Большие социальные группы и их виды. Элементы общественной психологии (когнитивная, мотивационно-потребностная, аффективная, деятельностная сферы психологии больших групп).

Большая социальная группа – количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации). Большие группы структурно-функционально организованы. Их не следует смешивать с массовыми общностями (молодежь, женщины, мужчины, подростки, профессиональные общности). Социально-психологические регуляторы жизнедеятельности больших групп – групповое сознание, обычаи и традиции. Большая группа характеризуется определенным психическим складом, имеет групповую психологию.

Виды больших социальных групп.Общепринятым в социальной психологии является деление больших социальных групп на два вида: макрогруппы и субъективно-психологические группы.

В первом случае люди объединяются в группы общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей (нация, профессиональная группа, социальная страта). Указанные группы по своему составу гомогенны, однородны, но именно по объективно существующему и социально значимому признаку их выделения.

Второй тип групп характеризуется тем, что люди, их составляющие, сознательно стремятся к объединению. Примером этих групп являются религиозные группы, партии, союзы, общественные движения. По своему социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны. По социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы первого типа. Если в первом случае приоритетное значение имеет объективная сторона общности, то во втором - субъективная. Речь идет о психологической общности. Субъективная общность не совпадает с общностью объективной.

Большие группы включают в себя две разновидности:

1 Стихийные группы – это кратковременное объединение большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но, тем не менее, собравшихся вместе по какому-то определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. В строгом смысле такую общность нельзя называть группой, так как она возникает стихийно, существует недолго, не всегда осознает свои цели. К таким «группам» относят толпу, массу, публику.

2 Устойчивые группы представляют собой образования, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений и потому долговременные в своем существовании. Далее, говоря об исследовании больших социальных групп, мы будем иметь в виду именно устойчивые группы.

Элементы психологии больших социальных групп. Психические явления в больших группах могут быть разделены по сферам психики подобно тому, каковы эти сферы представлены в общей психологии. Можно говорить о когнитивной, потребностно-мотивационной, аффективной и регулятивно-волевой сферах. Все психические процессы этих сфер в психологии больших групп приобретают свои специфические особенности.

Так, к когнитивной сфере относятся общественное сознание, коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества.

Второй структурный элемент психологии больших групп - мотивационно-потребностная сфера. Конкретно она представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами. В этом перечне мотивационных элементов потребности составляют, в известном смысле, базисную характеристику психологии человека.

Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения. Понятие «социальные чувства» имеет два смысла. В первом случае речь идет о чувствах, в которых отражается эмоциональное отношение к фактам, ситуациям, учреждениям социальной действительности. Во втором носителями социальных чувств являются объединения людей, социальные общности. В обоих этих случаях отношения людей играют важную роль в их общении, взаимовлиянии, взаимодействии.

Деятельностную сферу психологии больших групп составляют коллективная деятельность и групповое поведение. Для деятельности больших социальных групп специфическими являются цели деятельности, ее структура, субъекты деятельности, ее формы. По своему социальному назначению существенно различаются профессиональная деятельность, общественная деятельность, социальные движения.

34. Психологические особенности этнических групп. Проблема этноцентризма, понятие «этнического стереотипа».
Этноцентризм– предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений сквозь призму ее традиций и ценностей. Термин этноцентризм ввел в 1906 У.Самнер, полагавший, что люди имеют тенденцию видеть мир таким образом, чтобы своя группа оказывалась в центре всего, а все другие соизмерялись с ней или оценивались со ссылкой на нее.

Этнические группы являются, как и классы, большими социаль­ными группами и оказывают свое значимое воздействие на исто­рический процесс. Самые распространенные формы этнической общности — нации, народности, национальные группы. Структура психологии этнической группы состоит из тех же элементов, которые свойственны структуре общественной психологии любой большой группы. Чаще всего психология этнических групп исследуется как пси­хология наций.

В соответствии с традицией, сложившейся в социальной психо­логии больших групп, в психологии этнических общностей различают две стороны:

— наиболее устойчивую часть: психический склад, это — нацио­нальный или этнический характер и темперамент, традиции и обычаи.

— эмоциональную сферу: национальные или этнические чувства.

Национальный характер проявляется, когда выступают не отдельные люди, а группы. Типические черты национального характера нельзя абсолютизировать, так как они переплетаются с чертами социального характера, а иногда являются общечеловеческими.

Национальный характер проявляется через различную деятельность, поэтому его можно исследовать через изучение продуктов деятельности, анализируя народное творчество и язык. Посредством языка происходит передача черт национального характера в процессе социализации.

Вопрос о выделении национального темперамента и способностей является спорным, требует осторожности в интерпретации, во многом зависит от разработанности в рамках общей психологии. Сторонники выделения этнического темперамента говорят о выявлении специфических сочетаний преобладающих типов темперамента, а не о жесткой привязке определенного темперамента к этнической группе.

Ряд исследователей считает, что, в отличие от элементов об­щественной психологки классов, в этнических группах иногда фикси­руются такие элементы психического склада, как темперамент и спо­собности.

Следует отметить, что психология этнических групп, как и психология классов, — проблема высокого уровня сложности. Современная социальная психология зачастую обсуждает характер этих сложностей и разрабатывает методологические аспекты исследования психологии больших социальных групп. В этом плане пока можно говорить скорее о процессе, чем о результате.

Под влиянием этноцентризма и ряда других факторов у каждого народа возникает свой склад мышления, определяющий какую усредненную Модель Мира, которую строит себе народ. Сообразуясь с ней, ведут себя его представители. Эта "усредненная Модель Мира" через которую представители одной нации видят всех остальных, рождает такое понятие, как этнический (национальный) стереотип.

35. Психология толпы и больших диффузных групп: основные признаки толпы, виды толп. Формально-структурная характеристика толпы особенности поведения человека в толпе.

Толпа — стихийно возник­шее (или утратившее орга­низованность) и характери­зующееся отсутствием общей для всех осознанной цели многочисленное скоп­ление людей, находящихся в непосредственных контак­тах друг с другом и в состоя­нии повышенного эмоцио­нального возбуждения.

В науке известно множество попыток определения того, что же такое толпа. Ограничимся лишь несколькими из них. Я. Щепаньский, акцентируя прежде всего социологические признаки, полагал, что толпа в первую очередь представляет собой «временное скопление большого числа людей на территории, допускающей непосредственный контакт, спонтанно реагирующих на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом». Согласно очень близкому, но все-таки психологически более точному определению Ю. А. Шерковина, толпа — это прежде всего «контактная внешне не организованная общность, отличающаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующих крайне эмоционально и единодушно».

Виды толп:

По управляемости:
1) стихийная – толпа, в появлении и формировании которой происходит самостоятельно, без участие конкретных физических лиц;
2) ведомая – толпа, которая с самого начала формируется под влиянием определенного физического лица, ее лидера.

По уровню активности:
а) пассивная (спокойная) толпа характеризуется отсутствием эмоционального возбуждения;
б) активная толпа характеризуется наличием разной степени эмоционального возбуждения.

Наши рекомендации