Группа как социально-психологический феномен. Виды групп. Классификация групп по уровню развития межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив

Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные группы, значительно различающиеся между собой. Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность – эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющие меру ее устойчивости.

Классификация групп по численности:

1) Большая группа(условная) – количественно неограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (пол, возраст, национальность и т.п.);

2) Большая группа (реальная) – значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив вуза, предприятия и т.д.);

3) Малая группа – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Классификация групп по уровню развития межличностных отношений:

1) Формальная (официальная) группа – реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью, организующей их труд (рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда);

2) Неформальная (неофициальная) группа – реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий

3) Условная группа – объединенная по определенному признаку (характер деятельности, пол, возраст и т.д.);

4) Реальная группа – это объединение, где люди связаны реальными контактами (например, группа однокурсников);

5) Референтная группа – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя и те нормы, мнения, ценности и оценки на которые он ориентируется в своем поведении и самооценке;

6) Нереферентная группа – это группа, психология и поведение которой чужды или безразличны для человека;

7) Антиреферентная группа – это группа, поведение и психологию членов которой человек не приемлет, осуждает и отвергает;

8) Диффузная группа – это общность, в которой отсутствует сплоченность как ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, способной опосредовать отношения ее участников;

9) Ассоциация – группа, в которой отсутствуют объединяющая ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения.

Просоциальные ассоциации – это группы, в которые позитивные нравственные ценности привнесены из широкой социальной среды, сформированы и упрочены в процессе трудовой деятельности.

Асоциальные ассоциации – это группы, ценностные ориентации которых имеют негативный, иногда антиобщественный характер (например, группа агрессивно настроенных подростков);

10) Корпорация просоциальная – это организованная группа, характеризующаяся замкнутостью и максимальной централизацией (промышленные корпорации).

Корпорация асоциальная (антиобщественная) – группа, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узко индивидуалистических интересов;

11) Коллектив – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующийся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистической идентификацией.


7. Феномены и процессы, характеризующие жизнедеятельность малой группы. Понятие психологического климата в группе (коллективе)

Феномены и процессы, характеризующие жизнедеятельность малой группы:

1) Феномен группового давления (феномена конформизма) – приспособленчество. Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю, когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу;

2) Нонконформизм – это позиция негативизма, когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, во что бы то ни стало, отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма. Многочисленные примеры негативизма демонстрирует, например, поведение подростков;

3) Групповая сплоченностьозначает, что данный состав группы не просто возможен, но что он интегрирован наилучшим образом, что в нем достигнута особая степень развития отношений, а именно такая степень, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью;

4) Ценностно-ориентационное единство – это степень совпадения позиций и оценок членов группы по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом;

5) Коллективистическое самоопределение – избирательное отношение индивида к воздействиям конкретной группы, выражающееся в принятии им одних и отвержении других групповых воздействий в зависимости от опосредующих факторов – оценок, убеждений, групповых норм;

6) Коллективистическая идентификация – форма отношений, при которой переживания одного из группы даны другим как мотивы поведения, организующие их совместную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на устранение фрустрирующих воздействий.

Социально-психологический климат – относительно устойчивый эмоциональный настрой, преобладающий в группе, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношение друг к другу, к работе и окружающим событиям.

Важнейшими признаками здорового социально-психологического климата, которые обычно проявляются в достигших высокого уровня социально-психологического развития группах (коллективах), являются: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательность и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всей группы; достаточная информированность членов группы о задачах и о состоянии дел; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым ее членом; удовлетворенность принадлежностью к группе; высокая степень сплоченности и взаимопомощи в стрессовых ситуациях; высокая степень сплоченности всех членов группы


Наши рекомендации