Определение предмета, объекта исследования, постановка целей, задач исследования и выдвижение гипотез, подбор методов и методик

Предметом исследования становятся определенные стороны или отношения объектов, психические процессы, состояния или свойства людей, функции и характеристики отдельных психических явлений, связи и влияние их друг на друга. В качестве предмета исследования может выступать, например, самооценка младших школьников, тогда объектом исследования будет группа младших школьников. Предмет исследования определяет тему исследования.

Объектом исследования могут быть определенные формы поведения, деятельности людей (или животных), психические явления (процессы, состояния, свойства). Например: самооценка младшего школьника может быть объектом исследования. В таком случае предметом исследования могут стать факторы формирования его самооценки.

Если объект исследования - учебная деятельность школьника, процесс психического развития на определенной возрастной ступени, то предметом исследования могут стать определенные психологические факторы, механизмы, закономерности.

Если объектом исследования являются психические процессы, то предметом могут стать структура, взаимосвязи, механизмы.

Если объектом исследования будут психические состояния, то предметом его будут их проявления, причины, механизмы возникновения, последствия.

Если объектом исследования оказываются психические свойства, то предметом его могут стать индивидуальные особенности, проявления, факторы и механизмы развития, связь с другими свойствами.

Таким образом, понятия предмета и объекта психологического исследования относительны и характеризуются только во взаимной связи.

На основе изучения литературы по выбранной проблеме студент - исследователь ставит цель и задачи эмпирического исследования или инновационной работы в области практической психологии.

Цель исследования характеризует его ожидаемый результат. Какие же результаты научной и практической работы могут ожидаться в психологии? Вот некоторые из них, достаточно типичные:

1. Изучение психического явления.

2. Описание психологического феномена.

3. Изучение структуры психического явления (или факторов, на него влияющих).

4. Выявление психологических различий у испытуемых, относящихся к разным группам.

5. Выявление взаимосвязи психических явлений у одних и тех же испытуемых.

6. Изучение динамики возрастного развития определенных психических процессов, свойств, состояний.

7. Изучение изменений психического явления в определенных условиях, например, в результате коррекционной работы.

8. Обобщение, классификация, типологизация каких-либо данных.

9.Разработка и апробация (или адаптация) методики научного исследования.

11.Разработка или адаптация к новым условиям методики консультирования, коррекционной или развивающей психологической работы.

Цель работы обычно заключается в том, чтобы: «Изучить...», «Выявить...», «Рассмотреть...», «Определить...», «Дать характеристику...», «Доказать...». В любом случае работа должна содержать определенную новизну (поиск новых знаний, новых методов исследований или психологической практики или применение существующих знаний, методов исследования к новым условиям) и творческий подход к решению проблемы.

Задачи исследованияконкретизируют его цель и подразделяют ее достижение на определенные этапы. Последовательно решая поставленные задачи, исследователь или практический психолог продвигается к достижению цели. Обычно в исследовании рекомендуется формулировать не более 5 задач.

Планирование эмпирического исследования предполагает подбор методов и методик исследования и обработки полученных эмпирических данных, прогнозирование выборки участников исследования, определение места и условий его проведения. С методологическими основами и рекомендациями по планированию и проведению эмпирического исследования можно подробнее познакомиться в ряде книг (Дружинин, 1997; Корнилова, 1997; Немов, 1998; Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии, 2000; Куликов, 2001).

При планировании исследования формулируется рабочая гипотеза как временное предположение, необходимое для систематизации фактического материала, после анализа которого гипотеза уточняется.

Общая гипотеза определяется целью всего исследования. Кроме этого формулируются частные гипотезы, которые подлежат эмпирической проверке и представляют собой предположительные ожидаемые результаты. Гипотеза должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (доказываемой или опровергаемой) с помощью определенных методов научной психологии. Для этого понятия, которые она использует, и соответствующие суждения предположительного характера должны быть достаточно четкими и конкретными. Необходимо определить экспериментальные и математико-статистические критерии, при которых исследователь может однозначно утверждать: подтвердилась гипотеза или нет. Доказательство гипотез основывается на фактах, аргументах и процедуре логических выводов.

Для решения поставленных задач подбираются соответствующие методы. При выборе методов и методик эмпирического исследования начинающий исследователь должен опираться на знания и умения, полученные им при изучении соответствующих психологических дисциплин. Для сбора первичных данных могут использоваться такие методы как наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, анализ документов. Необходимо помнить, что каждый из них имеет определенные преимущества и недостатки. В процессе эмпирического исследования собираются объективные и субъективные данные. Объективные показатели обладают целым рядом преимуществ с точки зрения доказательности, поэтому им обычно отдается приоритет. Для обеспечения ясности и достоверности научных выводов важно уже на ранних стадиях исследования точно определить переменные (независимые и зависимые), которые будут изучаться. Должны быть предусмотрены возможность управления независимой переменной и способы регистрации зависимой переменной. Необходимо спланировать, какие показатели, и в каких условиях будут регистрироваться, и основанием для каких выводов будут служить. Измерение изучаемых психических явлений - неотъемлемая черта научного подхода. Независимо от типа исследовательских задач всегда следует искать возможность получить и представить количественные данные по изучаемому объекту, явлению или закономерности в определенной шкале: номинативной (шкала наименований), порядковой, интервальной (шкала интервалов) или шкале отношений.

Планируя методики и процедуру эмпирического исследования, важно обращать внимание на их валидность и надежность. Использование методик других авторов предполагает знание условий их разработки и предшествующей апробации. Текст методики, который содержит только вопросы (или задания) к испытуемому, ключ для оценки ответов и интерпретацию, существенно ограничивает возможности ее использования в научном исследовании. К применению ранее полученных норм в собственном исследовании нужно относиться очень осторожно, поскольку чаще всего они являются статистическими и зависят от выборки испытуемых и условий проведения методики.

Наши рекомендации