Психолого-педагогической характеристики учащегося

1. Общие донные об ученике.

Фамилия, имя, год рождения, в каком классе учится, продолжи­тельность обучения в этом классе / переведён из другой школе, дру­гого класса и т. д./. Общее физическое развитие. Состояние здоровья. Характеристика социальной ситуации развития / условия жизни в семье, положение в классе, внешкольные отношения/...

2. Характеристика учебной деятельности.

- Характеристика успеваемости и отношения к учению.

-Характеристика обучаемости ученика: особенности мыслительной деятельности / экономичность и самостоятельность мышления, гибкость мыслительных процессов, характер связи наглядно-образных и абстрактных компонентов млаления и т.д. /, особенности памяти / ведущий тип, эффективность запоминания и т.д./. особенности вни­мания / объём, устойчивость, концентрация ит.д./.

3. Характеристика отношения к труду и общественной деятельности.

- Особенности отношения к труду, степень овладения трудо­выми навыками и умениями, легкость их приобретения, организованность в труде, предпочитаемые виды труда.

- Отношение к общественной жизни коллектива, характер вы­полнения общественных поручения, проявление интереса к общественной жизни страны.

4. Направленность личности учащегося и специальные способно­сти.

- Интересы / перечислить интересы ученика, отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности, охарактеризовать читательские интересы, любит ли читать и какую литературу предпо­читает /.

- Проявление специальных способностей.

- Идеалы и жизненные планы ученика. Профессиональная направленность. Ценностные ориентации.

5. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе

- Положение в коллективе / пользуется ли признанием и автори­тетом в среде сверстников /.

- Отношение к товарищам по классу.

- Взаимоотношения с учителями.

6. Особенности характера и темперамента.

-Характеристика особенностей темперамента.

-Черты характера, э которых выражается отношение к другим людям, самому себе, и труду. Волевые черты характера.

7. Выводы и рекомендации.

-Выводы о достоинствах и недостатках формирующейся лич­ности.

-Рекомендации, касающиеся дальнейшего обучения и воспита­ния.

Приложение 2

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (А.К. Маркова)

Инструкция.Ответы на нижеследующие опросы помогут вам выявить свой индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом вопроснике отметьте галочками варианты ответов, подходящие вам (при совпадении двух—трех вариантов отмечайте все колонки).

Вопросник

№   Вопросы   Варианты ответов  
ЭИС   ЭМС   РИС   РМС  
1.   Вы составляете подробный план урока?   нет   да   нет   да  
2.   Вы планируете урок лишь в общих чертах?   да   нет   да   нет  
3.   Часто ли вы отклоняетесь от плана урока?   да   да   да   нет  
4.   Отклоняетесь ли вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала?   нет   да   да   да  
5.   Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала?   да   да   нет   нет  
6.   Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения?   нет   да   да   да  
7.   Часто ли вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения?   нет   да   да   да    
8.   В процессе опроса много ли времени вы отводите отвечу каждого ученика?   нет   нет   да   да    
9.   Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов?   нет   да   да   да    
10.   Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ?   нет   нет   да   да    
!1.   Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении?   да   да   да   нет    
12.   Вы часто меняете темы работы на уроке?   да   да   пет   нет    
13.   Допускаете ли вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала?   да   нет   да   нет    
14.   Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся?   да   нет   нет   нет    
15.   Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса?   нет   да   нет   пет    
16.   Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести вас из равновесия?   да   да   нет   нет    
17.   Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся?   да   да   нет   нет    
18.   Вы всегда укладываетесь в рамки урока?   нет   нет   да   да    
19.   Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно без подсказок, не подглядывая в учебник? пет   да   нет   да    
20.   Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ?     нет   да   да   да    
21.   Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым ученикам?   да   нет   нет   нет    
22.   Часто ли вы поощряете за хорошие ответы?   да   да   да   нет    
23.   Часто ли вы порицаете учащихся за плохие ответы?   нет   да   пег   да    
24.   Macro ли вы контролируете знания учащихся?   пет   да   нет   да    
25.   Часто ли вы повторяете пройденный материал?   нет   да   да   да    
26.   Вы можете перейти к изучению следующей темы не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися?   да   пег   да   нет    
27.   Как вы думаете, учащимся обычно интересно у вас на уроках?   да   да   да   нет    
28.   Как вы думаете, учащимся обычно приятно у вас на уроках?   да   да   да   нет    
29.   Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока?   да   да   нет   нет    
30.   Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания?   нет   да   нет   нет    
31.   Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке?   нет   да   нет   да    
32.   Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке?   нет   да   нет   да    
33.   Вы часто анализируете свою деятельность на уроке?   нет   да   нет   да    
                   

Обработка. Подсчитав количество галочек в каждой колонке, вы можете определить свой собственный стиль работы (колонка с максимальным количеством галочек). Наибольшее количество ответов «да» в одной из колонок свидетельствует с определенной долей вероятности о преобладании у учителя стиля, названного в этой колонке.
Интерпретации.В основу различения стиля в труде учителя авторами были положены следующие основания: содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда, развертывание учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде); динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и т.д.); результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету). На основе этого можно выделить следующие индивидуальные стили педагогов:

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС).Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно. Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный учебный материал; менее интересный материал, хотя и важный, он оставляет для самостоятельного разбора учащимися. В деятельности учителя с ЭИС недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Учителя с ЭИС отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для учителей с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.

Эмоционально-методический стиль(ЭМС). Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого учителя отличает высокая оператив­ность, он часто меняет виды работы на уроке, практикует коллективные обсуждения. Используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и учитель с ЭИС, учитель с ЭМС в отличие от последнего стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета.

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС). Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с учителями эмоциональных стилей учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его учащихся во время уроков меньше, чем у учителей с эмоциональным стилем. Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т.д.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.

Рассуждающе-методичный стиль (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому количеству учеников, давая каждому много времени на ответ, особое время уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность.

КАРТА САМООТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

Наши рекомендации