Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики учащегося.

Характеристика составляется на основании сбора информации о личности. Сбор информации происходит с использованием известных методов, применяемых в педагогической психологии: наблюдение, беседа, интервью, тестирование, анализ продуктов деятельности (рисунки, сочинения, ведение дневника, оформление тетрадей и т.д.).

Наблюдение за учащимся (студентом, обучающимся взрослым) происходит на уроках (учебных занятиях), во время перемен, внеклассных мероприятий. Студент фиксирует особенности учебной деятельности, проявление форм поведения и общения со сверстниками и педагогами.

На основании бесед с учителями, классным руководителем (куратором, старостой группы), родителями или одноклассниками формируется собирательный образ исследуемой личности.

Методы тестирования позволяют подтвердить или опровергнуть выявленные характеристики. Традиционно используют тесты на диагностику темперамента, акцентуации характера, уровня самооценки, притязаний личности, мотивации учебной деятельности и др.

Таким образом, обобщённый анализ результатов исследования личности оформляется в виде психолого-педагогической характеристики и включает в себя:

1) особенности личностной сферы (проявления характера и темперамента в общении и учебной деятельности);

2) развитие интеллектуальной сферы (мышление, речь, память, воображение, внимание);

3) особенности эмоциональной сферы (тревожность, агрессивность, обидчивость, эмпатия);

4) уровень самооценки;

5) развитие сферы учебной деятельности (произвольность, планирование, развитие приёмов умственной деятельности, особенности мотивации учебной деятельности);

6) индивидуально-типологические особенности (общительность, альтруизм, самостоятельность, трудолюбие, вежливость, беспомощность и др.).

В помощь студенту:

Особенности познавательной сферы

1 Для изучения мышления учащегося можно использовать:

Ä Методика. Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний

Методика предназначена для оценки общей ориентировки в окружающем мире детей с I по V классы и для выяснения запаса их бытовых знаний, используются другие перечни вопросов, которые следуют далее. Процедуры обработки ответов на них, выведения оценки в баллах и оценивания на этой основе уровня психологического развития ребенка идентичны.

Обработка результатов.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл

В некоторых из предлагаемых детям вопросов, например в тех, которые отмечены номерами 6, 7, 8, 9, содержится фактически не один, а два подвопроса. На один из этих подвопросов ребенок может ответить, а на другой — нет. В этой связи для частично правильного или неполного ответа ребенка рекомендуется использовать иногда оценку в 0,5 балла.

Выводы об уровне развития

10 баллов— очень высокий.

8-9 баллов— высокий.

4-7 баллов— средний.

2-3 балла— низкий.

0-1 балл— очень низкий.

Вопросы для I класса

1. Назови фамилию, имя и отчество?______________________________________________________

2. Сколько лет твоей маме и твоему папе?___________________________________________________

3. Как зовут твою бабушку и твоего дедушку?_______________________________________________

4. Как называется столица того государства, в котором ты живешь?_____________________________

5. Как называется улица, на которой живут твои родственники? (В ответе на этот вопрос необходимо правильно назвать хотя бы одну улицу и сказать, кто из родственников живет на этой улице.).________________________________________________________________________________

6. Каковы номер дома и номер квартиры, где живут твои родственники или знакомые?______________________________________________________________________________

7. Как называются птицы, которых можно встретить в окрестностях твоего дома? (Здесь необходимо назвать хотя бы две разные птицы.)________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

8. В каком месяце обычно появляется снег и когда он начинает таять?___________________________

9. В котором часу ты обычно уходишь в школу и приходишь из школы? (Правильный ответ включает указание как на часы, так и на минуты.)____________________________________________

10. Назови инструменты, которые есть у вас в доме. (Правильный ответ на этот вопрос — тот, в котором перечислены не менее трех разных инструментов.)___________________________________

______________________________________________________________________________________

Вывод ________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ä Оценка вербально-логического мышления

Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение слов», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из 15 серий, в каждой серии — по 4 слова. Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол для регистрации ответов.

Бланк методики «Исключение слов»

1) Книга, портфель, чемодан, кошелек

2)Печка, керосинка, свеча, электроплитка

3) Часы, очки, весы, термометр

4) Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед

5) Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор

6) Бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы

7) Дерево, этажерка, метла, вилка

8) Дедушка, учитель, папа, мама

9) Иней, пыль, дождь, роса

10) Вода, ветер, уголь, трава

11) Яблоко, книга, шуба, роза

12) Молоко, сливки, сыр, хлеб

13) Береза, сосна, ягода, дуб

14) Минута, секунда, час, вечер

15) Василий, Федор, Семен, Иванов


Наши рекомендации