Мониторинг развития учащихся в условиях школы-интернатного обучения.
Для решения этой задачи необходимо регулярно проводить диагностику по различным параметрам личностного и познавательного развития учащихся. И сопоставлять полученные в разные периоды времени данные между собой. В результате такого сопоставления становятся очевидными основные тенденции в развитии ребёнка.
Выделяются следующие тенденции: позитивное развитие (постепенное улучшение результатов по всем параметрам), частично позитивное (остановка в развитии по некоторым параметрам), негативное (снижение результатов по отдельным параметрам).
В случае выявления частично позитивных тенденций в развитии ребёнок попадает в группу особого внимания психолога, за его развитием осуществляется тщательное наблюдение. Однако никакие действия в отношении него пока не предпринимаются, поскольку в соответствии с законом гетерохронности (неравномерности) развитие детей может осуществляться различными темпами.
Если фиксируется негативная тенденция в развитии, то для определения возможных её причин проводятся углублённая диагностика, консультации с детьми, учителями, воспитателями, родственниками и родителями. После выявления причин организуется коррекционная работа с детьми, имеющими негативные тенденции в развитии, либо проводится коррекция окружающей детей учебной или социальной среды (что является немаловажным направлением коррекции).
Я мониторинг развития учащихся я проводила с детьми разного возраста. Параметры, выделяемые для анализа динамики (мониторинга) развития учащихся, должны соответствовать возрастным особенностям детей. Кроме того, важно, чтобы они были достаточно информативными и отражали общую картину, то есть давали представление о динамике развития ребёнка в целом. В качестве таких универсальных для начальной школы параметров я выбрала психологическое здоровье и познавательную активность. Затем подобрала для диагностики критериев подходящие психодиагностические методики и выделила конкретные области исследования(см. Таблицы 2,3).
Таблица 2.
№ п/п | Критерии наличия психологического здоровья | Области исследования | Название психодиагностических методик |
1. | Наличие у ребёнка позитивного образа «Я», позитивного самоощущения, а также в целом позитивного восприятия окружающего мира. | Самооценка. | Методики по выявлению уровня самооценки «Лесенка» и др. |
2. | Наличие стремления улучшить качество основных видов деятельности – общения, учёбы, спортивных занятий и т.п. | Социальный статус. | Методика «Неоконченные предложения» Социометрия |
3. | Сформированность соответственно возрасту новообразований. | Структура личности. Эмоциональное состояние. | Люшер Несуществующее животное |
4. | Адаптированность к социуму, то есть к условиям школьного обучения. | Общая тревожность. Уровень агрессивности. | Тест тревожности В.Амен, М.Дорки, Р.Тэммл Тест тревожности Филипса Красивый рисунок Методика А. Басса и А.Дарки |
Таблица 3.
№ п/п | Критерии наличия познавательной активности | Области исследования | Название психодиагностических методик |
1. | Наличие потребности в познании и инициативных действий для её удовлетворения (сформированность мотивации учения). | Мотивация учения. | Методика исследования мотивации учения М.Гинзбург |
2. | Сформированность элементов и навыков учебной деятельности (индивидуальные особенности интеллектуального развития) | Интеллектуальные способности. Состояние педагогической запущенности (несформированность критериев познавательной активности говорит о наличии педагогической запущенности). | Векслер МЭДОС Р.Овчаровой |
3. | Наличие развитой в соответствии с возрастом произвольности как необходимого условия преодоления учебных трудностей. | Тип психического развития (восприятие детьми школьной действительности). Особенности семейного воспитания. | Методика «Зеркало» А.Венгер PARI Диагностика А.Прихожан |
Организация психокоррекционной и развивающей работы
С учащимися.
Развивающая деятельность школьного психолога ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития школьников, а психокоррекционная – на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы определяется результатами диагностики. Главный принцип, лежащий в основе содержательного наполнения в организации психокоррекционной и развивающей работы с учащимися – это целостность. Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребёнка. Работать надо со всей личностью в целом, во всём разнообразии познавательных, мотивационных, эмоциональных и прочих проявлений.
Коррекционно-развивающая работа может быть как индивидуальная, так и групповая. Одним из главных преимуществ групповой работы является то, что групповой опыт противодействует отчуждению, которое может возникнуть при индивидуальной работе с психологом. Клиент, взаимодействуя только с консультантом, часто не может избавиться от ощущения, что его проблема – единственная в своём роде. Там, за стёклами кабинета, - счастливые и беззаботные люди, не ведающие, как ему тяжело. Оказавшись в группе, человек обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства. Он обязательно встречает в группе людей с такими проблемами, по сравнению с которыми его собственные – это просто «цветочки», а люди с такими проблемами живут, действуют и не теряют оптимизма. Следующее важное преимущество группового воздействия состоит в том, что группа может отразить общество в миниатюре, а значит, делает какие-то скрытые факторы открытыми, очевидными. По сути дела в группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни, а это даёт участникам возможность увидеть и проанализировать в безопасных условиях психологические закономерности общения и поведения, неочевидные в житейских ситуациях.
Я использовала как групповую, так и индивидуальную коррекционно-развивающую работу с учащимися. Это зависело от индивидуальных особенностей и выявленных негативных тенденций в развитии учащихся. Ниже показана схема содержания и форм работы с учащимися, нуждающимися в коррекционной помощи.
|
|
|
Далее я подобрала и использовала для коррекции авторские коррекционно-развивающие программы (см. Таблицу 4).
Таблица 4
№ п/п | Название программы | Цели и задачи |
1. | Адаптационные занятия с первоклассниками (автор – Тукачёва С.И.) | Создание социально-психологических условий для адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения, которые позволят ребёнку успешно функционировать и развиваться в школьной среде. |
2. | Программа помощи детям с нарушениями развития личности (автор – Овчарова Р.В.) | Помочь ребёнку поверить в собственные силы, развить его творческие способности, избавить от страхов. |
3. | Психологическая коррекция агрессивного поведения детей (автор – Смирнова Т.П.) | Обучение агрессивных детей навыкам контроля и управления собственным гневом; снижение уровня личностной тревожности; развитие позитивной самооценки. |
4. | Программа помощи детям с нарушениями структуры самосознания (автор – Овчарова Р.В.) | Развитие различных структур самосознания детей. |
5. | Курс развития творческого мышления («ИМАТОН») | Сформированность элементов творческого мышления (индивидуальные особенности интеллектуального развития). |