Возрастная периодизация психического развития человека

Возрастной период Хронологические рамки Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Общение Психологические новообразования Ключевые понятия
Кризис новорожденности От рождения до 2 мес. Переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни, полная зависимость от взрослого. Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни
Младенчество 2 мес. – 1 год Ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого («мы») Непосредственно-эмоциональное общение Общение с родным взрослым — ситуативно личностное — Потребность в общении — Базовое доверие к миру — Дифференциация ощущений и эмоциональных состояний — Различение близких и посторонних людей — Преднамеренные действия (хватание, доставание предмета) — «Истинное» подражание — Предметное восприятие — Автономная речь — Ходьба — Мотивирующие представления. Превращение ребенка в субъекта желания и дейст­вия Биологическая беспомощность новорожденного, опережающая инициатива взрослого, бондинг, безусловные и условные рефлексы, социальная улыбка, макси­мально социальное существо, комплекс оживления, госпитализм, потребность в новых впечатлениях, доречевое общение, дефицит общения, гукание, гуление, лепет, пассивная и активная речь, прогрессивные и тупиковый движения, простые манипуляции и др.
Кризис 1 года Физическое отделение от матери. Расширение пространства, доступного для ребенка. Рост самостоятельности. Гипобулические реакции
Ранее детство 1 – 3 года Ребенок и взрослый (конкретный, из близкого окружения), или Я и другой, или Р – Предмет – В Познание мира человеческих предметов Орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) Общение со взрос­лым — ситуативно-деловое. Общение со сверст­никами — началь­ные формы, взаим­ное подражание — Овладение предметными действиями — Символическое, замещающее действие — Предметная игра — Начальные этапы изобразительной и других видов продуктивной деятельности — Активная речь — Наглядно-действенное мышление — Личное действие — Сознание «Я сам» — Отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними Ситуативность поведения, социализация, орудийные действия, соотносящие действия, внешние ориентировочные действия, полифунк­циональные предметы, сюжетно - отобразительная игра, «игра рядом», куплетность игры, ситуативная речь, стадия каракулей, ста­дия головоногов, агрессив­ность, пассивная речь, непроизвольное внимание, непроизвольная память и др.
Кризис 3 лет «Семизвездие симптомов кризиса»: упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм Психологическое отделение от близкого взрослого. «Гордость за достижение»
Дошкольное детство 3 – 7 лет Ребенок и взрослый (общественный, обоб­щенный). Познание мира чело­веческих отношений Игра (сюжетно-ролевая игра) Общение со взрос­лым: 3 - 5 лет — внеси­туативно-познавательное; 5 - 7 лет — внеси­туативно-личност­ное. Общение со сверстниками — игровое сотрудничество, со­переживание — Воображение — Наглядно-образное мышление — Начала понятийного мышления — Картина мира, «абрис» — Новые мотивы поведения — Соподчинение, иерархия мотивов — Произвольность поведения — Первичные этические инстанции — Самосознание — Самооценка — Практическое овладение речью, развитие функций речи Способность к замещению, символическая функция сознания, условно-динамическая позиция, ориентация на смысл и характер человеческих отношений, умение осмысленно ориенти­роваться на позицию другого человека, эгоцентрическое мышление, артификализм, анимизм, децентрация мыш­ления, сенсорное развитие (усвоение сенсорных этало­нов), игровая роль, содер­жание, игры, сюжет, игра с правилами, игра-драматизация, режиссерская игра, идентификация, эго­центрическая речь, контекст­ная речь и т.д.
Кризис 7 лет Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции
Младший школьный возраст 6 – 7 – 10 лет Внутренняя позиция ученика как человека, совершенствующего самого себя   Учебная деятельность Особенности учеб­ного общения: роль учителя, роль свер­стников. Совместное обсу­ждение учебной проблемы — «Умение учиться» — Понятийное мышление — Внутренний план действий — Рефлексия — интеллекту­альная и личностная — Новый уровень произвольности поведения — Самоконтроль и самооценка — Ориентация на группу сверстников Зависимость уровня дости­жений от содержания и ор­ганизации учебной деятель­ности Психологическая готовность к школе, личностная готовность, умственная готовность, чувство компетентно­сти, познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования, школьная адаптация и дезадаптация, школьная фобия, школьная тревожность, неуспеваемость, труд, латентный период и др.
Кризис предподростковый «Мотивационный вакуум». Кризис самооценки. Ломка старой системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний. Рефлексивный оборот на себя
Подростковый, отроческий возраст 10-11 – 14-15 лет Формирование созна­тельного отношения к, себе как к члену об­щества. Благоприят­ные условия (сензи-тивность) для прояв­ления индивидуаль­ности Интимно-личностное общение сверстников (Д.Б. Эльконин) Общение в общест­венно полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн) Стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников. Подростковая груп­па как психологи­ческое пространство возникновения ос­новных новообра­зований подрост­ков. Подросток и взрос­лые: амбивалент­ность отношений, стремление к неза­висимости и по­требность в защите и поддержке — Чувство взрослости - но­вый уровень самосознания — Стремление к самоутверждению — Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей — Я-концепция — Формально-логическое (рассуждающее) мышление — Рефлексия «Гормональная буря», пубертатный период, половое созревание, идентичность, акцентуации характера (личностных особенностей), референтная группа, лидерство, кодекс товарищества, «личный миф», «воображаемая аудитория», подростковый эгоцентризм, стратегии преодоления трудностей, конфликты, стержневые интересы
Кризис перехода к юности (15 – 18 лет) Становление человека как субъекта собственного развития
Юность Ранняя – 15-17 лет. Поздняя – 17-21 год Поиск своего места в более широкой соци­альной общности, на­чало практической самореализации. Процесс самоопреде­ления как аффектив­ный центр социальной ситуации развития Учебно - профес­сиональная деятель­ность. Профессиональное самоопределение Потребность в не­формальном, дове­рительном общении со взрослыми. Дружба. Установление взаимоотношений с ли­цами противопо­ложного пола. Любовь — Потребность самоопределения — Готовность к личностно­му и профессиональному самоопределению — Жизненные планы — Устойчивое самосознание — Идентичность — Ценностные ориентации — Мировоззрение внутренняя позиция мужчи­ны (или женщины) Взрослость, жизненные задачи, социальные роли, модель типичного жизненного пути, психосоциальный мораторий, абстрактное мышление, философская рефлек­сия, ролевое смешение, диф­фузия идентичности, осозна­ние собственной уникально­сти, смысл жизни, юноше­ский максимализм
Кризис перехода к взрослости (18 – 20 лет) «Отрыв от родительских корней»
Взрослость: молодость и зрелость Ранняя взрослость (молодость, «вхождение в зрелость») – 20-30 лет. Средняя взрослость (зрелость) – 30-60 лет Принятие на себя полноты ответствен­ности Труд. Максимальная реали­зация сущностных сил человека. Спектр основных деятельностей — труд, семья, общение — остается постоянным, но изменяется их со­отношение Круг общения, свя­занный с профес­сиональной деятельностью. Освоение и реали­зация супружеских и родительско-детских отношений — Построение стратегии жизни — Феномен акме — Смысложизненные решения — Новый уровень интеллектуального развития (способность самому формулиро­вать проблемы, диалектиче­ское мышление) — Материнство/отцовство Взрослость, зрелость, самоактуализация, индивидуация, индивидуализация, акме, акмеология, карьера, профессионализм, генеративность, индивидуальный жизненный стиль, стили родительства, система социальных ролей, автобиографический метод, модель кризиса, модель перехода
Нормативные кризисы зрелости Кризис 30-летия— коррекция плана создание более упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье; кризис 40-летия (кризис середины жизни) — осознание утраты молодости; сомнение в правильности прожитой жизни как центральная проблема возраста; кризис 50 лет. Пути и способы преодоления возрастных кризисов
Взрослость: старение и старость Пожилой возраст (старение) – 60-75 лет. Старость – 75-90 лет. Долгожительство – свыше 90 лет Готовность к выходу на пенсию. Адаптация к новому социальному статусу. Поиск новых форм занятости Профессиональная деятельность в адаптированных формах. Структуризация и пе­редача жизненного опыта. Хобби. Прародительство. Постепенный отказ от активности Сужение круга об­щения. Взаимоотношения со взрослыми деть­ми и внуками — Принятие своей жизни — Жизненная мудрость — Счастливая старость — Интегрированность, цельность Пенсионный шок, стратегии старения, активное и пассивное старение, типологии ста­рости, освобождение от сек­суального рабства, изменения памяти, психологическое время в старости, отношение к смерти, отчаяние, счастли­вая старость
Кризис индивидуального существования Смерть как последнее критическое событие в жизни. Установки в отношении смерти

Наши рекомендации