Опросник У.В. Кала и В.В. Раудика «Значимость различных сфер жизни для учащихся среднего и старшего школьного возраста» (опросник анонимный)

№   Сферы   Твоя оценка   Как ценит класс  
  Радио          
  Одежда          
  Литература          
  Учение          
  Семья          
  Кино          
  Друзья          
  Музыка          
  Телевидение          
  Театр          
  Спорт          
  Общественная работа          
  Изобразительное искусство          
             
             

Инструкция

Учащимся предлагается в 10-балльной системе оценить каж­дую из указанных сфер жизни.

Наиболее значимые для учеников сферы — в 8-10 баллов; просто значимые — 5-7 баллов; нейтральные — 3-4 балла; со­всем не значимые — 1-2 балла. Пункты 14, 15, 16 заполняются самостоятельно учеником, если он считает нужным указать и оце­нить другие значимые для него сферы.

Обработка данных

После опроса определяется средняя оценка (в баллах) каждой сферы для каждого школьника и класса, затем проводится ранжи­рование: высший ранг (место) приписывается той сфере, которая получила больший средний балл и т.д., в порядке убывания. Соот­неся ранг сфер по данным опроса изучаемого школьника с рангом класса, можно сравнивать личное и групповое проявление устано­вок (ценностей). Возможно применение корреляционного анализа (по Ч. Спирмену).

Возможная интерпретация

• На развитие личности школьника влияет не одна, а система сфер (деятельности), но не рядоположенно, а при ведущей ро­ли наиболее важных ценностей (сфер).

• Продуктивна оптимальная иерархия сфер, если ведущими яв­ляются учение, друзья, семья, литература, искусство, спорт и др., при своеобразной эмоциональной разрядке и возможно­стями для самоутверждения личности в этих сферах.

• Возможна неблагоприятная для развития личности структура ценностей (социальных установок), т.е. выдвижение на первые места вспомогательных сфер, например, одежды, телевидения, музыки и др., и «выброс» на последние места основных сфер — учения, друзей, семьи, литературы, искусства, спорта и т.д. — вызываются, как правило, непосильностью для ребенка основ­ных сфер деятельности и, как следствие из этого, психическим напряжением, стрессами и затруднениями в самоутверждении личности.

ТЕСТ «АВТОПОРТРЕТ»

Предварительные замечания. В структуре самосознания личности обычно выделяют главные компоненты: когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. и эмоциональный - самоотношение, самооценка и т. л Иногда эти составляющие рассматривают как собственно самосознание и самоотношение, интегрируя их в рамках "Я-концепции", адекватное формирование которой является условием для оптимальной адаптации человека к социальному окружению.

В то же время важнейший вопрос о том, как человек формиру­ет то или иное представление о себе, на основе каких эталонов, суждений, умозаключений, образов, при всей громадной значимости и большом интересе к нему остается все еще мало­ изученной психологической проблемой.

Одной из причин такого положения является то, что проблема самосознания на эмпирическом уровне решается главным образом с помощью вербальных методик (опросников, интервью с испытуемым и т.п.), и это является весьма односторонним подходом.

Для практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности мог бы весьма полезным стать тест "Автопортрет".

Интерпретация I. Тест "Автопортрет" адаптирован Р. Бернсом (США, Институт человеческого развития, г. Сиэтл), который предлагал нарисовать себя одного или с членами семьи, коллегами по работе. "Вы можете прийти домой, закричать или заплакать, пишет Р. Берне, - но вы не можете сделать это на работе. Все это
отразится в вашем рисунке".

Р. Бернс трактует элементы, которые могут быть обнаружены в автопортрете, следующим образом.

Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии, или недовольство своим интеллек­том. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интел­лектуальной или социальной неадекватности.

Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозритель­ность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии.

Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к кри­тике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуаль­ных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

Рот. Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затрудненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.

Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром, скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психоло­гическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.

Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимости. Большие ноги подразумевают потребность в безопасности. Рису­нок без ног означает нестабильность и отсутствие основы. Дезер­тиры, например, часто рисуют людей без ног.

Интерпретация II (интегративно-оценочная). Нашей задачей стала разработка теста "Автопортрет" для выявления индивиду­ально-типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношении к ней.

Цель методики - выявление индивидуально-типологических особенностей человека.

Материал: карандаш или ручка, лист бумаги размером 10x15 см.

Инструкция: "Нарисуйте свой портрет".

При анализе рисунков выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим обра­зом.

1. Эстетическое изображение - выполняется лицами, имеющими художественные способности. По графическим тестам и по тесту "Автопортрет", в частности, всегда можно различить лиц, обла­дающих "рукой художника". Легкость, гибкость линий, вырази­тельность черт, лаконичность образа отличают рисунки этих лю­дей.

2. Схематическое изображение - в виде лица, схемы тела, бюс­та, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изобра­жения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И.П. Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, это изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.

3. Реалистическое изображение - выполненное с более тща­тельными подробностями, т. е. прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитичному когнитив­ному стилю.

4. Метафорическое изображение - человек изображает себя в виде какого-либо предмета, например, чайника или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литератур­ного персонажа и т. д. Такое изображение выполняют лица худо­жественного склада, обладающие развитой фантазией воображе­ния, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора.

5. "Автопортрет в интерьере" - изображение человека в окру­жении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т.д.

По-видимому, к такого рода изображению склонны лица, обла­дающие способностью к сюжетному описанию, а также направ­ленностью на внешнее предметное окружение.

6. Эмоциональный автопортрет - человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или на­поминает его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние, склонны к такого рода рисунку. Причем переживаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т.п.

7. Изображение позы или движения - человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. По-видимому, такой тип изображения свойствен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т. п.

8. Изображение автопортрета со спины - вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обла­дающим противоречивостью в отношении к инструкции, например, экспериментатору и т. д., либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.

Выделенные группы рисунков позволяют выполнить первый этап обработки материала.

Способы обработки данного теста могут быть самые различ­ные - от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопоставления с фотографией.

Для обработки этого теста нами разработана специальная схе­ма, которая позволяет выявить как качественные, так и количественные показатели изображения.

На основании схемы обработки мы получаем возможность сравнить индивидуальные и групповые данные выполнения теста, а также сопоставить полученные данные по графической методике с показателями других методик (личностных опросников, параметров восприятия, памяти и др.).

Материал, полученный в тесте "Автопортрет", можно также упорядочить по схеме Рида:

- перечисляющий рисунок - изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один - мыслительный экстра­верт;

- органический рисунок - на фоне изображения живой природы, в окружении растений, животных и т.д. - мыслительный интроверт;

- гаптический рисунок - изображение себя в неком состоянии, часто в состоянии болезни - "болит зуб", "болит голова" и т.д. - сенсорный интроверт;

- эмфатический рисунок - изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, идущей извне - сенсорный экстраверт;

- декоративный рисунок - изображение портрета в явно приукрашенном виде, в красивой рамочке, с присутствием цветов и другого декора - сенсорный экстраверт;

- имажинарный рисунок - изображение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения, а также созданного в собственном воображении - эмоциональный интроверт;

- ритмический рисунок - изображение, в котором подчеркивается движение, т. е. изображение движущегося человека - идущего, бегущего по лестнице и т. д. - интуитивный экстраверт;

- структурный рисунок - изображение себя "как есть"; голова, руки, ноги и т. д., может быть изображено одно лицо, бюст, мо­жет быть изображение в полный рост - интуитивный интроверт.

Для более полной интерпретации теста необходима дальнейшая работа по сопоставлению показателей, выявляемых при обработке рисунка, с показателями других методик и данных наблюдения. Однако уже на этом предварительном этапе можно воспользо­ваться весьма авторитетной психологической типологией К. Юнга.

ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ (ЮНГ)

1. Что Вы предпочитаете?

а) немного близких друзей

б) большую товарищескую компанию
2. Какие книги Вы предпочитаете читать?

а) с занимательным сюжетом

б) с раскрытием переживаний другого

3. Что Вы скорее можете допустить в работе?

а) опоздание

б) ошибки

4. Если Вы совершаете дурной поступок то

а) остро переживаете

б) острых переживаний нет

5. Как Вы сходитесь с людьми?

а) быстро, легко

б) медленно, осторожно

6. Считаете ли Вы себя обидчивым?

а) да

б) нет

7. Склонны ли Вы смеяться от души?

а) да

б) нет

8. Считаете ли Вы себя

а) молчаливым

б) разговорчивым

9. Откровенны ли Вы или скрытны?

а)откровенен

б) скрытен

10 Любите ли Вы заниматься анализом своих переживаний?

а) да

6) нет

11. Находясь в обществе, Вы предпочитаете

а) говорить

б) слушать

12. Часто ли Вы переживаете недовольство собой?

а) да

б) нет

13. Любите ли Вы что-нибудь организовывать?

а) да

б) нет

14. Хотелось бы Вам вести интимный дневник?

а) да

б) нет

15 Быстро ли Вы переходите от решения к выполнению?

а) да

б) нет

16. Легко ли меняется Ваше настроение?

а) да

б) нет

17. Любите ли Вы убеждать других, навязывать свои взгляды?

а) да

б) нет

18. Ваши движения

а) быстры

б) медленны

19. Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях?

а) часто

б) редко

20. В затруднительных случаях вы

а) спешите обратиться за помощью

б) не обращаетесь

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Показатели ЭКСТРАВЕРСИИ - ответы I-б, 3-а, З-б, 4-6, 5-а, 6-б, 7-а, 8-6, 9-а, 10-6, 11-а, 12-6, 13-а, 14-6, 15-а, 16-а, 17-а, 18-а, 19-6, 20-а

Количество совпавших ответов подсчитывается и умножается на 5.

БАЛЛЫ

0-35 - интроверсия

36-65 - амбоверсия

66-100 - экстраверсия

Опросник У.В. Кала и В.В. Раудика «Значимость различных сфер жизни для учащихся среднего и старшего школьного возраста» (опросник анонимный) - student2.ru

ИНТЕЛЛЕКТ

Интеллект— способность ребенка к сущностному (опосредо­ванному и обобщенному) отражению мира и степень адаптации к нему.

Для учащихся 5-6 классов можно использовать методику «Ис­ключение».

Методика «Исключение»

Испытуемым зачитывают 5 слов и объясняют, что 4 слова объединены общим родовым понятием, а одно к такому понятию не относится или относится в меньшей мере. Такое лишнее слово надо найти и записать на листочке под соответствующим номером. На запись дается 10 секунд. Затем зачитываются следующие 5 слов.

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

4. Лист, почка, кора, чешуя, сук.

5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, неудача, выигрыш, спокойствие, удача.

10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, горький.

13. Хата, печь, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, сирень, ель.

15. Секунда, час, год, вечер, неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

17. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Обработка Оценка выводится в условных баллах по таблице:

Оценка в баллах                    
Кол-во правиль­ных ответов           12-13          

Для учащихся 10-11 классов можно использовать более слож­ный вариант методики «Исключение».

Психолог предлагает школьникам ряд слов, в каждом из кото­рых одно обобщающее слово и в скобках - набор из пяти слов, два из них более связаны с обобщающим. Нужно найти эти два слова в каждой строчке и подчеркнуть.

1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, вода, тина).

3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, крутость, печать).

8. Чтение (глава, книга, печать, картина, слово).

9. Газета (правда, приложение, телеграмма, бумага, редак­тор).

10. Игра (карта, игроки, штрафы, наказание, правило).

11. Война (аэроплан, пушки, сражение, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст).

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели).

16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).

19. Любовь (роды, чувства, человек, город, природа).

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА

Наши рекомендации