III. Содержательный компонент

Теоретического материала

Тезисы лекционного материала

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной деятельности студента

Физическая культура как социальное явление функционирует на протяжении истории человеческого общества. Физическая культура – сложное общественное явление, решает задачи физического развития, выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики и т.д. Она тесно связана с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения. Как вид культуры в социальном плане она представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни – укрепление здоровья, развитие физических способностей, двигательных навыков.

Физическая культура личности – это все то, чего достиг человек сверх того, что дала ему природа в развитии физических способностей, двигательных качеств, состояния здоровья, и все то, что явилось в этом плане результатом его деятельности, физической и духовной активности, направленной на самосовершенствование. Физическую культуру личности определяют физическая подготовленность, физическая готовность и физическое совершенство.

Основные материальные ценности физической культуры – это необходимый объем навыков и умений, определенный уровень развития физических качеств, функциональных возможностей органов и систем организма. Они являются обязательным средством осуществления любого вида человеческой деятельности.

К духовным ценностям физической культуры личности относятся знания в области физического развития, идеалы физического совершенства, представления о способах их достижения, знания особенностей того или иного вида спорта, его истории, перспективы развития и т.д.

Физическое воспитание – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе, органически связанная с подготовкой высоко квалифицированного учителя. Физическое воспитание есть формирование потребности в занятиях физическими упражнениями с целью всестороннего развития личности, формирования положительного отношения к физкультуре, выработки ценностных ориентаций, убеждений, привычек, социальных качеств, связанных с физическим развитием людей, укреплением их здоровья, физической подготовкой к выполнению социальных обязанностей. Физическое воспитание решает важнейшую задачу становления гармонической личности – ее физическое совершенство.

Физическое развитие– это процесс изменения форм и функций организма под воздействием естественных условий (пищи, быта, труда), либо целенаправленных физических упражнений. Физическое развитие – это и результат воздействия указанных средств и процессов, которые можно измерить в любой момент времени (размеры тела и его частей, показатели различных качеств, функциональные возможности органов и систем организма). Основным средством и методом физического развития является физическое упражнение.

Физическая подготовка– это вид физического воспитания: развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств, необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности. Она может быть и как вид общей подготовки специалиста (профессиональная) или спортсмена (напр. Физическая подготовка гимнаста). Результатом физической подготовки как процесса является хорошая физическая подготовленность человека.

Воспитательные аспекты физической культуры.В процессе занятий физической культурой осуществляется идейное, нравственное, умственное, трудовое, эстетическое воспитание молодежи. Специфическое воздействие физической культуры на личность студента не может быть компенсировано какими-либо другими средствами.

Идейное воспитаниестудентов направлено на формирование сознательного отношения к учебе, работе, коллективу, семье, на воспитание чувства гражданственности, патриотизма, интернационализма, ответственности за свои поступки.

Нравственное воспитание. На учебно-тренировочных занятиях и спортивных соревнованиях успешно осуществляется формирование силы воли, смелости, выдержки, самообладания, уверенности, дисциплинированности.

Умственное воспитание. Воспитательный характер физкультуры связан с развитием умственных качеств занимающихся таких как восприятие, наблюдательность, память, внимание, уровень и устойчивость умственной деятельности. Высокий уровень физической подготовленности является предпосылкой для развития умственной работоспособности.

Трудовое воспитание. Занятия физкультурой способствуют развитию качеств и свойств личности, необходимых в будущей профессиональной деятельности – освоение трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия, сознательного отношения к труду, овладение культурой труда.

Эстетическое воспитание.Физкультура развивает способности воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное в спорте и в жизни.

Физическая культура как учебная дисциплина профессионального образования и целостного развития личности. Физкультура как учебная дисциплина высшего профессионального образования выполняет важнейшую задачу – целенаправленно формировать у студенческой молодежи здоровые интересы, настойчиво бороться с вредными привычками и наклонностями, последовательно прививать потребность физического и нравственного совершенствования, воспитывать высокие волевые качества, мужество, выносливость, готовность к трудовой деятельности.

Огромное значение имеет сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями. Физкультура и спорт должны стать естественной необходимостью для каждого молодого человека. Постоянно растущий объем информации, усложнение учебных программ делает учебный труд студенческой молодежи все более интенсивным и напряженным.

Основные группы мотивов, побуждающие студентов к занятиям физическими упражнениями:

1) удовлетворенность процессом деятельности на занятиях,

2) результативность деятельности,

3) перспективность занятий спортом.

Расширяя круг общения молодежи в учебном, спортивном, коллективном плане, занятия физкультурой и спортом усиливают прочность межличностных взаимосвязей, психологический и нравственный климат в коллективе, от состояния которых зависит сплоченность коллектива, его готовность выполнять основные социальные функции.

Основные положения организации физического воспитания в вузе. Общее руководство физическим образованием студентов, а также организации за состоянием их здоровья возложена на ректора вуза, а проведение занятий осуществляется административными подразделениями. Ответственность за постановку и проведение учебного процесса по физическому образованию студентов в соответствии с учебным планом и вузовской программой возложена на кафедру физического воспитания вуза. Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья проводятся студенческой поликлиникой.

Наши рекомендации