Примерная схема психолого-педагогической характеристики коллектива класса

________Школы № _____

Психологическая характеристика Психолого-педагогические выводы и рекомендации
I. Общие сведения о школе, классе, истории формирования класса.
Материальная база школы, санитарно-гигиеническое состояние школы и класса. Время существования классного коллектива, изменение его состава, смена учителей. Число учащихся, пол, возраст. Социальное положение родителей. Методы: наблюдение, беседа с учителями, завучем, анализ документации. Какие из этих факторов благоприятно, а какие неблагоприятно сказываются (или могут сказываться в будущем) на развитии классного коллектива? Какие неблагоприятные воздействия следует скорректировать? Как это можно сделать?
II. Официальная структура класса.
Актив класса, его роль в организации общественной жизни класса, распределение обязанностей между учащимися, официальные лидеры, успешность их деятельности, их авторитет. Личностные особенности этих лидеров (инициативность, ответственность, настойчивость, требовательность, организаторские способности, стиль лидерства, отношение к ребятам). Методы: наблюдение, анализ документации, беседа с учителем, активом, отдельными учениками. Удачно ли распределены обязанности между учениками, учтены ли их интересы, склонности? Что следовало бы изменить? Удачно ли подобраны лидеры? На чем основывается их авторитет? Как складывается позиция лидера на развитии личности данного ученика? Что следует изменить, чтобы избежать отрицательного влияния лидерства?
III. Неофициальная структура класса.
Межличностные взаимоотношения учащихся. Наличие группировок, на каком основании они образовались, их влияние на класс. Неофициальные лидеры, их направленность и влияние на коллектив. Их личностные особенности. Характеристика отверженных и изолированных причины неблагоприятного положения этих учащихся. Методы: референтометрия, наблюдение, беседа. Для изучения индивидуальных особенностей лидеров использовать методики по темам: «Личность», «Темперамент». Степень сходства официальных и неофициальных структур коллектива. На чем основывается авторитет неофициальных лидеров? Какие поручения можно предложить положительным неофициальным лидерам? Как можно нейтрализовать влияние отрицательных лидеров или изменить их направленность? Пути ликвидации нежелательных группировок. Причины изоляции или отвержения в группе. Возможные пути изменения изолированных и отверженных членов коллектива.
IY. Психологический климат коллектива.
Преобладающий эмоциональный тон в классе (бодрый, жизнерадостный, напряженный и т.д.). Степень сплоченности, проявления чуткости, заботы, взаимопомощи, уважения, требовательности. Взаимоотношения между мальчиками и девочками. Эмоциональное благополучие и неблагополучие отдельных членов коллектива. Методы: наблюдение, беседа с отдельными учениками, позволяющая выяснить их психологическое самочувствие в классном коллективе. Факторы, определяющие психологический климат данного коллектива. Возможные пути устранения отрицательных факторов. Способы повышения сплочённости данного коллектива, формирование отношений дружбы, сотрудничества, взаимной помощи и уважения. Причины эмоционального неблагополучия отдельных учеников, пути его устранения.
V. Коллектив в учебной и внеучебной деятельности.
Успеваемость, отношение учащихся к учению, степень развития познавательных интересов, мотивы учения. Дисциплина на уроке и в выполнении домашних заданий. Место общественнополезного труда во внеклассной деятельности, виды труда, отношение к нему учащихся, проявление дисциплины в трудовой деятельности. Внеучебные занятия класса (коллекционирование, музыка, спорт, танцы и т.д.). Участие классного коллектива в общественной жизни. Методы: наблюдение, беседа, анализ документации. Охарактеризовать основные трудности в обучении и воспитании данного коллектива. Каковы пути их преодоления?
VI. Массовидные явления в коллективе.
Общественное мнение в классе, коллективные переживания, подражение (мода, манера поведения), соревнование, проявление внушаемости и конформизма, психологическая совместимость. Описать и проанализировать отдельные примеры влияния коллектива на личность и личности на коллектив. Методы: наблюдение, беседа. Формирование общественного мнения, преодоление отрицательных массовидных явлений. Возможные пути использования массовидных мнений в педагогически целесообразных формах.
VII. Личность классного руководителя.
Стаж работы учителя, его личностные особенности, общая культура, наличие организаторских способностей, знание психологии учащихся, авторитет среди учеников, стиль педагогического общения (авторитарный, демократический, либеральный). Методы: наблюдение, беседа. Положительные и отрицательные стороны в работе учителя, пожелания ему.
VIII. Уровень (стадия) развития коллектива.
Определить стадию развития коллектива. Специфические черты коллектива, тенденции его развития. Методы: наблюдение, беседа с активом, всем классом, учителями. Определить, какие стороны жизни и деятельности класса необходимо формировать, чтобы он поднялся на следующую ступень развития.
IX. Работа по формированию коллективных отношений и воспитанию отдельных учащихся.
Описать проведённую во время исследования работу по сплочению класса, по перестройке её официальной и неофициальной структуры, по преодолению отрицательных явлений (Списывание, подсказки и т.п.). Какое влияние удалось осуществить на отдельных учеников. Проанализировать свою работу, удалось ли достичь поставленных целей, какие были сделаны ошибки.


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА- ПРАКТИКАНТА.

В течение практики студент выполняет функции помощника классного руководителя. В соответствии с ними практикант планирует воспитательную работу с детьми, еженедельно организует и проводит классные часы (в разных формах), ведёт работу по воспитанию детского коллектива, организует школьные перемены, участвует в подготовке и проведении родительского собрания.

I неделя практики.

Процесс планирования учебно-воспитательной работы должен завершиться на 3-ий день практики.

В процессе воспитательной работы с детьми необходимо предусмотреть разные формы внеклассных занятий (не менее 4-х) в т.ч. обязательно: нравственно- этическую беседу, классный час- собрание, викторину, игры.

На последнюю неделю планируется зачётное мероприятие.

На I-йже неделе практики студент должен принять участие в работе коллоквиума по методике воспитательной работы и по результатам его получить зачёт.

На этой неделе важно изучить классную документацию (журнал класса, личные дела и дневники учащихся, планы классного руководителя).

II- III неделя практики

В течение II – III недели студент практикант обязан:

- строго выполнять план воспитательной работы, заранее готовясь к намеченным мероприятиям;

- является на консультации и преподавателям педагогики, заверять у них планы- конспекты воспитательных занятий;

- принимать участие в школьных праздниках;

- посещать и анализировать воспитательные мероприятия своих сокурсников;

- внимательно следить за развитием взаимоотношений в классном коллективе, вести соответствующие записи в дневнике психолого-педагогических наблюдений.

- организовывать школьные перемены.

IV- III неделя практики.

На этой неделе необходимо:

- провести зачётное воспитательное мероприятие, заранее пригласив на него преподавателей ВУЗа и сокурсников- практикантов;

- провести самоанализ его в дневнике;

- завершить и оформить в дневнике записи с наблюдениями за классом, написать психолого-педагогическую характеристику (на класс или ученика).

При оценке воспитательной работы должны учитывать основные показатели работы студента- практиканта в качестве классного руководителя:

Умение правильно определять и выполнять основные воспитательные задачи в работе с данным детским коллективом.

1. Качество и количество проведённых воспитательных мероприятий.

2. Педагогические умения и навыки, проявленные при проведении воспитательных мероприятий.

3. Уровень ответственности в отношении к делу.

4. Умение анализировать воспитательные мероприятия.

5. Грамотное владение методами и методикой воспитательной работы.

6. Отношение к своим обязанностям классного руководителя: дисциплинированность, самостоятельность, инициатива, творчество.

7. Умение организовать общение с учащимися.

8. Умение вести повседневную («черновую») воспитательную работу.

Приложение № 36

Наши рекомендации