Группа как социально-психологический феномен. Виды групп. Большие и малые социальные группы в социальной психологии, их классификация.
Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
История
Слово «группа» попало в русский язык в начале 19 в. из итальянского (ит. groppo, или gruppo — узел) как технический термин живописцев, используемый для обозначения нескольких фигур, составляющих композицию. Именно так объясняет его словарь иностранных слов начала 19 в., где среди прочих заморских «диковин» содержится и слово «группа» как ансамбль, композиция «фигур, целое составляющих, и так приноровленных, что глаз разом их озирает»[3].
Первое письменное появление французского слова groupe, от которого, позже произошли его английский и немецкий эквиваленты, датируется 1668 г. Благодаря Мольеру, год спустя, это слово проникает в литературную речь, пока еще сохранив техническую окраску[4]. Широкое проникновение термина «группа» в самые разные области знания, его поистине общеупотребительный характер создают видимость его «прозрачности», то есть понятности и общедоступности. Оно чаще всего употребляется применительно к некоторым человеческим общностям как совокупностям людей, объединенным по ряду признаков некой духовной субстанцией (интересом, целью, осознанием своей общности и т. п.). Между тем социологическая категория «социальная группа» является одной из самых трудных для понимания в силу значительного расхождения с обыденными представлениями. Социальная группа — это не просто совокупность людей, объединенных по формальным или неформальным признакам, а групповая социальная позиция, которую занимают люди. «Мы не можем отождествлять агентов, объективирующих позицию, с самой позицией, даже если совокупность этих агентов является практической группой, мобилизованной для единых действий ради общего интереса»[5].
Признаки социальной группы:
1.наличие внутренней организации;
2.общая (групповая) цель деятельности;
3.групповые формы социального контроля;
4.образцы (модели) групповой деятельности;
5.интенсивные групповые взаимодействия.
Определение социальной группы включает четыре основных момента:
социальная интеракция — то есть коммуникативное взаимодействие, осуществляемое с помощью знаковых систем («кодов»);
стигматизация — «наклеивание ярлыков», по которым мы распознаем членство в группе, оформившееся в социальный гештальт (образ в массовом сознании) — стиль жизни данной группы;
идентификация — отождествление индивидом себя с данной группой через противопоставление «мы — другие» с установлением социальных границ и фильтров на «входе—выходе», а также через механизм социального контроля;
хабитуализация — то есть «опривычивание», освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе.
Знаки, по которым определяется членство в группе, и которые лежат в основе идентификации, могут совпадать, а могут и не совпадать друг с другом. Например, члены организации отличают друг друга по удостоверению, а не-члены идентифицируют их по форме одежды.
Виды групп
Выделяются большие, средние и малые группы.
В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).
К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).
К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.
Функции социальных групп
Существуют различные подходы к классификации функций социальных групп. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп:
Социализации: только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений;
Инструментальную: состоит в осуществлении той или иной деятельности людей;
Экспрессивную: состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;
Поддерживающую: состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях.
Социальные группы в настоящее время
Особенностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения и мотивации. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире - среднего слоя (среднего класса)
30. Динамические процессы в группе: конформизм, групповая сплоченность, лидерство и руководство, принятие групп решения. Феномен группового давления Этот феномен получил в соц П наименование феномена конформизма (означает «приспособленчество»). В работах последних лет часто употребляется термин «социальное влияние». Конформизм – это мера подчинения ч-ка групповому давлению. Противоположными конформности понятиями являются понятия «независимость», «самостоятельность позиции», «устойчивость к групповому давлению». Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности – это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Различают 5 позиций конформизма: 1внешняя конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, 2 внутренняя, когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу. 3 - негативизм. Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя на 1й взгляд крайне независимую позицию, во что бы то ни стало, отрицая все стандарты группы. 4 коллективизм или позиция сознательного принятия норм группы, 5 нонконформизм – самостоятельная независимая позиция. Впервые модель конформности была продемонстрирована в известных экспериментах Соломона Аша, осуществленных в 1951 г. Было установлено, что конформность не есть строго личностная характеристика индивида. Был сделан вывод, что степень конформности зависит и от таких факторов, как характер ситуации эксперимента и состав, структура группы. Групповая сплоченность 2й стороной проблемы формирования малой группы явл проблема групповой сплоченности. В данном случае исследуется сам процесс формирования особого типа связей в группе, кот позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам. Так, в русле социометрического направления сплоченность прямо связывалась с таким уровнем развития межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии. Другой подход был предложен Фестингером, когда сплоченность анализировалась на основе частоты и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. Сплоченность определялась как сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней. Лидерство и руководство в малых группах При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации. Парыгин называет след различия лидера и руководителя: 1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой соц орг-ции; 2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений; 3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным; 4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное; 5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; 6) процесс принятия решения руководителем более сложен и опосредован мн-вом различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой д-ти. Лидерство есть чисто психологическ хар-ка поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. Принятие решения групповое - осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи. Процедура П.р. предполагает обязательное согласование мнений членов группы в отличие от групповой дискуссии. В отдельных случаях П.р. используется в условиях ограниченного обмена инф-цией, когда члены группы могут только сообщить о своих первоначальных решениях. От П. р. г. следует отличать переход от индивидуальных решений к групповым без взаимодействия участников. Экспериментальное изучение процесса П. р. г. было начато К. Левином, рассматривавшим влияние групповой дискуссии на х-р принимаемых решений.
31. термин Педагогическая психология был введен П.Ф.Каптеревым в 1874 году.
ПП – отрасль психологии, изучающая закономерности развития в условиях обучения и воспитания.(образовательного процесса) Предмет ПП - являются факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ребенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. В целом педагогическая психология выявляет, изучает и описывает психологические особенности и закономерности интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.
Предмет ПП: различные т.з.
Крутецкий под предметом псих.понимает закономерности овладения зунами, а так же индивидуальные различия в этих процессах. Божович под предметом понимает закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Зимняя под предметом понимает факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человека и вызываемые этим процессом изменения на уровне интеллектуального и личностного развития человека как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.
Задачи ПП: 1.раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействий на интеллектуальный и личностный развития обучаемого; 2.определение механизмов и закономерностей, освоение обучающимися социокультурного опыта, его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании; 3.опр-ие связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия; 4.опр-ие особенностей организации и управления учебной деят-ти обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебнопознавательную активность; 5.изучение псих-их основ пед.деят-ти; 6.опр-ие фактов, механизмов, закономерностей развивающего обучения; 7.опр-ие закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционного состава деят-ти на их основе; 8.опр-ие психологических основ, диагностики, уровня и качества усвоения и соотнесения с образовательными стандартами.
Структура:Зимняя: п. Образовательной д-ти(как единства учебной и педагогической деятельности), п. Уч. Д-ти и ее субъекта(обучающегося – ученика,студента), п. Пед. Д-ти(в единстве обучающего и воспитывающего воздействия) и ее субъекта(учителя), п. Уч-пед сотрудничества и общения. Из лекции: психология обучения(развитие познавательной деятельности в условиях системы обучения, усвоение знаний и умений им пользоваться(1.выявление взаимосвязанных внешних и внутренних ф-ов, обусловленных различием познавательной деятельности в разных дидактических системах. 2. изучение соотношения мотивационного и интеллектуального плана обучения.3. выявление возможностей управления процессами учения и развития ребенка.4. выделение психолого-педагогических критериев эффективности обучения)). Психология воспитания (изучение развития личности в условиях целенаправленной организации и деятельности коллектива (1. исследование содержания мотивационной сферы учения, ее направленности, нравственных установок. 2. выявление различий самосознания учащихся, воспитывающихся в разных условиях. 3. изучение структуры детских и юношеских коллективов, их роль в формировании личности. 4. выявление условий и последствий депривации(неправильное воспитание), которое искажает личность ребенка)). Психология учителя (психологические аспекты формирования профессиональной деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют эффективности этой деятельности (1. определение творческого потенциала учителя. 2. изучение эмоциональной устойчивости. 3. выявление позитивных особенностей индивидуального стиля, т.о. строится коммуникативный процесс)).
Связана с педагогикой, физиологией, философией, лингвистикой, социологией, социальной, возрастной психологией, психофизиологией, математика,философия.
Основные проблемы педагогической психологии 1. Проблема сенситивного периода. 2. Проблема связи сознательно организованного воздействия и естественного психического развития ребенка (помогает специально организованное обучение развитию ребенка или мешает ему). 3. Проблема общего и возрастного сочетания обучения и воспитания: какие приоритеты и в каком возрасте должны быть, как гармонично объединить процессы обучения и воспитания? 4. Проблема осуществления системного характера развития ребенка и комплексного педагогического воздействия: по каким законам должно протекать педагогическое воздействие и каковы его ключевые моменты? 5. Проблема взаимосвязи созревания и обучения ребенка, его задатков и способностей, генетической и средовой обусловленности, развития психологическиххарактеристик и поведения ребенка. 6. Проблема определения психологической готовности ребенка к сознательному обучению и воспитанию, поиск валидных средств диагностики.
7. Проблема педагогической запущенности: как отличить безнадежно отставшего в развитии ребенка от педагогически запущенного; какие дефекты в развитии устранимы на определенном этапе, а какие – нет?
8. Проблема обеспечения индивидуализации обучения: каким образом можно создать условия для индивидуального обучения (темпы, ритм усвоения знаний с ориентировкой на индивидуальные особенности ребенка), когда учебный процесс в целом носит групповой характер.