Изучение коллектива учащихся и составление его психолого-педагогической характеристики

Во время практики бакалавры проводят многообразную учебно-воспитательную работу с учащимися. Одно из направлений ее руководство коллективом школьников. Практиканты учат ребят жить и трудиться в коллективе, учатся сами организовывать коллективные дела, создавать и поддерживать внутри коллективные взаимоотношения. Овладение умениями работать с коллективом учащихся, может быть успешным, если практикант одновременно будет овладевать техникой изучения данной области. Вскрывать структуру коллектива, уровень развития, реально существующие отношения, направленность и др. Все это служит делу прогнозирования и планирования работы по совершенствованию коллективной деятельности учащихся, а в конечном счете – формирование личности каждого из них.

Предлагаемое задание нацеливает бакалавров – практикантов на изучение коллектива учащихся и составление его психолого-педагогической характеристики. На основе полученных сведений о коллективе класса составляется его психолого-педагогическая характеристика.

При всей важности предлагаемых приемов (анкетирование, дискуссии, беседы, социометрия) главным методом сбора материала должно быть включенное наблюдение. Напомним, включенное наблюдение предполагает участие самого наблюдателя в деятельности коллектива. В этом случае наблюдение ведется как бы изнутри общности, с позиции участника всех дел. Это наблюдение наиболее результативное.

Схема психолого-педагогической характеристики классного

Коллектива

1. Общие сведения о классном коллективе и история его формирования (количество учащихся, его поло-возрастной состав, наличие второгодников и новичков, смена классных воспитателей и т.д.).

2. Организация и руководство классного коллектива:

- Организующее ядро класса, его состав, характеристика активов (их инициативность, самостоятельность, настойчивость требовательность к себе и другим, авторитет среди товарищей и на чем он основан, организаторские способности, забота о товарищах, отношение к общественному мнению);

- Наличие в коллективе неофициальных «лидеров», характер их влияния на класс, причины этого влияния, отношения класса к «лидерам», наличие «отверженных», возможные пути отношения к ним товарищей;

- Взаимоотношения внутри коллектива (степень его сплоченности, наличие группировок их внутренняя основа и степень заинтересованности в общих делах класса; проявление взаимной требовательности, дружеской заботы, взаимопомощи и уважения; роль критики в коллективе, особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками; проявления товарищества и дружбы в коллективе, их внутренняя основа; «эмоциональное благополучие» отдельных членов коллектива;

- Личность классного воспитателя, его роль в становлении и развитии классного коллектива (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся их интересов и т.д.), отношение коллектива к классному воспитателю, его авторитет среди учащихся.

3 . Содержание и характер коллективной деятельности:

- учебная деятельность, общая характеристика успеваемости и учебной дисциплины, наличие и виды контроля за успеваемость. Отдельных учащихся, характер требований к ним классного воспитателя, актива всего коллектива. Взаимопомощь, ее форма и организация. Отрицательные моменты в учебной работе, (в каких формах они проявляются).

4 Культурно-массовая и оздоровительная деятельность:

- эстетические взгляды учащихся и их интересы в области искусства и литературы; участие членов коллектива в работе клубов по интересам, кружках;

- участие в спортивных секциях, различных соревнованиях, туристических походах; спортивные достижения класса и отдельных учащихся;

- общественно-полезный и производственный труд, его место и роль во внеклассной работе и жизни коллектива; виды и характер трудовой деятельности.

5 Общие выводы. Уровень развития и воспитанности классного коллектива, характер общего «эмоционального климата» в нем (бодрый, жизнерадостный, инертный, напряженно-нервозный и т.д.);определение основных недостатков в организации жизни коллектива, во взаимоотношениях его членов, возможные пути их ликвидации.

Приложение 7

Наши рекомендации