В условиях дистанционного обучения массовой школы

Организация учебного процесса в образовательном учреждении, использующем дистанционную форму обучения, требует психолого-педагогического сопровождения обучающихся, которое может способствовать индивидуализации обучения.

Что следует по­нимать под дистанционным обучением? В настоящее время существует достаточно много трактовок этого понятия. Мы остановились на формулировке профессора А.А. Андреева. Дистанционное обучение – это синтетическая, интегральная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению.

Таким образом, процесс дистанционного обучения многогранен по своему содержанию, поэтому у школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут возникнуть множество психологических проблем, которые поможет разрешить педагог-психолог через психолого-педагогическое сопровождение.

Под психолого-педагогическим сопровождением специалисты Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена понимают - осознанный системный процесс взаимодействия субъектов дистанционного обучения в условиях информационно-образовательной среды, направленный на оказание психолого-педагогической помощи субъектам процесса дистанционного обучения в конструировании и реализации процесса дистанционного обучения.В настоящее время в педаго­гической литературе уделяется проблеме изучения системы дистанционного обучения большое внимание, но еще недостаточно разработано практических материалов, пособий для работы педагога-психолога, сопровождающего дистанционное обучение. Поэтому, данные материалы практической направленности могут служить инструментом проведения психолого-педагогического работы обучающихся с ОВЗ.

К «детям с ограниченными возможностями здоровья»(дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности, дети-инвалиды) специалисты относят детей, у которых есть нарушения в развитии, предоставляющие им возможность иметь бинефицитарный статус, т.е. позволяющий им пользоваться социальными льготами и пособиями.

При изучении понятия - «дети с особыми образовательными потребностями» мы остановились на классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, которые к основным категориям аномальных детей относят :

§ дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).

§ дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие).

§ дети с нарушением речи (логопаты).

§ дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.

§ дети с умственной отсталостью.

§ дети с задержкой психического развития.

§ дети с нарушением поведения и общения.

§ дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА.

§ дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Данная классификация дает возможность выделить в характеристиках этих категорий детей особенности их нарушений в следующих сферах : сфера здоровья, общения, когнитивная и мотивационно-волевая, а также личностная сфера, где могут быть нарушены составляющие образа «Я», требующие коррекции и развития для их успешной адаптации в обществе.

Одним из основных направлений работы психолога в психолого-педагогическом сопровождении дистанционного обучения, является аналитико-диагностическое.

Для проведения аналитико-диагностического направления психологу, во- первых, необходимо составить банк психодиагностических методик, с переводом их в электронный вид и во-вторых, провести диагностику с целью изучение индивидуальных особенностей развития.

Психологическая диагностика школьников с ОВЗ может включать:

· изучение личностной готовности обучающихся к работе в системе дистанционного обучения;

· исследование ряда психофизиологических, индивидуально-психологических и личностных особенностей обучающихся;

· исследование особенностей межличностного взаимодействия;

· осуществление психологической интерпретации отдельных состояний, особенностей, поведения обучающихся.

Контроль психологического развития обучающихся при дистанционном обучении необходимо проводить в начале и в по окончании учебного года. Результаты входного контроля дают возможность педагогу осуществлять управление процессом обучения: составление персонального плана обучения, отбор оптимальных методов и приемов обучения, развития ученика.

В качестве основного инструментария для мониторинга используется банк психологических методик, отражающий наиболее важные показатели психологического развития учащихся с ОВЗ: исследование интеллекта и познавательных психических процессов; изучение эмоциональных и поведенческих особенностей, личных характеристик, такие как мотивация, самооценка, межличностные отношения и интересы.

Психолого-педагогический мониторинг необходимо осуществлять с целью оценки динамики личностных и психологических показателей развития обучающихся и степени взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Результаты мониторинга могут способствовать:

§ обеспечению индивидуально–дифференцированного подхода в обучении, основывающегося на индивидуальных психологических особенностях школьника;

§ планированию коррекционных мероприятий, моделированию индивидуальных программ развития обучающихся;

§ осуществлению снятия психологических трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся в процессе обучения;

§ планированию мероприятий по предупреждению трудностей в интеллектуальном, личностном развитии, управлению психическим состоянием обучающихся;

§ выбору и проведению мероприятий, направленных на формирование определенных личностных качеств, организацию адекватных межличностных отношений между обучающимися и педагогами.

Процедура обследования учащегося с ОВЗ недостаточно проста, поэтому психологу необходимо соблюдать основные требования:
1. Проводить диагностирование в тихой комнате, где ничто не отвлекает ребенка и психолога.
2. Осуществлять предельную доброжелательность к ребенку, использовать похвалу, одобрение, независимо от результата выполнения заданий.
3. Соблюдать объективность при диагностировании, не стремиться оказывать сверху дозированную помощь ребенку, превращая методику из диагностирующей в обучающую.
4. Учитывать состояние здоровья ребенка на момент тестирования; если ребенок устал, дать ему возможность отдохнуть, а затем продолжить обследование.

5. Соблюдать этику общения с детьми и их родителями.

Наши рекомендации