Использование методов математической статистики при обработке первичных эмпирических данных

Использование статистических методов необходимо для повышения достоверности выводов как в научном исследовании, так и в разработке в области практической психологии. При этом не рекомендуется ограничиваться использованием таких показателей, как средние арифметические и проценты. Они чаще всего не дают достаточных оснований для обоснованных выводов из эмпирических данных.

Для выбора статистических критериев и знакомства с основами их применения для обработки эмпирических данных можно использовать ряд пособий (Наследов 2005, Сидоренко 2001). Множество критериев, приводимых обычно в учебниках по математической статистике, и сложное описание процедур их вычисления часто смущает начинающего исследователя. Многие из них используются достаточно редко. Каждый исследователь (и научный руководитель в том числе) предпочитает статистические критерии, исходя из своих знаний, опыта, типа задачи и вида данных, которые подлежат обработке.

Выбор метода математической обработки полученных эмпирических данных - очень важная и ответственная часть исследования. И делать это лучше до того, как получены данные. При планировании исследования необходимо заранее продумать, какие эмпирические показатели будут регистрироваться, с помощью каких методов будут обрабатываться, и какие выводы при разных результатах обработки можно будет сделать. Полезным руководством при этом может стать классификация задач и методов их решения, которую приводит Е. В. Сидоренко (2001, с. 34).

При выборе математико-статистического критерия нужно, прежде всего, идентифицировать тип переменных (признаков) и шкалу, которая использовалась при измерении психологических показателей и других переменных - например, возраст, состав семьи, уровень образования. В качестве переменных могут выступать любые показатели, которые можно сравнивать друг с другом (то есть измерять). Это может быть время выполнения задания, количество ошибок, уровень самооценки, количество правильно решенных задач и качественные особенности их выполнения, личностные показатели, получаемые в психологических тестах, и другие. Следует иметь в виду, что в области практической психологии могут широко использоваться номинативные и порядковые шкалы. Речевые высказывания клиента, виды поведенческих реакций, улыбки, взгляды, - все это может рассматриваться в качестве переменных. Главное - иметь четкие и ясные критерии их отнесения к тому или иному типу в зависимости от поставленных гипотез и задач.

При выборе математико-статистического критерия нужно ориентироваться также на тип распределения данных, который получился в исследовании. Параметрические критерии используются в том случае, когда распределение полученных данных рассматривается как нормальное. Нормальное распределение с большей вероятностью (но не обязательно) получается при выборках более 100 испытуемых (может получиться и при меньшем количестве, а может не получиться и при большем). При использовании параметрических критериев необходима проверка нормальности распределения.

Для непараметрических критериев тип распределения данных не имеет значения. При небольших объемах выборки испытуемых, используемых обычно в начальной исследовательской работе, целесообразно выбрать непараметрические критерии, которые дают большую достоверность выводам, независимо от того, получено ли в исследовании нормальное распределение данных. В некоторых случаях статистически обоснованные выводы могут быть сделаны даже при выборках в 5-10 испытуемых.

Большинство психологических работ сводятся к нескольким типам исследовательских задач, которые и предопределяют тип математико-статистического критерия.

Во многих исследованиях осуществляется поиск различий в психологических показателях у испытуемых, имеющих те или иные особенности. При обработке соответствующих данных могут использоваться критерии для выявления различий в уровне исследуемого признака или в его распределении. Для определения значимости различий в проявлении признака в психологических исследованиях часто используются такие показатели, как парный критерий Вилкоксона, U-критерий Манна-Уитни.

Во многих исследованиях осуществляется поиск взаимосвязи психологических показателей у одних и тех же испытуемых. Для обработки соответствующих данных могут использоваться коэффициенты корреляции. Связь величин друг с другом и их зависимость часто характеризуется коэффициентом линейной корреляции Пирсона и коэффициентом ранговой корреляции Спирмена.

Структура данных (и соответственно структура изучаемой психологической реальности), а также их взаимосвязь выявляется факторным анализом.

Во многих исследованиях интерес представляет анализ изменчивости признака под влиянием каких-либо контролируемых факторов, или, другими словами, оценка влияния разных факторов на изучаемый признак. Для математической обработки данных в таких задачах может использоваться U-критерий Манна-Уитни, критерий Краскела-Уоллиса, критерий Вилкоксона, критерий Фридмана. Однако для исследования влияния, а тем более взаимовлияния нескольких факторов на изучаемый параметр полезнее может оказаться дисперсионный анализ. Исследователь исходит из предположения, что одни переменные могут рассматриваться как причины, а другие как следствия. Переменные первого рода считаются факторами, а переменные второго рода - результативными признаками. В этом отличие дисперсионного анализа от корреляционного, в котором предполагается, что изменения одного признака просто связаны с определенными изменениями другого (Сидоренко, 2001, с. 225).

Во многих исследованиях выявляется значимость изменений (сдвига) каких-либо психологических, поведенческих параметров и проявлений за определенный промежуток времени, в определенных условиях (например, в условиях коррекционного воздействия). Формирующие эксперименты в практической психологии решают именно эту задачу. Для обработки соответствующих данных могут использоваться коэффициенты для оценки достоверности сдвига в значениях исследуемого признака. Для этого часто применяются критерии знаков, критерий Вилкоксона.

Важно обратить внимание на ограничения, которые имеет каждый критерий. Если один критерий не подходит для анализа имеющихся данных, всегда можно найти какой-либо другой, возможно, изменив тип представления самих данных. Прежде чем обрабатывать эмпирические данные, полезно проверить, существуют ли в пособии, которым вы пользуетесь, критические значения, соответствующие количеству и типу ваших данных. В противном случае вас может ждать разочарование, когда ваши подсчеты окажутся напрасными по причине отсутствия в таблице критических значений при объеме выборки, которая у вас была.

После знакомства с процедурой вычисления критерия можно проводить «ручную» обработку данных или воспользоваться статистической программой персонального компьютера. Для компьютерной обработки наиболее популярны среди психологов программы Statistica и SPSS (пользоваться этой программой можно научится с помощью учебного пособия Наследова, где приводится пошаговый алгоритм действий).

Подведение итогов практики

В конце практики в сроки, обозначенные приказом по университету, проводится итоговая конференция студентов, на которой предоставляются и рассматриваются отчеты о научно-исследовательской практике.

Зачеты проводятся руководителем практики от университета, по результатам которых выставляется соответствующая оценка.

Оценка результатов практики производится по пятибалльной
системе и учитывается при переводе на последующие курсы и назначении
стипендий, наряду с оценками по учебным дисциплинам.

Студенты, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.

Студенты, не выполнившие программы практики без уважительной причины, получившие неудовлетворительную оценку, не предоставившие отчет в установленные сроки, представляются к отчислению из университета как не выполнившие образовательную программу в установленные сроки.

Список рекомендуемой литературы

1. Айзенк Г.Й. Как измерить свой интеллект. Коэффициент IQ : [пер. с англ.] / Г. Й. Айзенк. - 2-е изд. - СПб. : Северо-Запад, 2005 ; Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 223 с. : ил. - ISBN 5-93835-016-6 : 36-00.

2. Анастази А. Психологическое тестирование = Psycological testing / А. Анастази, С. Урбина ; общ. науч. ред. А.А. Алексеева. - 7-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2002. - 688 с. : ил. - (Мастера психологии). - ISBN 5-272-00106-0. - ISBN 0-02-303085-2 (англ.) : 115-00.

3. Баррет Дж. Проверь себя : тесты: [пер. с англ. яз.] / Баррет, Дж. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2007. - 247 с. : ил. - (Практическая психология). - ISBN 978-5-469-00433-2 : 146/07.

4. Большая энциклопедия психологических тестов / [авт.-сост. А. Карелин]. - М. : ЭКСМО, 2005. - 415 с. : ил. - ISBN 5-699-13698-3 : 233-00.

5. Бочарова Г.В. Психология. Тесты : учеб. пособие / Г. В. Бочарова, М. Г. Степанова ; Моск. психолого-социальный ин-т. - М. : Флинта: Изд-во МПСИ, 2006. - 158 с. - ISBN 5-89349-889-5 : 101-00.

6. Брайон М. Тесты для профессионального отбора / М. Брайон, С. Модха. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2005. - 142 с. - (Практическая психология). - ISBN 5-469-00184-9 : 63-00.

7. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2002. - 519 с. : ил. - (Мастера психологии). - ISBN 5-88782-336-4 : 95-00.

8. Ганзен В.А., Багин В.Д. Теория и методология психологического исследования. Практическое руководство. - СПб., 1991.

9. Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - М.: Прогресс, 1976.

10. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента : учеб. пособ. для студ. вузов: пер. с англ. / Р. Готтсданкер. - М. : ACADEMIA, 2005. - 366 с. : ил. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-2005-1 : 229-90.

11. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование.- СПб.: Питер, 2004.

12. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология : учеб. для вузов / В. Н. Дружинин. - 2-е изд., доп. - СПб. : Питер, 2008. - 318 с. - (Учебник для вузов). - Доп. МО РФ. - ISBN 978-5-8046-0176-9 : 220-00.

13. Дружинин В.И. Структура и логика психологического исследования. - М., 1993.

14. Еникеев М.И. Психологическая диагностика : Стандартизир. тесты / М. И. Еникеев. - М. : ПРИОР, 2002. - 283 с. : ил. - ISBN 5-7990-0754-9 : 94-00.

15. Забродин Ю.М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития. //История становления и развития экспериментальной психологии. - М., 1990

16. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студентов высших учебных

заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 208 с.

17. Крамер Д. Математическая обработка данных в социальных науках: современные методы : учеб. пособие: пер. с англ. / Д. Крамер. - М. : ACADEMIA, 2007. - 288 с. - Рек. УМО. - ISBN 978-5-7695-2878-1 : 269-50.

18. Крокер Л. Введение в классическую и современную теорию тестов : учебник: пер. с англ. / Л. Крокер, Алгина, Дж. - М. : Логос, 2010. - 667 с. - ISBN 978-5-98704-437-5 : 607-20.

19. Крылов А. А., Юрьев А. И. Этические принципы и правила работы психолога // Практикум по общей, экспериментальной психологии

20. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. - СПб., 1994.

21. Кушков Л. В. Психологическое исследование. - СПб.: Речь, 2001

22. Митина, О.В. Математические методы в психологии : практикум: учеб. пособие для вузов / О. В. Митина. - М. : Аспект Пресс, 2008. - 237 с. : ил. - Рек. Советом по психологии УМО. - ISBN 978-5-7567-0485-3 : 283-80.

23. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. – СПб.: Питер, 2005.

24. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

25. Популярные психологические тесты / сост. Е.А. Андреева. - М. : Мир книги, 2006. - 318 с. - ISBN 5-486-00597-0 : 103-00.

26. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др. / Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000.

27. Практическая психодиагностика : методики и тесты: учеб. пособие / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара : Бахрах М, 2005. - 668 с. - ISBN 5-89570-005-5 : 175-00.

28. Психодиагностика персонала : методики и тексты. Т.1 / ред. сост. Д.Я. Райгородский. - Самара : БАХРАХ-М, 2007. - 435 с. - (Менеджмент). - ISBN 978-5-94648-053-6 : 650-00.

29. Психодиагностика персонала : методики и тексты. Т.2 / ред. сост. Д.Я. Райгородская. - Самара : БАХРАХ-М, 2007. - 559 с. - (Менеджмент). - ISBN 978-5-94648-054-3 : 650-00.

30. Психологические тесты : [энцикл.] / [сост. С. Касьянов]. - М. : ЭКСМО, 2005. - 607 с. : ил. - (Полная карманная энциклопедия). - ISBN 5-699-03239-8 : 114-00.

31. Рассел, К. Протестируйте свой IQ : пер. с англ. / К. Рассел, Ф. Картер. - М. : ЭКСМО, 2006. - 157 с. : ил. - ISBN 5-699-17090-1 : 34-28.

32. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2001.

Наши рекомендации