Социальное взаимодействие: перцептивная сторона общения

Перцепция (от англ. рerception – восприятие) – это процесс восприятия людьми друг друга в общении. Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения.

Социальное взаимодействие: перцептивная сторона общения - student2.ru В социальной психологии термин «социальная перцепция» означает восприятие, понимание и оценку людьми других людей, самих себя, групп. Термин «социальная перцепция» был введен американским психологом-долгожителем Джеромом Брунером (род. 1915), который в ходе экспериментов выявил, что восприятие чело веком других людей зависит от его личностных особенностей и социокультурных факторов. Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в процессе восприятия внешних признаков собеседника и соотнесения их с его личностными характеристиками, в интерпретации и прогнозировании на этой основе поступков собеседника. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, то он воспринимается и партнером по общению как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, познавая другого, формируется сам познающий индивид. Во-вторых, от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

В процессе восприятия действует несколько психологических механизмов, наиболее существенными из которых являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация (или отождествление)– это установление сходства одного человека с другим. В реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением – эмпатией.

Эмпатия– особый способ глубокого и безошибочного восприятия внутреннего мира другого человека. Здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия – этоспособность эмоционально воспринять другого человека, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова.

Рефлексия – способность сознания человека сосредоточиться на самом себе – как перцептивный механизм осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.

Существуют факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей. Их можно свести к следующему:

1.Наличие заранее заданных установок до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

2.Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

3.Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация.

4.Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.

5.Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке – на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.

6.Эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния.

7.«Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии, является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку.

8.Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

9.Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам.

10.«Эффект последней информации» проявляется в том, что, если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.

Ошибки восприятия другого человека обусловлены также действием таких факторов, как пре­восходство, привлекательность и отношение к нам .

Фактор превосходства объясняется тем, что люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опы­ту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве парт­неров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превос­ходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оце­ниваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, ко­торого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному пара­метру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.

По ка­ким признакам мы можем судить о превосходстве человека, на­пример, в социальном положении или в интеллектуальном? Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации:

1) одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, драго­ценности, а в определенных случаях даже такая «одежда», как машина, оформление кабинета и т.д.;

2) манера поведения человека (как сидит, ходит, разговари­вает, куда смотрит и т.д.).

Информация о превосходстве обычно так или иначе «закладыва­ется» в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе.

Социальное взаимодействие: перцептивная сторона общения - student2.ru Фактор привлекательности проявляется в том, что при восприятии чело­века под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людь­ми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более ум­ным, хорошим, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоцени­вать многие его личностные характеристики. Привлекательность – не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который мак­симально одобряется той группой, к которой мы принадлежим.

Фактор отношения к нам – он действует таким об­разом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами. Чем ближе чужое мнение к собственному тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело и обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сход­ство его взглядов с собственным от него ожидали

Предвзятое мнение направляет то, как человек воспринимает и интерпретирует информацию. Чье-либо изображение на фотографии может восприниматься совершенно по разному (это жестокий или добрый человек?), в зависимости от того, что известно о нем: он гестаповец или герой. Эксперименты показали, что очень трудно опровергнуть ложную идею, неправду, если человек логически обосновал ее. Этот феномен, названный «стойкостью убеждений», демонстрирует: убеждения могут жить самостоятельно и сохраняться даже после дискредитации доказательства, которое их породило. Неверное мнение о других людях или о себе может продолжать существовать, несмотря на опровержение. Чтобы изменить убеждение, нередко требуются более убедительные доказательства, чем для его создания.

В общении важно уметь «снимать маску», быть открытым и искренним. Без этого не бывает теплых и близких отношений с людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях своего общения с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в тех или иных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Собирая подобную информацию, получаешь возможность увидеть себя как бы в разных зеркалах. Обеспечение других обратной связью (сведениями о том, какие чувства и мысли вызывает у нас их поведение) может повысить взаимное доверие. Чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.

Наши рекомендации