утробный До рождения
Второй цикл – детство 0 – 11-13 лет
Третий цикл - юность 11-13 – 21 год
Четвертый цикл - взрослость 21 – 65 лет
Пятый цикл - старение 65 – 70 до 110 лет

2. Вставьте пропущенные слова в таблице«Типы деятельности»

(по Д.Б. Эльконину):

Параметры анализа 1 тип деятельности II тип деятельности
Реализуемая система отношений Деятельность, направленная на ориентацию в …....... («ребенок - общественный взрослый») Деятельность, направленная на ориентацию в …...... («ребенок – общественный предмет»
Развивающаяся сфера психики Мотивационно-......(личностная) О.........-техническая (интеллектуальная, познавательная)
Виды деятельности Непосредственно-эмоциональное общение,..............................., интимно-личностное общение Предметно-манипулятивная деятельность,......................, учебно-.................. деятельность
Цель деятельности Освоение …............. отношений, смыслов и ….......... Усвоение …........... способов действий и эталонов
Возраста Младенчество, .............., подростковый возраст Раннее детство, …........., ранняя …..........

3. Ознакомьтесь с различными классификациями периодизаций психического

развития,определите основания данных классификаций. Попробуйте расширить

перечень примеров.

Л.С. Выготский

· Периодизации на основе ступенчатообразного построения процесса развития психики (биогенетическая периодизация Ст. Холла- Гетчинсона)

· Периодизации на основе одного признака – условного критерия (н-р, П.П. Блонского, З.Фрейда)

· Периодизации феноменологического типа (н-р, А.Гезелл)

Д.Б. Эльконин

· Эмпирические (сложившиеся на основе имеющейся практики обучения и воспитания, не имеющие должного теоретического обобщения) (н-р, П.П. Блонского)

· Теоретические (имеющие теоретическое обоснование) (н-р, Л.С. Выготского)

Л.Ф. Обухова

· Когнитивистские периодизации (н-р, Ж.Пиаже, Л. Кольберга)

· Психодинамические периодизации развития личности (н-р, З.Фрейда,Э.Эриксона)

· Периодизации Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина как попытка преодоления дуализма в развитии познавательной и аффетивно-потребностной сфер

В. И. Слободчиков

· частные (не выходящие за границы детства) (н-р, Д.Б. Эльконина, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна)

· общие (н-р, эпигенетическая п. Э.Эриксона, интегральная периодизация В.И. Слободчикова)

4. Пользуясь таблицей «Периодизация психического развития» (И.В. Шаповаленко) подготовьте и загадайте другим группам задания по определению психологического возраст, на основании опоры на центральные возрастные новообразования, ведущий вид деятельности и социальную ситуацию развития.

Список обязательной литературы:

1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.

2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М.: Школьная пресса, 2000.

3. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. – № 4.

Список дополнительной литературы:

1. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации психического развития // Вопросы психологии. – 1972. – № 2.

2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2004.

Задания и вопросы для самоконтроля:

З. Фрейд выбрал в качестве критерия для построения своей периодизации…аспект
а) психосоциальный
б) физический
в) сексульный
г) эмоциональный  
Периодизация психического развития П.П. Блонского относится к … периодизациям
  а) педагогическим
  б) биологизаторским
  в) психологическим
  г) эмпирическим  
Латентная стадия психического развития по З. Фрейду длится …
  а) от 6 до 12 лет
  б) от 4 до 5 лет
  в) от 4 до 10 лет
  г) от 12 до 18 лет  
Возрастную периодизацию на основании критерия появления и смены молочных зубов предложил:
  а) З.Фрейд
  б) Э.Эриксон
  в) Л.С. Выготский
  г) П.П. Блонский  
Ключевое понятие «либидо» в психоаналитическом подходе к изучению личности обозначает…
а) ошибочное воспроизведение слов
б) острую форму пережтвания
в) новообразование личности
г) сексуальное влечение  
Ж. Пиаже в качестве критерия возрастной периодизации психического развития выбрал…
а) развитие интеллекта
б) изменения в личностной сфере
в) развитие эмоционально- волевой сферы
г) развитие памяти  
Периодизация развития в онтогенезе, разработанная Э. Эриксоном, называется…
а) психогенетической
б) эпигенетической
в) социальной
г) психомоторной  
Согласно периодизации возрастов Д.Б. Эльконина учебно-профессиональной деятельности соответствует…
а) школьное детство
б) подростковый возраст
в) раннее детство
г) ранняя юность  
Основным критерием построения периодизации психического развития у Л.С. Выготского является…
  а) ведущая деятельность
  б) сексуальное развитие
  в) специфика интеллекта
  г) социальная ситуация развития  
Основным критерием построения периодизации психического развития у Д.Б. Эльконина является…
а) ведущая деятельность
б) сексуальное развитие
в) специфика интеллекта
г) личностное развитие  
Деятельность, в процессе которой человек ориентируется в основных ее смыслах, задачах,мотивах, нормах отношений:
а) непосредлственно-эмоциональное общение
б) учебная
в) учебно-профессиональная
г) Предметно-манипулятивная  
Выстройте цепочку смены ведущей деятельности по мере взросления человека:
а) предметно-манипулятивная деятельность
б) непосредственно-эмоциональное общение
в) трудовая деятельность
г) учебно-профессиональная деятельность
  д) внутренняя работа по осознанию своего жизненного пути
  е) игровая деятельность  
  ж) учебная деятельность
  з) интимно-личностное общение  
Понятие «ведущий вид деятельности» означает…
  а) наиболее благоприятные условия для развития у человека определенных психических свойств
  б) завершение предыдущего периода развития и начало следующего
  в) эпоху построения личности
  г) деятельность, с которой в данный период онтогенеза связано возникновение важных психических новообразований  
Установите соответствие между понятиями и их признаками · новообразования личности · социальная ситуация развития личности · самосознание
а) Качественно новый тип строения личности
б) Сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа
в) Осознание человеком самого себя, своих собственных качеств  
Общая схема периодизации Д.Б. Эльконина содержит три эпохи, каждая из которых делится на два периода. Установите соответствие: 1. эпохи 2. периоды
  а) младенчество
  б) подростничество (отрочество)
  в) детство
  г) раннее детство
  д) дошкольное детство
  е) младшее школьное детство
  ж) младшее подростничество (подростничество)
  з) ранняя юность

Практическое занятие 6 (4 часа)

Наши рекомендации