Выбор объекта, предмета исследования, определение цели и задач исследования

Рис. Последовательность работы по выбору темы исследования.

Определение направления

Выбор объекта, предмета исследования, определение цели и задач исследования - student2.ru

Выбор темы

Выбор объекта, предмета исследования, определение цели и задач исследования - student2.ru

Уточнение темы

Выбор объекта, предмета исследования, определение цели и задач исследования - student2.ru

Конкретизация проблемы

(происходит через определение таких позиций)

Выбор объекта, предмета исследования, определение цели и задач исследования - student2.ru

Актуальность

Связи с планами НИР и научными программами

Цель, задачи

Методы

Предмет и объект исследования

Ожидаемые результаты (общий обзор, новизна)

Практическое значение

Структура исследования

Рабочая гипотеза

Необходимый инструментарий

Ожидаемый эффект от практического применения

Выбор объекта, предмета исследования, определение цели и задач исследования.

Цель исследования – это конечный результат, на достижение которого оно направлено. Цель исследования большей частью содержится в формулировании темы. Важно чтобы цель адекватно отражалась в теме работы. Она должна быть сформулирована достаточно коротко и конкретно. Цель содержит в обобщенном виде ожидаемые результаты и задачи. Четкое вúдение научной цели исследования является предпосылкой целенаправленной деятельности исследователя, активизирует его творческий потенциал. Она может касаться разнообразных теоретических, прикладных вопросов. Как правило, ее усматривают в выявлении зависимостей между определенными факторами, выяснении связей между явлениями, установлении условий устранения недостатков в процессах, раскрытии возможностей усовершенствования процессов, познании закономерностей и тенденций развития и др. Нежелательно использовать таки слова как «исследование», «изучение», т.к они указывают на способ достижения цели, а не на саму цель.

Цель исследования конкретизируется в его задачах, которые дают представление о его направленности. Задачи раскрывают цель исследования, подчиняются ей и в совокупности должны быть адекватными ей. Крайне нежелательно, чтобы в формулировании задач присутствовали такие обороты как «изучить», «ознакомится», «исследовать», т.к. они указывают не на результаты, а на технологические процедуры исследования.

Наличие цели и задач является предпосылкой для обоснованного выбора методов, средств (анкет, тестов, приборов и т. п.) исследования, методов обработки результатов исследования, способов, с помощью которых они будут интерпретированы и соответственно оформлены. В программе работ также отображают пути внедрения результатов исследования (апробация) (устные выступления, публикации и т. п.).

Объект исследования – это процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию или требует получения более подробного знания.

Предметом выступает явление или процесс, который находится в пределах объекта и рассматривается как элемент, часть объекта исследования.

Сбор, накопление, систематизация и изучение необходимой научной информации, что подразумевает поиск, изучение и анализ литературных и других источников по теме исследования; проведение эмпирических исследований.

Накопление материалов должно быть систематическим. Этот процесс подразумевает поиск, изучение и анализ литературных и других источников по теме исследования, проведение эмпирических исследований.

Для сбора информации применяют разнообразные методы научного исследования. Их выбор зависит от цели и задач исследования. Все методы должны быть направлены на проверку убедительности выдвинутых в гипотезе предположений. Важную роль в подтверждении гипотезы играет эксперимент.

Эксперимент как составная часть научного исследования является одним из способов получения новых научных знаний. Главной целью эксперимента может быть выявления свойств исследуемых объектов, проверка справедливости гипотез и на этой основе всестороннее и глубокое изучение темы научного исследования.

Основой эксперимента является научно поставленный опыт, в процессе какого изучения явлений происходит по помощи целесообразно выбранных или искусственно созданных условий. Они обеспечивают возникновение процессов, наблюдение за которыми необходимое для установление закономерных связей между явлениями. Понятие «эксперимент» означает действие, направленное на создание условий ради изучения определенного явления. В научном языке и в исследовательской деятельности экспериментом называют ряд родственных понятий: опыт, целенаправленное наблюдение, воспроизведение объекта познания, организацию особых условий его осуществления, проверку прогноза. Вообще экспериментом считают научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в специальных условиях, которые дают возможность воссоздавать его каждый раз при повторении этих условий.

Разработка гипотезы.

Важным элементом исследования является его гипотеза — возможный (предвиденный) ответ на вопрос, который ставит перед собой исследователь;научно обоснованное предположение о причине, которая вызывает следст­вие.

Составляется она из предвиденных связей между исследуемыми фактами. Формулирование гипотезы начинается во время раздумий над целью и задачами исследования. При формулировании гипотезы большую роль играет интуиция исследователя. Анализируя состояние избранной для исследования проблемы, исследователь размышляет над необходимостью выяснить прежде всего наиболее актуальные вопросы, сформировать предыдущее представления о связях, которые могут существовать между известными фактами. На этой основе постепенно возникает представление о гипотезе исследования.

Необходимость гипотезы в научном исследовании обусловлена такими причинами:

– гипотеза является своеобразным компасом, который определяет направление деятельности исследователя;

– удачно сформулированная гипотеза предотвращает неопределенность будущих результатов исследования;

— гипотеза направляет мысли исследователя и четко очерчивает круг материалов, которые должны быть собраны в процессе исследования.

Чтобы правильно сформулировать гипотезу, необходимо иметь широкий кругозор в сфере, к которой принадлежит исследуемая проблема, хорошо знать ее исторические предпосылки, теоретические основы.

По своей сущности гипотезы могут быть индуктивными и дедуктивными. Для индуктивной гипотезы характерно выделение отдельных фактов, на основе которых строят обобщающие заключения. Подпочва дедуктивной гипотезы образовывает общее положение, благодаря которому строят заключения о связях между частными явлениями.

Убедительность гипотезы определяют и доказывают экспериментально. Гипотеза всегда должна проверяться. Проверка состоит, во-первых, в установлении того, что следствие, вытекающее из гипотезы, действительно совпадает с наблюдаемыми явлениями; во-вторых, что вся совокупность наблюдаемых явлений с ее помощью находит достаточное объяснение, и, в-третьих, что данная гипотеза не противоречит тому, что счи­тается в науке уже доказанным.

Эффективность гипотезы зависит от того, насколько она является рациональным предположением, а не поспешной догадкой, просто и четко сформулированной, адекватной относительно определенного вопроса. Гипотеза должна отвечать фактам, на основе которых она образована и для объяснения которых она предназначена; учитывать раньше открытые закономерности, но не противоречить известным результатам исследований; объяснять определенный круг явлений действительности; предусматривать новые факты, явления и связи между ними; быть доступной для эмпирической проверки. Гипотеза может и препятствовать процессу исследования, если она не учитывает специфики исследуемых явлений.

5. Выбор методов исследования, которые являются инструментами получения фактического материала, а также его теоретического обобщения, необходимым условием достижения поставленной цели.

6. Уточнение проблемы (темы) и составление программы и плана исследования. Предварительное формулирование проблемы научного исследования не всегда является окончательным. Во время изучения избранной для исследования проблемы выясняются ее аспекты, рассмотренные и разрешенные раньше, что дает возможность конкретизировать вопросы, которые еще нуждаются в своем разрешении. Соответственно этому формулирование проблемы может суживаться или расширяться, а ее название – уточняться.

После уточнения проблемы составляют программу (план) исследования, цель которой заключается в обеспечении систематичности и последовательности работ в процессе исследования. Программа прежде всего предусматривает конкретную методику исследования — совокупность и взаимосвязь исследовательских способов, методов и приемов. В ней обосновываются выбор темы, раскрывают ее актуальность и научную новизну, определяют цель и задачу исследования, составляют календарный план работ, формулируют гипотезу исследования.

Предусмотренный программой календарный план-график работ оказывает содействие четкому распределению времени на каждый этап исследования. Отсутствие его порождает неопределенность, а нередко и нарушение сроков выполнения отдельных этапов исследования, ритмичности всей работы, приводит к снижению исследовательских результатов (см. приложение). Желательно составлять его после предварительного ознакомления с литературой, уточнением и конкретизацией темы – до начала основной работы.

Рабочий план– составляет основу исследования, определяет его общую направленность и последовательность решения задач. Он может быть сложным и простым. Его сложность зависит от объема и сложности работы, фундаментальности заявленной в ней проблемы. Разрабатывают план, исходя из цели и задач исследования, его предмета и гипотезы. Он должен быть полностью адекватным задачам и они должны быть отражены в нем в полной мере. Необходимо придерживаться последовательности действий. Рабочий план может состоять из полностью сформулированных пунктов или рабочих тезисов. Как правило, план составляют по такой схеме:

- введение

- разделы/главы

- подразделы/параграфы

- выводы

- список использованной литературы

- приложения.

Разделы, как правило, располагают примерно в таком порядке:

Раздел 1. Теоретические аспекты исследования.

Раздел 2. Методологические и методические аспекты.

Раздел 3. Прикладные аспекты или новизна исследования.

Для многих видов научных работ (магистерская, диссертации) необходимо составление обоснования темы исследования (обгрунтування). Этот документ подается на рассмотрение научного руководителя, кафедры, ученого совета или организации-заказчика исследования. Обоснование состоит из таких разделов:

- актуальность,

- связь работы с научными программами, планами, темами,

- цель и задачи исследования,

- гипотеза (иногда при необходимости),

- объект и предмет исследования,

- методы (предварительно, предполагаемые методы исследования), их лучше излагать не в целом, а пояснять для реализации какой задачи какие методы предполагается использовать.

- ожидаемая новизна,

- ожидаемые результаты и их практическое значение,

- апробация результатов (будущая, предполагаемая),

- структура и объем исследования.

Наши рекомендации