Психолого-педагогической характеристики учащегося.

Психологическое изучение и составление

Психолого-педагогической характеристики учащегося.

Объект исследования: учащийся подросткового возраста.

Цель: Исследование особенностей индивидуально-типологических свойств личности школьника.

Задачи:

- изучение индивидуальных особенностей личности подростка;

- развитие навыков эмпатийного взаимодействия с учащимися;

- закрепление теоретических знаний, полученных в ходе изучения курсов «Психология человека» и «Психология развития»;

- обобщение знаний, полученных в ходе индивидуальной исследовательской работы – составление общей психолого-педагогической характеристики учащегося;

- разработка индивидуальных рекомендаций с учетом полученных результатов.

Этапы работы:

1. Ведение наблюдения за учащимся в учебно-воспитательном процессе.

2. Диагностика индивидуально-типологических свойств личности (самооценка, темперамент, основные черты характера).

3. Обработка полученных результатов.

4. Рефлексивный анализ собственной деятельности (качество выполнения задания, впечатления от его выполнения, собственное отношение к заданию в целом, впечатления о практике и т.д.);

5. Оформление и предоставление отчета о работе вместе с выводами, рекомендациями и исследовательскими материалами.

Необходимую информацию для составления характеристики можно получить при помощи следующих методов исследования:

- наблюдение (изучается внешняя сторона поведения ученика на уроке и вне его; полученные факты обязательно фиксируются в дневнике наблюдений);

- тестирование (объективное изучение конкретных психологических особенностей) – могут быть использованы методики для исследования самооценки, уровня притязаний и т.д.

- беседа (позволяет получить дополнительные или уточняющие данные; запись результатов беседы проводится сразу же после ее проведения, но в отсутствие ученика);

- анализ продуктов деятельности (позволяет получить дополнительные данные, которые могут характеризовать личность ученика) – анализ рисунков, сочинений;

- работа со школьной документацией (для получения дополнительных данных может использоваться личное дело, классный журнал).

Методические рекомендации.

Содержание задания базируется на знаниях, полученных в процессе изучения курса «Психология человека» и «Психология развития». Его выполнение нацелено на ориентировку студентов в психологической реальности, которая проявляется в педагогической деятельности, на закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения.

Отчет может быть оформлен в произвольной форме. Но он должен отражать весь комплекс вопросов, изученных и отработанных студентом за период практики. А именно:

1. Общие сведения об ученике (школа, класс, имя, состав семьи, другие сведения, важные с точки зрения студента). Обращаем внимание, что в целях соблюдения принципа конфиденциальности, фамилия ученика не пишется.

2. Описать собственные мотивы, обусловившие выбор данного ученика.

3. Дать характеристику самооценки и уровня притязаний школьника, предположить, что повлияло на их формирование:

а) Наблюдая за учеником во время уроков и на перемене, отметить, какие характеристики наблюдаются у данного ученика (Табл. 1). Определить его самооценку.

Таблица 1.

Психологическое изучение и составление

Форма для заполнения учащимися данных по методике типа семантического дифференциала Ч. Осгуда,

Психологическое изучение и составление

психолого-педагогической характеристики учащегося.

Объект исследования: учащийся подросткового возраста.

Цель: Исследование особенностей индивидуально-типологических свойств личности школьника.

Задачи:

- изучение индивидуальных особенностей личности подростка;

- развитие навыков эмпатийного взаимодействия с учащимися;

- закрепление теоретических знаний, полученных в ходе изучения курсов «Психология человека» и «Психология развития»;

- обобщение знаний, полученных в ходе индивидуальной исследовательской работы – составление общей психолого-педагогической характеристики учащегося;

- разработка индивидуальных рекомендаций с учетом полученных результатов.

Этапы работы:

1. Ведение наблюдения за учащимся в учебно-воспитательном процессе.

2. Диагностика индивидуально-типологических свойств личности (самооценка, темперамент, основные черты характера).

3. Обработка полученных результатов.

4. Рефлексивный анализ собственной деятельности (качество выполнения задания, впечатления от его выполнения, собственное отношение к заданию в целом, впечатления о практике и т.д.);

5. Оформление и предоставление отчета о работе вместе с выводами, рекомендациями и исследовательскими материалами.

Необходимую информацию для составления характеристики можно получить при помощи следующих методов исследования:

- наблюдение (изучается внешняя сторона поведения ученика на уроке и вне его; полученные факты обязательно фиксируются в дневнике наблюдений);

- тестирование (объективное изучение конкретных психологических особенностей) – могут быть использованы методики для исследования самооценки, уровня притязаний и т.д.

- беседа (позволяет получить дополнительные или уточняющие данные; запись результатов беседы проводится сразу же после ее проведения, но в отсутствие ученика);

- анализ продуктов деятельности (позволяет получить дополнительные данные, которые могут характеризовать личность ученика) – анализ рисунков, сочинений;

- работа со школьной документацией (для получения дополнительных данных может использоваться личное дело, классный журнал).

Методические рекомендации.

Содержание задания базируется на знаниях, полученных в процессе изучения курса «Психология человека» и «Психология развития». Его выполнение нацелено на ориентировку студентов в психологической реальности, которая проявляется в педагогической деятельности, на закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения.

Отчет может быть оформлен в произвольной форме. Но он должен отражать весь комплекс вопросов, изученных и отработанных студентом за период практики. А именно:

1. Общие сведения об ученике (школа, класс, имя, состав семьи, другие сведения, важные с точки зрения студента). Обращаем внимание, что в целях соблюдения принципа конфиденциальности, фамилия ученика не пишется.

2. Описать собственные мотивы, обусловившие выбор данного ученика.

3. Дать характеристику самооценки и уровня притязаний школьника, предположить, что повлияло на их формирование:

а) Наблюдая за учеником во время уроков и на перемене, отметить, какие характеристики наблюдаются у данного ученика (Табл. 1). Определить его самооценку.

Таблица 1.

Наши рекомендации