Воспитание учащихся в условиях устного метода обучения

При разработке дидактической системы «устный метод обучения» отечественные сурдопедагоги в какой-то мере испытывали влияние идей зарубежной сурдопедагогики, но критически их осмысливали. Взгляды А.Ф. Остроградского, Н.М. Натовского, И.А. Васильева, П.Д. Енько, Ф.А. Рау на процесс обучения и воспитания глухонемых отражали прогрессивные педагогические тенденции своего времени. Они более полно рассматривали вопросы формирования устной и письменной речи как средства умственного, речевого, духовно-нравственного развития. Большое значение придавалось профессионально-трудовому обучению и воспитанию, организации мастерских для ремесленно-IX) обучения, воспитанию интереса к разным ремеслам и творческим видам деятельности (живопись, граверное дело, вышивание и т. п.).

Важный компонент воспитания учащихся в Санкт-Петербургском училище глухонемых — организованная внеурочная творческая деятельность. Анализ работ А.Ф. Остроградского, Н.М. Натовского, П.С. Янковского и других ученых показывает, что использование во внеурочное время экскурсий и прогулок — это развивающая деятельность, наглядное познание окружающего мира.

А.Ф. Остроградский проводил образовательные и профориентационные развивающие учащихся экскурсии и прогулки по достопримечательным местам Санкт-Петербурга, в мастерские, на различные производства. Практиковались и поездки в другие города России для ознакомления с их жизнью, историческими местами, художественными промыслами, посещались заводы и фабрики. П.С. Янковский считал, что экскурсии служат для приобретения знаний но природоведению, географии, истории, об окружающей жизни. Экскурсия, по его мнению, позволяет учащимся развивать интересы, творческие способности, инициативу и самостоятельность. Осуществлялось развитие художественного и эстетического вкуса глухих, приобщение к искусству, понимание живописи и т. д.

В Петербургском училище в конце XIX — начале XX в. при директоре А.Ф. Остроградском (позднее — при П.Д. Енько) формированию творческой личности способствовало организация занятий живописью, гравированием, резьбой по дереву и другими видами изобразительной и ручной деятельности. Изобразительное искусство давало возможность учащимся развивать свои способности, художественный вкус. В училище систематически организовывались выставки работ воспитанников.

Творческие работы учащихся представлялись в 1899 г. на Франко-русскую кустарную выставку, на ремесленную выставку в Санкт-Петербурге; в 1900 г. на Всемирные выставки в Париже, в Чикаго. За свои изделия и постановку учебного дела Санкт-Петербургское училище глухонемых получило почетный диплом, золотую медаль и другие поощрения.

Следует упомянуть и об организации в училище различных мероприятий, праздников (Рождество, Пасха и др.), включающих учащихся в творческую театральную деятельность. Часто в небольшом театре при училище устраивались спектакли. Актерами, декораторами, костюмерами становились сами воспитанники. В училище устраивались костюмированные балы, литературные праздники, посвященные творчеству писателей и поэтов, различные соревнования.

П.Д. Енько, основываясь на принципах психологии, определял идеи «свободного воспитания» школьников как условия для самостоятельной творческой и игровой деятельности, для развития речи в разных жизненных ситуациях общения. Идеи «свободного воспитания», «естественного метода воспитания» раскрываются также в работах Н.М. Лаговского, Н.А. Рау, Ф.А. Рау, которые являются сторонниками воззрений Ж.-Ж. Руссо, И.-Г. Песталоцци, Ф.-А. Дистервега.

Идея о необходимости в воспитательной деятельности следовать естественному, природному развитию ребенка получило свое обоснование и развитие в педагогическом опыте и работах Н.А. Рау и Ф.А. Рау. В Московском Арнольдо-Третьяковском училище (1860) под руководством директора Ф.А. Рау исходным средством обучения и воспитания стала устная речь. Развивался дифференцированный подход в образовательном и воспитательном процессе на основе изучения учащихся. Училище становится методическим центром воспитания и обучения глухих.

Прогрессивные педагогические идеи и опыт Петербургского училища имели большое значение для развития отечественной теории и практики воспитания детей с нарушениями слуха. Воспитательная система основывалась на идеях гуманизма, природосообразности воспитания, на понимании глухого человека как личности, способной к развитию и совершенствованию в процессе воспитания и специального обучения. На развитие воспитательной системы в училище оказали определенное влияние педагогические взгляды и распространение идей гуманизации воспитания и образования К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, выдающихся педагогов В.И. Водовозова, П.Ф. Каптерева и др.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Раскройте основные педагогические положения воспитания глухих учащихся в работах В.И. Флери и Г.А. Гурцова.

2. Запишите положения, которые определяют эффективность воспитания в Санкт-Петербургском училище в первой половине XIX в.

Например: эффективность воспитательного процесса в условиях комбинированной системы зависит:

1) от понимания сущности глухонемоты, сочетания методов воспитания, форм речи и деятельности. И т. д.

3. Какие направления воспитательной работы выделены в Уставах Санкт-Петербургского училища глухонемых при применении устного метода обучения? Перечислите направления воспитания:

1) развитие и использование во внеурочное время устной и письменной речи как средства умственного развития... И т. д.

4. Перечислите формы организации воспитывающей и творческой деятельности воспитанников в училище в конце XIX — начале XX в.

5. Как оценивала результаты творческой деятельности учащихся общественность?

6. Назовите выдающихся сурдопедагогов и их труды по проблемам воспитания учащихся с недостатками слуха в XIX — начале XX в. Заполните таблицу.

Автор, гады работы в училище Труд, год издания Дидактическая система Устав училища, год Основные положения воспитательной системы
         
         
         

Тема 1.4. Традиции и новации

В воспитании школьников

В 20-40-е гг. XX в. воспитание детей с нарушениями слуха в специальных школах-интернатах выстраивается на общих положениях с массовой трудовой школой для слышащих. В Санкт-Петербургском училище глухонемых в начале 20-х гг. директором был П.С. Янковский, сторонник дошкольного семейного воспитания глухих. В училище открывается клуб (1918) для общественного воспитания, где глухие занимаются лепкой, выпиливанием, рисованием, художественной самодеятельностью. Развиваются трудовое обучение и воспитание, ремесленная подготовка. Учебные программы и воспитательная система соответствуют программам единой трудовой школы.

В 30-е гг. формируется комплексная уникальная наука — дефектология. Усиливается внимание к изучению личности глухонемого с позиций физиологии, психологии, специальной педагогики (А.Г. Басова, Р.М. Боскис, Л.С. Выготский, Н.М. Лаговский, Ф.А. Рау, И.М. Соловьев, Д.В. Фельдберг, М.Е, Хватцев, Ж.И. Шиф, Д.Б. Эльконин и др.). На процесс воспитания в специальной школе влияет педагогическая деятельность и идеи А.С. Макаренко. Его гуманистическая система воспитания в коллективе и через коллектив отвечает требованиям того времени и строится на принципах параллельного педагогического воздействия, «метода перспективных линий», веры в силы и возможности личности, теории «завтрашней радости» и др.

В середине XX в. получают развитие в общей и специальной педагогике (В.А. Сухомлинский, Г.И. Щукина, С.А. Зыков, А.И. Дьячков, Н.Г. Морозова и др.) новые гуманистические педагогические концепции воспитания, направленные на развитие личности ребенка, его познавательных интересов в условиях педагогического стимулирования и формирования духовных потребностей, чувства собственного достоинства и «умения глубоко уважать человеческую личность».

Под руководством С.А. Зыкова при участии А.И. Дьячкова, Е.Н. Марциновской, Н.Г. Морозовой и других ученых (1961) разрабатывается система воспитания в интернате школы для глухих детей в условиях коммуникационной дидактической системы. Определяются принципы, задачи воспитательной системы, показано значение деятельности и роль формирования речи, активизации мышления и речевого общения в развитии личности ребенка. Обосновываются методы воспитания и формы организации воспитательной работы. Использование деятельностного подхода в воспитательном процессе создает, по мнению С.А. Зыкова, благоприятные условия для решения воспитательных задач. В условиях организованной деятельности воспитанников во внеурочное время у учащихся развивается самостоятельность, активность, творчество, умение организовывать свою работу и деятельность других воспитанников группы. Разработанные под руководством С.А. Зыкова методические рекомендации, направленные на совершенствование воспитательной работы в интернате школы глухих, позволили педагогам больше учитывать специфику воспитательного процесса, полнее опираться на сохранные возможности глухих.

В 70-е гг. научным сотрудником НИИД'а Э.Н. Хотеевой разработаны рекомендации к работе воспитателей в школе-интернате для глухих в условиях группы-класса (1976). В методических рекомендациях определяются требования к организации режима дня для воспитанников; к речевому общению учащихся вне класса; особенности руководства подготовкой уроков и трудовой деятельностью и др. Научные сотрудники НИИ дефектологии Л.В. Николаева, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, Л.И. Тигранова, В.В. Тимохин создают методические материалы (1977, 1997) для совершенствования содержания и организации воспитательной работы в школе-интернате для слабослышащих в условиях группы-класса. В работе раскрыты общие педагогические требования и рекомендации по развитию слуха, речи и речевого общения воспитанников. Ученые использовали и практические материалы, опыт учителей школ слабослышащих. Разработаны методические рекомендации по руководству подготовкой уроков, внеклассным чтением, играми, трудовым воспитанием и физкультурно-оздоровительной работой и др.

В 80-90-е гг. М.И. Никитина вносит большой вклад в проблему воспитания и социализации глухих и слабослышащих учащихся, в становление теории воспитания как раздела педагогической науки. Ученая освещает вопросы интеграции и социализации школьников, совершенствования обучения чтению учащихся с нарушением слуха, нравственного и эстетического воспитания, определяет методы и организационные формы воспитательного процесса. Под руководством М.И. Никитиной создается учебное пособие «Сурдопедагогика» (1989). Раздел V пособия «Теория и практика воспитания детей с недостатками слуха» разработан М.И. Никитиной. Ряд специальных положений этого раздела актуальны и в наши дни.

В 1984 г. под редакцией Л.М. Быковой к 175-летнему юбилею Первой школы для глухих Санкт-Петербурга была написана книга для учителя «Учебно-воспитательная работа в школе для глухих: из опыта работы». В материалах сборника обобщается воспитательная и внеклассная работа, проводимая в школе в содружестве с преподавателями кафедры (директор Н.М. Крутицкая).

Большой теоретический интерес и практическую значимость имеют исследования Г.Н. Пенина в такой важной области сурдопедагогики, как трудовое воспитание глухих, профессиональная ориентация и нравственное воспитание учащихся в условиях трудового обучения.

В исследованиях Е.Г. Речицкой раскрывается комплексный подход к воспитанию детей с нарушенным слухом, имеющих определенное своеобразие в развитии познавательной и речевой деятельности. Подчеркивается значение формирования самостоятельного мышления, познавательной деятельности, активной жизненной позиции и творческого отношения к воспитывающим делам в процессе внеклассной работы. Рассмотрены и методически обоснованы актуальные направления содержания, организации и проведения экскурсионной работы, использование игровой и предметно-практической деятельности для развития глухих учащихся во внеурочное время.

В исследованиях М.И. Никитиной и Е.Г. Речицкой определяются условия успешного развития современной системы воспитания неслышащих и слабослышащих при взаимодействии воспитанников, воспитателей, учителей, семьи, школы, общества. Взаимосвязь семьи и образовательно-воспитательных учреждений (школа; центр медико-психолого-педагогической помощи, центры реабилитации, социальной помощи, досуговой деятельности, профессиональной подготовки и т. д.) должны развиваться и укрепляться. Социально-ориентированные учреждения должны быть открыты, доступны для родителей и детей.

Развитие воспитательной системы школы зависит от ее взаимодействия со всеми общественными, социально-ориентированными учреждениями разных ведомств, которые оказывают помощь в решении проблем ребенка и семьи. В настоящее время существует государственная система школ-интернатов, школ-экстернатов с группами полного или продленного дня; интегрированные классы в массовой общеобразовательной школе; центры психолого-педагогической реабилитации, работающие по верботональной системе обучения и др. Система образования и воспитания в образовательных учреждениях для детей снедостатками слуха направлена на развитие личности ребенка, его природных задатков, творческих способностей и на воспитание социально адаптированного человека, владеющего трудовой, нравственной, коммуникативной, познавательной культурой.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Назовите педагогические положения воспитания детей с недостатками слуха в 20-40-е гг. XX в.

2. Исследования каких ученых оказали влияние на развитие воспитательного процесса в специальной школе в 20-40-е гг. XX в.? Назовите ученых и охарактеризуйте передовые идеи воспитания того времени.

3. Раскройте значение трудов С.А. Зыкова для создания коммуникационной дидактической и воспитательной системы для детей с недостатками слуха.

4. Работы каких ученых в 80-90-е гг. повлияли на изменение и совершенство­вание воспитательного процесса в специальных школах для детей с нарушениями слуха?

5. Дайте характеристику воспитательной системы. Составьте таблицу.

Авторы, работа, год издания Зыков С.А., Дьячков А.И, Морозова Н.Г. и др. Воспитательная работа в интернате школы для глухих детей. М., 1961
Основные идеи и задачи воспитания  
Глухие как объект воспитания  
Значение обучения и организованной деятельности во внеурочное время  
Язык в системе воспитательных средств  
Содержание и формы воспитания  

Тема 1.5. Становление современной концепции

Воспитательной системы

Специальной школы

В 90-е гг. социально-экономические изменения в нашей стране отразились на развитии отечественной системы воспитания детей с недостатками слуха. Переход от идеологизированной тоталитарной системы воспитания к открытой демократической активизировал ученых и сурдопедагогов специальных школ к разработке многих аспектов воспитательной системы для внедрения современной парадигмы воспитания на основе отечественной гуманистической педагогики. В сурдопедагогике утверждаются идеи «педагогики сотрудничества» (Ш.А. Амонашвили), гуманизации процесса воспитания на основе культурологического подхода, природосообразности воспитания учащихся. Исходя из этого, изменяются все компоненты воспитательной системы цели, принципы, содержание, методы и технологии, организационные формы.

В последнее десятилетие XX в. теория и практика воспитания глухих и слабослышащих обогащается новыми педагогическими идеями и методическими разработками в области воспитания учащихся. Сотрудники кафедры сурдопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена раскрывают в своих работах вопросы воспитания и развития детей с недостатками слуха во внеклассной деятельности, особенности методики воспитательной работы. Современные проблемы теории и практики воспитания рассматриваются в исследованиях и трудах М.И. Никитиной; вопросы нравственного и трудового воспитания глухих — в работах Г.Н. Пенина, Л.В. Андреевой. З.А. Пономарева в своих работах раскрывает методические аспекты воспитательной системы и педагогическую технологию воспитания учащихся с нарушенным слухом. Художественно-эстетическое и литературное воспитание учащихся в творческой деятельности освещаются в работах Л.В. Кораблевой, О.А. Красильниковой, Н.Е. Граш. Значение физического воспитания и вопросы двигательной культуры, здорового образа жизни детей с нарушением слуха раскрыты в исследованиях А.А. Коржовой. Ученые кафедры на протяжении многих лет активно сотрудничают с педагогическими коллективами специальных коррекционных школ I и II вида для создания и реализации новых подходов в воспитании учащихся.

С 1995 г. Первая школа глухих СПб становится опорной школой по созданию программы «Социализация неслышаших учащихся». Научное руководство программой осуществляет член-корреспондент РАО, профессор М.И. Никитина. Внедряется и программа «Воспитание юного петербуржца» с учетом особенностей воспитания и развития глухих. Под руководством М.И. Никитиной выпущены три научно-методических сборника школы-интерната № 1 для глухих, где обобщается педагогический опыт учебно-воспитательной работы (директор Н.М. Крутицкая).

Школа слабослышащих детей № 33 СПб (директор Г.А. Киреева), как и другие школы, постоянно сотрудничает с кафедрой сурдопедагогики. Ученые кафедры проводят семинары, участвуют в работе методического объединения воспитателей, в публикациях материалов в сборниках, обобщающих педагогический опыт школы и исследования ученых. Под руководством директора, заслуженного учителя Г.А. Киреевой и при участии доцентов кафедры З.А. Пономаревой и О.А. Красильниковой изданы шесть сборников, обобщающих опыт учебно-воспитательной работы школы-интерната № 33 слабослышащих детей Санкт-Петербурга. В материалах сборников обобщается передовой опыт учителей по совершенствованию образовательной и воспитательной систем, по усилению воспитательного потенциала уроков и их интеграции во внеурочную творческую деятельность. Успешно реализуются программы «Социализация учащихся с нарушенным слухом», «Реабилитация творчеством», «Воспитание юного петербуржца», «Здоровье и валеологические аспекты обучения и воспитания учащихся» и др.

М.И. Никитина, Г.Н. Пенин, З.А. Пономарева, обобщая собственные исследования и педагогический опыт школ-интернатов № 1, 20, 31, 33 Санкт-Петербурга, выпустили методическое пособие для воспитателей, студентов, учителей, родителей «Воспитание младших школьников с нарушением слуха» (1996). В нем раскрываются новые подходы к организации и содержанию воспитательной системы, рассматривается значение чтения, творческой деятельности в кружках по интересам для развития учащихся и др. Исследования ученых позволяют научно обосновать новую воспитательную систему специальной школы.

Новые социально-экономические условия в стране потребовали изменения парадигмы воспитания. Усиливается роль воспитательного воздействия во внеурочной деятельности, в подготовке школьников к самостоятельной жизни, в социализации учащихся. Вместо командно-формирующей, авторитарной, единообразной системы развивается личностно-ориентированная, демократическая, открытая для общественности и родителей воспитательная система. Цель этой системы — развитие каждого воспитанника, его способностей, возможностей к самопознанию и самосовершенствованию и подготовка к самостоятельной жизни и труду.

В исследованиях Е.Л. Гончаровой, Т.К. Королевской, О.И. Кукушкиной и научных сотрудников Института коррекционной педагогики РАО осуществляется разработка проблемы социально-эмоционального развития школьников, целенаправленного развития самосознания и самопознания ребенка. Авторы отмечают: «Становится все более и более очевидной необходимость переосмысления соотношения образовательных достижений ребенка и достижений в области жизненной компетенции, переосмысления роли и места личностного, социально-эмоционального развития сознательной регуляции поведения ребенка в социуме и его подготовки к реальной жизни в столь сложных социокультурных и экономических условиях»1. Актуальность проблемы социализации детей с недостатками слуха подтверждается исследованиями ученых (Т.С. Зыкова, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, М.И Никитина, Г.Н. Пенин, Е.Г. Речицкая и др.) и педагогическим опытом специальных школ. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида усиливается роль организованной внеурочной творческой деятельности для социализации воспитанников.

К проблеме социальной адаптации и достижений учащихся с недостатками слуха в области жизненной компетенции в настоящее время обращаются ученые, педагогические коллективы специальных школ, родители и общественные организации. Для реализации потребностей практики и определения содержания курса социализации неслышащих учащихся в лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушениями слуха ИКП РАО Т.С. Зыковой и Э.Н. Хотеевой разработан новый курс «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида» (пособие для учителя, 2003). В работе на основе системного подхода решается вопрос социализации учащихся школ-интернатов. Содержание курса и технология обучения предусматривает совместную работу учителя, воспитателя, семьи по социальной и бытовой ориентировке неслышащих. Содержание курса и его взаимосвязь с внеурочной деятельностью учащихся создают условия для усвоения детьми норм культуры поведения и общения с окружающими, нравственной и трудовой культуры и др.

Современные системы воспитания детей с нарушениями слуха, теоретические основы личностно-ориентированного воспитания неслышащих и слабослышащих, современные новые тенденции, определяющие воспитательный процесс, представлены в фундаментальных трудах, созданных в конце XX — начале XXI в.

Содружество ученых и педагогических коллективов специальных коррекционных образовательных учреждений I и II вида позволяет утверждать, что на основе научно-практического подхода формируется культурно-гуманистическая педагогическая парадигма воспитания учащихся, включающая комплекс направлений по изменению воспитательной системы школы: основной целью воспитания становится не столько накопление знаний, умений учащимися, а овладение методами их приобретения и реализации. Изменяется и место воспитания в социализации учащихся, оно становится приоритетным в образовательном процессе. Создаются современные технологии воспитания и социализации, ориентированные на усиление коррекционно-адаптационного подхода, развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся. Меняется система взаимодействия педагога и ученика как субъекта воспитательного процесса, где ведущими принципами являются индивидуально-личностный подход в условиях внеурочной деятельности, природокультуросообразность воспитания и социальная интеграция учащихся. Обновляется содержание воспитательной системы, ориентированной на общечеловеческие ценности, на принципы гуманизации. При обосновании основного культурно-гуманистического подхода в воспитании учащихся следует подчеркнуть значение поиска сочетания традиций и новаций в воспитании детей с нарушениями слуха. Новое возникает только при изучении и знании лучших традиций отечественной сурдопедагогики.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Назовите ученых Санкт-Петербурга, их научные взгляды и труды по проблемам воспитания учащихся с недостатками слуха.

2. Над какими проблемами воспитания работают ученые-сурдопедагоги в современный период для становления новой парадигмы воспитательной системы?

3. Какое влияние оказывают исследования научных сотрудников Института коррекционной педагогики РАО на развитие воспитательной системы специальной школы I и II вида?

4. Перечислите основные направления культурно-гуманистической парадигмы воспитания учащихся в современной школе неслышащих и слабослышащих.

5. Законспектируйте статью М.И. Никитиной «Перспективы развития образовательных и воспитательных систем в детских учреждениях для детей с нарушением слуха» из книги: Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушением слуха. СПб., 1997.

Примерные вопросы для обсуждения: 1) Какие актуальные проблемы воспитания выделяются в статье? 2) Из каких содержательных направлений состоит вариативная часть внеклассных занятий учебного плана школ для детей с нарушенным слухом, отводимых на «Обязательные занятия по выбору» и «Технологию»? 3) Перечислите развивающие уроки и внеклассные занятия. 4) Какие новые или обновленные технологии образовательного и воспитательного процесса разрабатываются в специальных школах? 5) Раскройте новые подходы в организации, содержании, использовании методов воспитательный работы во внеурочное время.

Тема 1.6. Дифференцированный подход

Наши рекомендации