Тема 6 Мотивы создания семьи.

1. Классификация мотивов заключения брака

2. Теории выбора брачного партнера

Мотивы вступления в брак (создания семьи) могут быть внешними и внутренними, адекватными и неадекватными, осознанными и неосознанными.

Внутренние мотивы (стремление разделить с другим человеком свою жизнь: время, деятельность, общение; желание быть, находиться рядом с супругом) 7. Любовь 8. Духовная близость (сходство жизненных позиций, ценностных ориентаций, интересов)
Внешние мотивы (желание приобрести какие-либо выгоды, в том числе психологические, из факта заключения брака) 6. Обогащение 7. Переезд на другое место жительство, в другой город, страну 8. Получение хозяйственно-бытовых услуг 9. Избавление от родительской опеки или от одиночества 10. Стремление продемонстрировать свою социальную значимость, успешность 11. Желание иметь постоянного сексуального партнера 12. Желание иметь приемного родителя для своего ребенка (от первого брака) 13. Другие мотивы (например, чувство любопытства)  

Внешних мотивов может быть как угодно много, например, может сложиться такая ситуация, когда для получения какой-либо работы, должности, необходимо предоставить справку о заключении брака. Иногда женщина может вступить в брак с нелюбимым человеком только для того, чтобы доказать другому (любимому), что она может быть счастлива и без него. Внешние мотивы заключения брака называют неадекватными в тех случаях, когда инициатор заключения брака не получает той выгоды, на которую он рассчитывал. Допустим, женщина, вступившая в брак в расчете на богатство супруга, не получает от него денег. Внешние мотивы также могут быть осознанными и неосознанными. Вполне вероятна такая ситуация, что молодая девушка не осознает, до какой степени ее решение вступить в брак продиктовано желанием избавиться от родительской опеки. В таких случаях вступающие в брак обычно переоценивают роль других, осознанных мотивов, например, преувеличивают силу своей любви.

Существуют различные теории выбора брачного партнера.Некото­рые исследователи, например К. Мелвилл, уподобляют процесс вы­бора супруга торговой сделке, причем «валютой» в обмене служат та­кие социальные ценности двух индивидов, как социальное происхож­дение, экономическое положение, образование и личные качества (возраст, внешность).

Сторонники теории гомогамии (Най А., Берардо Ф., Боссард Дж. и др.) утверждали, что «обменены» могут быть не любые мужчина и жен­щина, а лишь те, которые обладают одинаковой «социальной ценнос­тью», или гомогамией. Фактически в число возможных избранников входят кандидаты с одинаковыми характеристиками, имеющими пер­востепенное значение с точки зрения брачного выбора (раса, вероис­поведание, социальный класс, близость по образовательному уровню, возрасту, брачному статусу, территориальная близость проживания).

Теория «дополняющих потребностей» (Уинч Р.) заключается в пред­положении, что принцип гомогамии может быть применен только к социально-культурным характеристикам, а на уровне личностных ха­рактеристик притягиваются противоположности .Это означает, что властного мужчину нередко привлекает кроткая женщи­на, а спокойного и мягкого мужчину может влечь к энергичной и пря­мой женщине (Крайг Г.)

Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Сен-терсом (Centers R., 1975), также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни по­требности (например, половая и потребность в принадлежности) более важны, чем другие, и что некоторые потребности более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности сходны с его собственными или дополняют их.

Согласно Адамсу, изучавшему прочные студенческие пары на про­тяжении 6 месяцев, первичное влечение основано скорее на внешних особенностях, таких как физическая привлекательность, общитель­ность, уравновешенность и общие интересы. Завязавшиеся отноше­ния укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению ста­туса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга и действию других подобных факторов. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще больше сближает партне­ров. Члены пары, связавшие себя взаимными обязательствами, изуча­ют взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к тому, чтобы принять решение о вступлении в брак .

Теория «стимул—ценность—роль» (Мерстейн Б.) основывается на двух важных посылках:

1) на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена (происходит учет плюсов и минусов каждого индивида, каждый человек старается вступить в брак с наиболее привлекательным для себя партнером);

2) брачный выбор включает в себя серию последовательных стадий, или фильтров. Выделяются три стадии: стимул (привлека­тельность партнера) — ценность (сходство взглядов) — роль (соответствие ролевого поведения избранника своим ожиданиям).

В «круговой теории любви» (Рейс А.) рассматривается четыре ста­дии:

5. установление взаимосвязи (критерий — легкость общения, за­висящий от социально-культурных факторов);

6. самораскрытие — возникновение доверия, возможность раскрытия себя перед другим;

3)формирование взаимной зависимости (на основе чувства необходимости друг другу);

4)реализация базовых потребностей личности (в любви, доверии).

Наши рекомендации