Большие социальные группы. Виды больших социальных групп. Стихийные неорганизованные социальные группы

Большие (крупные), где отсутствует возможность постоянного непосредственного личностного взаимовлияния, поэтому при их описании нельзя обойтись без некой абстракции;

Большая социальная группа — количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).

Виды и характеристика больших социальных групп

Целевые социальные группы, которые создаются для выполнения функций, связанных с определенной деятельностью. Например, студентов вуза можно считать формальной целевой социальной группой (цель ее членов — получение образования);

Территориальные (местные) социальные группы образуются на основе связей, сложившихся на основе близости места проживания. Особенно важной формой территориальной общности является этнос — совокупность индивидов и групп, относящихся к сфере влияния какого-либо государства и связанных между собой особыми отношениями (общность языка, традиций, культуры, а также самоидентификация).

Общество - самая крупная социальная группа, которая как целое является основным объектом теоретического или эмпирического исследования.

Среди больших групп принято выделять также такие социальные группы, как интеллигенция, служащие, представители умственного и физического труда, население города и деревни.

Интеллигенция представляет собой социальную группу профессионально занимающихся квалифицированным умственным трудом, который требует специального образования (на Западе более употребителен термин «интеллектуалы»).

Люди умственного и физического труда, рассматриваемые как отдельные социальные группы, заметно различаются: по содержанию и условиям труда, по уровню образования, квалификации, по культурно-бытовым запросам.

Население города и население деревни, которые по-прежнему остаются главными видами поселения людей, различаются по месту проживания. Их различия выражаются в масштабах, концентрации населения, уровне развития производства, насыщенности объектами культурно-бытового назначения, транспорта, средств связи

Большие неорганизованные группы (толпа, масса, публика) управляются механизмами, имеющими эмоциональную природу - подражанием, внушением и заражением.

Заражение -передача своего состояния и отношения другому человеку или группе людей

Заражение можно определить как передачу своего состояния и отношения другому человеку или группе людей. Г.М.Андреева отмечает аспект бессознательности в заражении. Механизм действует через передачу эмоционального состояния, в момент которой человек бессознательно усваивает образец какого-либо поведения, и подчиняется ему.

Массовый характер заражения проявляется в ситуации паники, которая может проявляться в активных беспорядочных действиях массы людей, но может выглядеть как "паралич воли", когда группа не может принять решение в критической ситуации и отказывается от действий.

Паника - это состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля (А.П.Назаретян). Факторы возникновения массовой паники: 1. Социальные факторы: напряженность в обществе, вызванная природными, экономическими, политическими бедствиями; 2. Физиологические факторы: усталость, голод, бессонница, алкогольное или наркотическое опьянение; 3. Общепсихологические факторы: - неожиданность, удивление, испуг; 4. Социально-психологические и идеологические факторы: отсутствие ясной и значимой общей цели, эффективных, пользующихся общим доверием лидеров и соответственно низкий уровень групповой сплоченности.

На способность к заражению влияет уровень развития самосознания: чем выше уровень развития общества, тем критичнее отношение людей к силам, автоматически увлекающим их к переживаниям, а значит заражению.

Внушение -особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу

Внушение отличается от заражения тем, что в ситуации внушения его инициатор имеет одно состояния, а у человека хочет вызвать другое. В момент эмоционального заражения люди находятся в одинаковом состоянии.

Подражание также является механизмом воздействия людей друг на друга.

Подражание отличается от заражения тем, что оно предполагает повторение способов поведения, а не восприятие тех или иных психических состояний.

И внушение, и заражение, и подражание как механизмы воздействия в больших социальных группах становятся более эффективными, если в них силен эмоциональный компонент.

Наши рекомендации