Онтогенетические закономерности психического развития в дошкольном возрасте. Возрастная периодизация.

1. Для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность.

- неравномерность проявляется в становлении различных психических образований, когда каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления.

- гетерохронность означает несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций. Так, первой развивается та функция, которая оказывается более нужной. Например, ребенок сначала научается ориентироваться в пространстве, а позднее — во времени.

2. Психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию во времени.

- стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике

- важно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять возможности ребенка в присущих данному возрасту видах жизнедеятельности

3. В ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств.

- дифференциация состоит в том, что свойства отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности

- интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Познавательные процессы (после дифференциации) устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком, качественно новом уровне.

- кумуляция – накапливает отдельные показатели, подготавливающие качественные изменения в разных областях психики ребенка

4. На протяжении психического развития происходит смена детерминант-причин, которые его определяют.

- на каждом возрастном этапе подготавливаются условия для освоения ребенком определенных видов деятельности.

5. Психика отличается пластичностью, что дает возможность для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта

- компенсация психических или физических функций в случае их отсутствия или недоразвития

- другое проявление пластичности — подражание

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА

Возрастные периоды Ведущая деятельность Система отношений
Младенческий (0-1 год) Общение со взрослыми Человек - человек
  Ранее детство (1 – 3 лет) Предметная деятельность Человек - вещь
Дошкольный возраст (3 – 7 лет) Игра Человек - человек
Младший школьный возраст (7 -10/11 лет) Учебная деятельность Человек - вещь
Подростковый возраст (12 – 17 лет) Общение со сверстниками Человек - человек
Юношеский возраст (17 – 25 лет) Учебно – профессиональная деятельность Человек - вещь

Онтогенетические закономерности психического развития в дошкольном возрасте. Возрастная периодизация. - student2.ru

Зона актуального развития – это совокупности знаний, умений, навыков, которыми ребёнок уже овладел и может пользоваться без посторонней помощи. Для объяснения внутренней связи обучения и развития Л. С. Выготский ввел понятие зоны ближайшего развития. Зона ближайшего развития определяется посредством задач, решаемых ребенком с помощью взрослого.

Наши рекомендации