РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.
Тема 1. Сущность брака и семьи
Семья как социальный институт, как малая группа и как система
взаимоотношений. Изменчивость форм семьи и брака, их обусловленность социально-экономическими и культурно-историческими условиями.
Семья в современном обществе, ее место, роль и значимость в жиз
ни социума и отдельного человека. Соотношение понятий «семья» и
«брак». Понятие «супружество» как личностное взаимодействие мужа и
жены, его существенные признаки.
В основе семьи лежат детско-родительские отношения, а в основе брака – брачные отношения, в которых находят проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни.
Социологи определяют брак как «исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужем и женой, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности».
Выделение супружества как структурной единицы произошло в историческом аспекте сравнительно недавно в результате серьезных социально-экономических преобразований современного общества, сформировавших условия для равноправного (социального, юридического, нравственного) мужчины и женщины. Супружество — это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями. В данном определении подчеркиваются: неинституциональный характер связи, свойственный супружеству; равноправие и симметричность нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов.
Семья представляет собой более сложную систему отношений, она объединяет не только супругов, ной их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.
Семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Наличие такого триединого отношения позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующихся только супружеством, но не родительством и кровным родством).
Для всех этих фрагментарных, «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством или супружеством .
ТЕМА 2 ФУНКЦИИ СЕМЬИ
Понятие «функции семьи».
Основные и дополнительные функции семьи.
Под «функцией семьи» понимается сфера ее жизнедеятельности, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей членов семьи.
Основными функциями семьи, являются:
1. репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);
2. экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);
3. воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);
4. коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов сокружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).
Дополнительные функции современной семьи: хозяйственно-бытовая, социально-статусная, эмоциональная, сексуальная, первичного социального контроля, духовного общения.
Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи. Согласно А. Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.
Специфические функции семьи,к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.
Неспецифические функции семьи,связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье (Антонов А. И., Медков В. М., 1996).
В отдельные исторические периоды семья выполняет все или почти все вышеназванные функции, в другие периоды часть из этих функций берет на себя государство.
Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми. Такое понимание функций семьи, по мнению автора, позволяет обоснованно отделить семью от других, похожих на нее по некоторым признакам малых групп (например, пар, поддерживающих постоянные сексуальные отношения) (Навайтис Г., 1999). Тот же автор, исходя из семейных функций, перечисляет несколько групп потребностей, удовлетворяемых семьей: потребности, связанные с отцовством и материнством, потребности, связанные с созданием и поддержанием некоторых материальных условий жизни семьи, и потребности в физической и психической интимности (там же, с. 6—7).
ТЕМА 3 СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ
1. Понятие о семейных ролях.
2. Традиционные и современные представления о семейных ролях
3. Согласованность семейных ролей.
Под ролью понимается набор действий, ожидаемых от носителя конкретной роли и выполняемых им.
Традиционные роли предполагают со стороны жены:
3. рождение и воспитание детей,
4. создание и поддержание дома,
5. обслуживание семьи,
6. преданное подчинение собственных интересов интересам мужа,
7. приспособленность к зависимости,
8. терпимость к ограничению сферы деятельности.
Со стороны мужа:
7. преданность матери своих детей,
8. экономическая безопасность и защита семьи,
9. поддержание семейной власти и контроля,
10. принятие основных решений,
11. эмоциональная благодарность жене за принятие приспособленности к зависимости,
12. обеспечение алиментов при разводе;
Товарищеские роли требуют от жены
сохранения внешней привлекательности,
3. обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения мужа,
4. поддержания полезных для мужа социальных контактов,
5. живого и интересного духовного общения с мужем и гостями,
6. обеспечение разнообразия жизни и устранения скуки.
От мужа:
15. восхищения женой,
16. рыцарского отношение к ней,
17. ответной романтической любви и нежности,
18. обеспечения средств для нарядов, развлечений, социальных контактов,
19. проведения досуга с женой.
Роли партнеров требуют и от мужа, и от жены:
1. экономического вклада в семью в соответствии с заработком,
2. общей ответственности за детей,
3. участия в домашней работе,
4. распределение правовой ответственности.
Но, помимо общего, от жены еще требуется:
5. готовность отказа от рыцарства супруга (так как супруги равны),
6. равной ответственности за поддержание статуса семьи, в случае развода и отсутствия детей — отказ от материальной помощи.
А от мужа:
7. принятие равного статуса жены и согласия с ее равным участием в принятии любых решений (цит. по: Ковалев С. В., 1988, с. 137).
Современные молодые люди в своих предбрачных ожиданиях иногда смешивают черты традиционной и эгалитарной семьи. По данным опросов большой выборки будущих молодоженов (438 пар), 17,6% юношей ориентировались на псевдотрадиционную модель семьи с главенством мужа без его ответственности за материальное обеспечение семьи, а 28,4% невест придерживались псевдоэгалитарной модели, в которой было бы полное равенство в загруженности бытовыми работами, и в то же время приписывали мужу традиционную обязанность содержать семью (Навайтис Г., 1999).
Т. А. Гурко, изучавшая факторы стабильности молодой семьи в крупном городе на выборке из 300 пар (1983), сделала вывод о важности согласованности мнений молодых супругов о том, в какой степени жена должна посвятить себя профессиональной деятельности, а в какой — семейным обязанностям. От его решения зависит стиль отношений в семье — традиционный или современный. Мужчины, по мнению Т. А. Гурко, чаще, чем женщины, отстаивают традиционные взгляды, особенно в неуспешных браках. Совпадение мнений по этому вопросу встречалось в 74% удачных браков и лишь в 19% неудачных. Между тем у 52% вступающих в брак пар полностью расходятся установки на степень участия замужних женщин в социальной активности.
Подтвержается предположение о решающей роли согласованности представлений о распределении ролей в семье между супругами, в то время как сам характер распределения ролей (традиционный или эгалитарный) не связан с удовлетворенностью браком: главное — принимают ли его оба супруга.
Например, в сельских семьях распределение бытовых и хозяйственных обязанностей традиционное, при этом при хорошей сработанности и общности понимания главных и второстепенных хозяйственных задач между супругами удовлетворенность браком высокая (Андреева Т. В., 2003).
По мнению Т. А. Гурко, важный фактор стабильности молодых семей — согласованность мнений супругов о проведении свободного времени. Мужчины недовольны ориентацией жен на преимущественное проведение досуга вне дома, а женщины не соглашаются с раздельным с супругом проведением свободного времени и с установкой мужей на «закрытую» форму досуга. Мнения супругов по этим вопросам полностью расходятся в 54% неуспешных семей и только в 6% успешных. Т. А. Гурко подчеркивает также дестабилизирующую роль рассогласованности во взглядах на характер распределения хозяйственно-бытовых обязанностей и на тип главенства в семье.
Не меньшее значение для стабильности брака имеет и согласованность так называемых межличностных ролей — своеобразной фиксации положения людей в системе групповых связей.
Как и социальные, межличностные роли могут входить в противоречия и препятствовать семейной гармонии. Например, жена хочет быть главой семьи, но с этим не соглашается муж, считающий, что ей больше пристала роль домохозяйки.
Следовательно, в нормально адаптированной семье не только социальные, но и межличностные роли должны быть: а) «узаконены» членами семейного союза, б) одобряемы, поддерживаемы и дополняемы (если муж — «домашний мудрец», то кто-либо из других членов семьи — «восторженный почитатель») (Ковалев С. В., 1988).
ТЕМА 4 Стадии развития семьи.
4. Понятие о жизненном цикле семьи.
5. Выделение стадий семьи, критерии периодизации.
6. Содержание каждой стадии.
Семья в своем развитии проходит определенные стадии, аналогичные тем, которые в процессе онтогенеза проходит индивидуум. Стадии жизненного цикла семьи связаны с созданием семьи, с появлением новых членов семьи и «уходом» старых. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование.
Обычно выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи:
1)стадия создания семьи;
2)семья молодоженов;
3)семья с маленькими детьми;
4)семья с подростками;
5)выход повзрослевших детей из семьи;
6)семья на поздней стадии развития.
В. А. Сысенко выделяет:
8. совсем молодые браки — от 0 до 4 лет совместной жизни;
9. молодые браки — от 5 до 9 лет;
10. средние браки — от 10 до 19 лет;
11. пожилые браки — более 20 лет совместной жизни.
Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи:
Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.
Брак — принятие супружеских социальных ролей.
Этап медового месяца. К его задачам относятся: принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.
Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода — возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.
Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.
Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.
Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков) (Навайтис Г., 1999).
Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются третья стадия (по классификации Картера и Мак-Голдринга), когда появляется первый ребенок, и пятая стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.
Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как безработица, ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут затруднять решение задач по развитию семьи и переходу ее на новую стадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений в семье также увеличивают вероятность того, что даже нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные». Нормальные изменения в семье — это такие трансформации, которые семья может ожидать. А «ненормальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например, смерть, болезнь, бегство и др.
По мнению Д. Леви (1993), существуют следующие типы изменений в семье:
1. «выбывание» (утрата членов семьи по различным причинам);
2. «прирост» (пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);
3. изменения под влиянием социальных событий (экономическая депрессия, и т. п.);
4. биологические изменения (половая зрелость, климактерический период и т. д.);
5. изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и т.д.);
6. «насилие» (кража, изнасилование, избиение и т. д.).
Считается, что открытая и гибкая семья наиболее благополучна и функциональна.