Психолого-педагогической характеристики классного коллектива.

Объект исследования:Класс учащихся подросткового возраста.

Цель: Исследование межличностных отношений в классном коллективе.

Задачи:

- изучение проявления взаимоотношений в классном коллективе;

- развитие навыков эмпатийного взаимодействия с учащимися;

- освоение психодиагностических умений;

- обобщение знаний, полученных в ходе индивидуальной исследовательской работы – составление психолого-педагогическую характеристику классного коллектива, на основе которой в дальнейшем можно планировать воспитательные мероприятия;

- формирование профессиональной позиции педагога – развитие умения объективно оценивать собственные действия в осваиваемой профессионально-педагогической деятельности.

Этапы работы:

1. Ведение наблюдения за учащимися в учебно-воспитательном процессе.

2. Изучение классного коллектива с помощью разнообразных методов исследования.

3. Обработка полученных эмпирических материалов.

4. Рефлексивный анализ собственной деятельности (качество выполнения задания, впечатления от его выполнения, собственное отношение к заданию в целом, впечатления о практике и т.д.).

5. Оформление и предоставление отчета о проделанной работе вместе с выводами и рекомендациями.

Методы исследования:

- наблюдение за общением и поведением учащихся;

- тестирование (использование следующих диагностических методик: «Социометрия» Я. Л. Морено; карта – схема для определения психологического климата в коллективе Л.Н. Лутошкина; ЦОЕ; методика Сишора для определения индекса групповой сплоченности);

- беседа и другие вспомогательные методы.

Методические рекомендации.

Содержание задания базируется на знаниях, полученных в процессе изучения курсов «Психология развития» и «Социальная психология», которые дают представление студентам о социуме и взаимоотношениях в нем, движущих силах его развития и влиянии на формирование личности, особенностях межличностного общения в подростковом возрасте. Центральное звено данной практики – изучение влияния группового и межличностного взаимодействия на формирование отношений в классе. Учебная работа студентов предполагает проведение целенаправленного изучения межгрупповых и межличностных отношений в классе.

Отчет может быть оформлен в произвольной форме. Но он должен отражать весь комплекс вопросов, изученных и отработанных студентом за период практики. А именно:

1. Общие сведения о классе (количество учащихся, половозрастной состав и другие сведения, важные с точки зрения студента - практиканта).

2. История формирования коллектива.

3. Охарактеризовать взаимоотношения, возникающие в учебной деятельности: успеваемость, поведение на уроке, общение, взаимопомощь, уровень умственного развития, ведущие мотивы учения (на основе наблюдения, беседы, работы со школьной документацией).

4. Описать психологический климат в коллективе: наблюдая за данным классом, заполнить карту – схему Л.Н. Лутошкина для общей оценки основных проявлений психологического климата. Определить коэффициент взаимности и коэффициент удовлетворенности (по результатам социометрии), которые также помогут охарактеризовать психологический климат, эмоциональное благополучие учеников в данном классе.

5. Охарактеризовать межличностные отношения в коллективе:

Дать характеристику официальной структуры класса. Провести социометрический эксперимент, построить социоматрицу и социограмму.

Дать характеристику статусных положений учеников данного класса («Звезды», «Предпочитаемые», «Принятые», «Непринятые», «Пренебрегаемые»). Показать дифференциацию класса на группы учеников, занимающих разное место в системе личных взаимоотношений. Особое внимание обратить на лидеров и изолированных детей. Показать лидера (лидеров) данного класса, его направленность, отношения лидера с членами своей группы, отношения лидеров друг с другом, совпадает ли реальный и формальный лидер.

Определить причины неблагоприятного положения ученика в данном классе.

Определить коэффициент благополучия взаимоотношений и индекс изолированности.

Есть ли связь между положением ученика в системе личных взаимоотношений и его успеваемостью.

Охарактеризовать групповую структуру (центрирование или децентрирование), выявить количество подгрупп и их взаимосвязи.

6. Определить уровень развития группы как коллектива:

Пользуясь данными, полученными в ходе проведения социометрии, описать уровень развития группы как коллектива. С подростками для этой цели можно провести методику СПСК (социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива), построить социально-психологический рельеф группы как коллектива.

7. Охарактеризовать эмоционально-волевую сферу класса; охарактеризовать отношения между юношами и девушками. На основе наблюдения и данных социометрии определить, насколько общими являются взаимоотношения юношей и девушек; кто чаще выбирает противоположный пол; существует ли боязнь юношей обнаружить свою симпатию к девушке, и наоборот, и т.д. Связать полученные данные с возрастными особенностями подростков.

7. Охарактеризовать жизнь коллектива вне учебных занятий, показать связь родителей с жизнью класса.

8. Охарактеризовать личностные и профессиональные качества классного руководителя, его способы управления коллективом.

9. Описать статус, достижения, особенности класса в масштабе школы, его участие в общественной жизни школы.

10. Дать характеристику конфликтов среди учащихся, описать их психологическую природу, способы разрешения.

11. На основе проведенного исследования сделать окончательный вывод об особенностях межличностных отношений в данном классе.

12. Разработать психологически грамотные педагогические рекомендации (прежде всего, классному руководителю), определить тематику воспитательных мероприятий, направленных на разрешение выявленных проблем, и т.д.

13. Провести анализ собственной деятельности: описать чувства, эмоции, которые возникли как при выполнении задания по психологии, так и во время всей практики в целом, проанализировать возникшие затруднения и возможные способы их преодоления.

В конце отчета обязательно прилагаются исследовательские и диагностические материалы.

Критерии оценки качества выполнения задания:

1. Наличие в характеристике фактического материала (обоснованность гипотез результатами наблюдений, фактами, событиями школьной жизни, общением и поведения учеников, опыта общения с ними и т.д.).

2. Логичность, доказательность рассуждений о классном коллективе.

3. Психологическая аргументация выводов.

4. Раскрытие своеобразия, неповторимости данного класса учащихся.

5. Психологическая содержательность педагогических рекомендаций (усмотрение проблемы в межличностных отношениях, развертывание ее решения и т.д.).

6. Грамотное оформление отчета.

7. Своевременное предоставление отчета.

Литература для подготовки к исследованию и его выполнению:

1. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. Книга для учителей о психологии ученического коллектива. – М., 1988.

2. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – Кн. 3: Психодиагностика. - М., 2001.

3. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – Т. 2. - М., 2003.

4. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999.

Наши рекомендации