Изучение познавательных и личностных особенностей ученика, обеспечивающих успешность/неуспешность в учебном предмете.

Объект исследования:учащийся подросткового возраста.

Цель: Исследование интересов и склонностей школьника к учебному предмету, мотивации учебной деятельности, когнитивных свойств.

Задачи:

- изучение проявления возрастных и индивидуальных особенностей познавательной сферы подростка, сферы направленности;

- освоение психодиагностических умений;

- развитие навыков эмпатийного взаимодействия с учащимися;

- определение взаимосвязи между уровнем развития познавательных процессов школьника, мотивации учебной деятельности, интересами и его успеваемостью в школе;

- знакомство со спецификой деятельности педагога – предметника;

- обобщение знаний, полученных в ходе индивидуальной исследовательской работы – составление психолого-педагогическую характеристику учащегося как субъекта учебной деятельности;

- формирование профессиональной позиции педагога – развитие умения оценивать собственные действия в осваиваемой профессионально-педагогической деятельности.

Этапы работы:

1. Ведение наблюдения за учащимся в учебно-воспитательном процессе.

2. Диагностика индивидуальных и возрастных особенностей познавательной сферы учащегося (память, внимание, мышление, речь).

3. Исследование направленности личности.

4. Обработка полученных результатов.

5. Рефлексивный анализ собственной деятельности (качество выполнения задания, впечатления от его выполнения, собственное отношение к заданию в целом, впечатления о практике и т.д.);

6. Оформление и предоставление отчета о работе вместе с выводами и рекомендациями.

Методы исследования:

- наблюдение;

- тестирование;

- беседа и другие вспомогательные методы (анализ продуктов деятельности ученика и т.д.).

Методические рекомендации.

Содержание задания базируется на знаниях, полученных в процессе изучения курсов «Психология человека», «Психология развития» и «Педагогическая психология». Его выполнение нацелено на ориентировку студентов в психологической реальности, которая проявляется в педагогической деятельности.

Отчет может быть оформлен в произвольной форме. Но он должен отражать весь комплекс вопросов, изученных и отработанных студентом за период практики. А именно:

1. Общие сведения об ученике (без указания фамилии).

2. Описать мотивы, обусловившие выбор данного ученика студентом (успеваемость/неуспеваемость подростка по данному предмету).

3. Дать характеристику мотивации учебной деятельности школьника.

4. Определить преобладающий уровень успеваемости по данному предмету (работа со школьной документацией).

5. Описать интересы подростка к данному предмету (используя данные, полученные в ходе беседы с подростком, анкетирования или тестирования).

6. Определить состояние дисциплины и ответственности подростка в учебной деятельности, исходя из наблюдения и беседы с ним (дисциплинирован или нет, насколько переживает промахи и т.д.).

7. Охарактеризовать познавательный аспект:

- интеллектуальная восприимчивость, полнота, прочность, систематичность восприятия и наблюдения;

- внимательность на уроках (умение концентрировать, распределять внимание, устойчивость, объем внимания);

- быстрота, точность, прочность запоминания учебного материала, владение приемами осмысленного запоминания;

- владение приемами умственной деятельности: анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация, абстрагирование;

- наличие интеллектуально-творческих качеств (творческое воображение, оригинальность, ассоциативность мышления, интуиция).

8. Охарактеризовать особенности взаимоотношений подростка с учителем – предметником (на основе наблюдения и беседы с учащимся).

9. На основании проведенного исследования сделать окончательные выводы: рассуждения об успеваемости/неуспеваемости подростка по данному учебному предмету в целом с учетом результатов проведенного исследования. Также необходимо показать взаимосвязь между учебной мотивацией, интересами, возрастными и индивидуальными особенностями познавательных процессов, особенностями взаимоотношений с учителем – предметником, - и успеваемостью ученика при обучении, успешностью овладения учебным предметом.

10. Разработать психологически грамотные педагогические рекомендации (ученику, родителям, учителю – предметнику).

11. Провести анализ собственной деятельности: описать чувства, эмоции, которые возникли как при выполнении задания по психологии, так и во время практики в целом, необходимо проанализировать возникшие затруднения и возможные способы их преодоления.

В конце отчета обязательно прилагаются исследовательские и диагностические материалы.

Критерии оценки качества выполнения задания:

1. Подтверждение теоретических предположений фактическим материалом (обоснованность гипотез результатами наблюдений, фактами, событиями школьной жизни, признаками поведения ученика, опыта общения с ним и т.д.).

2. Психологическая аргументация выводов.

3. Психологическая содержательность педагогических рекомендаций (усмотрение причин успеваемости/неуспеваемости по учебному предмету, их раскрытие и т.д.).

4. Грамотное оформление отчета.

5. Своевременное предоставление отчета.

Литература для теоретического обзора при подготовке к исследованию и его выполнению:

1. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1982.

2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2001.

4. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова.- М., 1990.

Литература для методической подготовки к исследованию и его выполнению:

1. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – Кн. 3: Психодиагностика.- М.: 2001.

2. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб, 2001.

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. – Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста - М., 2003.

Наши рекомендации