Мониторинг развития учащихся в условиях школы-интернатного обучения.

Для решения этой задачи необходимо регулярно проводить диагностику по различным параметрам личностного и познавательного развития учащихся. И сопоставлять полученные в разные периоды времени данные между собой. В результате такого сопоставления становятся очевидными основные тенденции в развитии ребёнка.

Выделяются следующие тенденции: позитивное развитие (постепенное улучшение результатов по всем параметрам), частично позитивное (остановка в развитии по некоторым параметрам), негативное (снижение результатов по отдельным параметрам).

В случае выявления частично позитивных тенденций в развитии ребёнок попадает в группу особого внимания психолога, за его развитием осуществляется тщательное наблюдение. Однако никакие действия в отношении него пока не предпринимаются, поскольку в соответствии с законом гетерохронности (неравномерности) развитие детей может осуществляться различными темпами.

Если фиксируется негативная тенденция в развитии, то для определения возможных её причин проводятся углублённая диагностика, консультации с детьми, учителями, воспитателями, родственниками и родителями. После выявления причин организуется коррекционная работа с детьми, имеющими негативные тенденции в развитии, либо проводится коррекция окружающей детей учебной или социальной среды (что является немаловажным направлением коррекции).

Я мониторинг развития учащихся я проводила с детьми разного возраста. Параметры, выделяемые для анализа динамики (мониторинга) развития учащихся, должны соответствовать возрастным особенностям детей. Кроме того, важно, чтобы они были достаточно информативными и отражали общую картину, то есть давали представление о динамике развития ребёнка в целом. В качестве таких универсальных для начальной школы параметров я выбрала психологическое здоровье и познавательную активность. Затем подобрала для диагностики критериев подходящие психодиагностические методики и выделила конкретные области исследования(см. Таблицы 2,3).

Таблица 2.

№ п/п Критерии наличия психологического здоровья Области исследования Название психодиагностических методик
1. Наличие у ребёнка позитивного образа «Я», позитивного самоощущения, а также в целом позитивного восприятия окружающего мира. Самооценка. Методики по выявлению уровня самооценки «Лесенка» и др.
2. Наличие стремления улучшить качество основных видов деятельности – общения, учёбы, спортивных занятий и т.п. Социальный статус. Методика «Неоконченные предложения» Социометрия
3. Сформированность соответственно возрасту новообразований. Структура личности. Эмоциональное состояние. Люшер Несуществующее животное
4. Адаптированность к социуму, то есть к условиям школьного обучения. Общая тревожность. Уровень агрессивности. Тест тревожности В.Амен, М.Дорки, Р.Тэммл Тест тревожности Филипса Красивый рисунок Методика А. Басса и А.Дарки


Таблица 3.

№ п/п Критерии наличия познавательной активности Области исследования Название психодиагностических методик
1. Наличие потребности в познании и инициативных действий для её удовлетворения (сформированность мотивации учения). Мотивация учения.   Методика исследования мотивации учения М.Гинзбург
2. Сформированность элементов и навыков учебной деятельности (индивидуальные особенности интеллектуального развития) Интеллектуальные способности. Состояние педагогической запущенности (несформированность критериев познавательной активности говорит о наличии педагогической запущенности). Векслер МЭДОС Р.Овчаровой
3. Наличие развитой в соответствии с возрастом произвольности как необходимого условия преодоления учебных трудностей. Тип психического развития (восприятие детьми школьной действительности). Особенности семейного воспитания.     Методика «Зеркало» А.Венгер PARI Диагностика А.Прихожан

Организация психокоррекционной и развивающей работы

С учащимися.

Развивающая деятельность школьного психолога ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития школьников, а психокоррекционная – на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы определяется результатами диагностики. Главный принцип, лежащий в основе содержательного наполнения в организации психокоррекционной и развивающей работы с учащимися – это целостность. Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребёнка. Работать надо со всей личностью в целом, во всём разнообразии познавательных, мотивационных, эмоциональных и прочих проявлений.

Коррекционно-развивающая работа может быть как индивидуальная, так и групповая. Одним из главных преимуществ групповой работы является то, что групповой опыт противодействует отчуждению, которое может возникнуть при индивидуальной работе с психологом. Клиент, взаимодействуя только с консультантом, часто не может избавиться от ощущения, что его проблема – единственная в своём роде. Там, за стёклами кабинета, - счастливые и беззаботные люди, не ведающие, как ему тяжело. Оказавшись в группе, человек обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства. Он обязательно встречает в группе людей с такими проблемами, по сравнению с которыми его собственные – это просто «цветочки», а люди с такими проблемами живут, действуют и не теряют оптимизма. Следующее важное преимущество группового воздействия состоит в том, что группа может отразить общество в миниатюре, а значит, делает какие-то скрытые факторы открытыми, очевидными. По сути дела в группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни, а это даёт участникам возможность увидеть и проанализировать в безопасных условиях психологические закономерности общения и поведения, неочевидные в житейских ситуациях.

Я использовала как групповую, так и индивидуальную коррекционно-развивающую работу с учащимися. Это зависело от индивидуальных особенностей и выявленных негативных тенденций в развитии учащихся. Ниже показана схема содержания и форм работы с учащимися, нуждающимися в коррекционной помощи.

Мониторинг развития учащихся в условиях школы-интернатного обучения. - student2.ru Мониторинг развития учащихся в условиях школы-интернатного обучения. - student2.ru Мониторинг развития учащихся в условиях школы-интернатного обучения. - student2.ru Мониторинг развития учащихся в условиях школы-интернатного обучения. - student2.ru

· Интерес к учёбе; · интерес к познанию; · речевая культура.
· Активность; · способность; · индивидуальность; · саморазвитие; · нравственность.
Мониторинг развития учащихся в условиях школы-интернатного обучения. - student2.ru
Неразвитость речи
Мониторинг развития учащихся в условиях школы-интернатного обучения. - student2.ru

Далее я подобрала и использовала для коррекции авторские коррекционно-развивающие программы (см. Таблицу 4).

Таблица 4

№ п/п Название программы Цели и задачи
1. Адаптационные занятия с первоклассниками (автор – Тукачёва С.И.) Создание социально-психологических условий для адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения, которые позволят ребёнку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.
2. Программа помощи детям с нарушениями развития личности (автор – Овчарова Р.В.) Помочь ребёнку поверить в собственные силы, развить его творческие способности, избавить от страхов.
3. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей (автор – Смирнова Т.П.) Обучение агрессивных детей навыкам контроля и управления собственным гневом; снижение уровня личностной тревожности; развитие позитивной самооценки.
4. Программа помощи детям с нарушениями структуры самосознания (автор – Овчарова Р.В.) Развитие различных структур самосознания детей.
5. Курс развития творческого мышления («ИМАТОН») Сформированность элементов творческого мышления (индивидуальные особенности интеллектуального развития).

Наши рекомендации