Перцептивная сторона общения)

1. Социальная перцепция.

2. Механизмы межличностной перцепции

3. Процесс формирования первого впечатления о другом человеке.

4. Процесс стереотипизации.

5. Типичные ошибки восприятия (эффекты. ).

6. Трудности, возникающие в процессе общения.

Рассмотрим на примере, как в общем, виде разворачивается процесс восприятия одним человеком (наблюдателем) другого (наблюдаемого). В наблюдаемом нам доступны для восприятия лишь внешние признаки, среди которых наиболее информативными является: внешний облик (физические качества и оформление внешности) и поведение (совершаемые действия и экспрессивные реакции). Воспринимая эти качества, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения (часто бессознательно) о внутренних психологических свойствах партнера по общению. Сумма свойств, приписанных наблюдаемому, в свою очередь, дает человеку возможность сформировать определенное отношение к нему, отношение чаще всего носит эмоциональный характер и располагается в пределах континуума «нравится, – не нравится». Перечисленные выше феномены принято относить к социальной перцепции.

Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. В ней обязательно присутствует оценка другого и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. На основе внешней стороны поведения мы как-бы «читаем» внутренний мир человека, пытаемся понять его и выработать собственное эмоциональное отношение к воспринятому. В целом в ходе социальной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии поведения.

Выделяют четыре основные функции социальной перцепции:

1. познание себя;

2. познание партнера по общению;

3. организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;

4. установление эмоциональных отношений.

Перцептивная сторона общения включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого. Представление о другом человеке зависит от уровня собственного самосознания, представление о собственном Я (Я-концепция). Осознание себя через другого имеет две стороны: идентификацию (уподобление себя другому) и рефлексию (осознание человеком того, как воспринимают его партнер по общению).

Исследования в области межличностной перцепции ориентируются на изучение содержательной (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и т.п.) и процессуальной (анализ механизмов и эффектов восприятия) составляющих. В первом случае исследуются приписывания (атрибуции) друг другу различных черт, причин поведения (казуальная атрибуция) партнеров по общению, роль установки при формировании первого впечатления и т.п. Во - втором, - различные эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга, Например, эффекты ореола, проекции, средней ошибки и т.п.

Другими словами, выделяются два главных аспекта изучения процесса межличностной перцепции. Один связан с исследованием психологических и социальных особенностей субъекта и объекта восприятия, а с другой – с анализом механизмов и эффектов межличностного отражения. Остановимся подробнее на их анализе.

В восприятии и оценке людьми друг друга зафиксированы индивидуальные, половые, возрастные, профессиональные и поло-ролевые различия. Так, выявлено, что дети учатся сначала распознавать экспрессию по мимике, затем им становится доступным анализ выражения эмоций посредством жестов. В целом дети больше, чем взрослые, ориентированы на восприятие внешности (одежда, прическа, наличие отличительных признаков внешности: униформа, очки и др.). Было установлено, что учителя замечают и оценивают в своих учениках совсем иные качества и черты, чем ученики и студенты у своих педагогов. Аналогичное несовпадение имеет место при восприятии и оценке руководителями подчиненных, и наоборот. Значительно влияет на процесс восприятия профессия наблюдателя. Так, педагоги при оценке людей в значительной степени ориентированна на речь воспринимаемых, а, например, хореографы, спортивные тренеры, прежде всего, замечают физическое сложение человека. Внутренние психологические и социальные установки субъекта восприятия как бы «запускают» определенную схему социальной перцепции.

Исследования психологических свойств объекта восприятия являются попыткой ответить на вопрос,: какие психологические и другие свойства наблюдаемого являются наиболее важными и информативными для процесса его познания наблюдателем. На что, прежде всего, обращают внимание люди, оценивая партнера по общению?

К таким, наиболее существенным свойствам наблюдаемого можно отнести: выражение его лица (мимику), способы выражения чувств (экспрессию), жесты и позы, походку, внешний вид (одежду, прическу), особенности голоса и речи. Можно привести примеры экспрессивных жестов, имеющих универсальную трактовку в европейской культуре:

- пальцы, сведенные кончиками вместе, - стыд, покорность, смирение;

- палец, зажатый ладонью другой руки, - самоободрение;

- различные «почесывания» головы – нерешительность, неготовность.

Изучение перцепции показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.

2.

К механизмам межличностной перцепции относят механизмы:

1) познания и понимания людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);

2) познания самого себя (рефлексия) в процессе общения;

3) прогнозирования поведения партнера по общению (казуальная атрибуция).

Идентификация – это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению. То есть происходит уподобление себя другому. При идентификации с другим познаются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки.

Эмпатия – это эмоциональное чуствование или сопереживание другому. Через эмоциональный отклик мы понимаем внутреннее состояние другого. Эмпатия основана на умении правильно представить себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивет окружающий мир. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе, как одно и тоже событие будет воспринято разными людьми, и чем лучше он способен понять право на существование этих разных точек зрения.

Аттракция – (дословно – привлечение) – представляет собой форму для познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно – личностного отношения.

Рефлексия – это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению.

Казуальная атрибуция механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (стремление к выяснению причин поведения субъекта).

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения:

1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего другому конкретному человеку;

2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны винить, прежде всего, обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;

3) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие), ваза упала потому, что плохо стояла) или в самом пострадавшем.

При изучении процесса казуальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди приписывают, прежде всего, себе, а неудачу - обстоятельствам. Характер приписывания зависит так же от меры участия человека в обсуждаемом явлении. Оценка будет различной в случаях, если он был участником или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной (т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности).

3.

Важной сферой исследования социальной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы его формирования. Каждая схема «запускается» определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства.

Фактор превосходства – запускает схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (когда наблюдатель ощущает превосходство по – какому-то важному для него параметру – уму, росту, материальному положению или какому-либо другому). Суть происходящего заключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше надо усилий для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

Фактор привлекательности – обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка, допускаемая в этом случае, состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам.

Фактор отношения к наблюдателю – регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.

4.

На восприятие других людей большое влияние оказывает процесс стереотипизации. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Наиболее известны этнические стереотипы – образцы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о вспыльчивости южан, легкомысленности французов и др.)

Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки», позволяющей человеку «экономить» психологические ресурсы. Они имеют свою «разрешенную» сферу социального применения. Например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека.

Одним из результатов стереотипизации восприятия учителя является формирование в его сознании модели идеального ученика. Это такой ученик, который подтверждает собой успешную роль педагога, делая его работу приятной: готовый к сотрудничеству, стремящийся к знаниям, дисциплинированный. Существенно, что ожидания, формирующиеся у учителей по отношению к ребенку, и в самом деле определяют его реальные достижения. Под влиянием таких ожиданий формируется самовосприятие ребенка. Например, в исследованиях было показано, что дети, носящие имена, которые нравятся учителю, обладают более позитивным внутренним отношением к себе по сравнению с детьми, чьи имена не принимаются педагогом. Имя может влиять и на ожиданиях учителя, связанных с успехами в учебе данного ребенка.

Приведем несколько примеров проявления стереотипа ожидания в педагогической практике.

1. Стереотип проявляется в отношении ответов учащихся. Хороших учеников вызывают чаще и активнее поддерживают. «Плохому» ученику учитель своими жестами и фразами с самого начала дает понять, что ничего хорошего он от него не ждет. Возникает парадокс: объективно на опрос «плохих» учеников педагог затрачивает меньше времени, чем на опрос «хороших», однако в сознании учителя, подтвержденного «стереотипу ожидания», субъективно воспринимается как обратная, и он искренне считает, что тратит основную долю учебного времени на отстающих.

2. Стереотип сказывается на характере помощи при ответах. Незаметно для себя учитель подсказывает и помогает «хорошим», чтобы подтвердить свои ожидания. Однако он убежден, что вытягивает именно «плохого» ученика.

3. Стереотип порождает характерные высказывания в адрес успевающих и неуспевающих учащихся. Плохих критикуют больше и резче с использованием обобщений: «Опять ты не выучил..», «Как всегда ты..» и т.д.

Изучение трех сторон общения раскрывает их взаимосвязь. Каждая из них включает в себя определенный способ воздействия людей друг на друга (например, заражение, внушение, убеждение, подражание).

5.

Создание правильного представления о другом человеке требует длительных повторных контактов и значительных усилий интеллекта, интуиции и чувств. Поэтому глубоко разбираться мы можем, как правило, лишь в небольшом количестве наиболее близких нам лиц. В среднем – это 7-8 человек.

При кратковременных контактах обычно опираются на сложившиеся эталоны восприятия. Отождествляя собеседника с определенным эталоном, на основе некоторых общих признаков, мы приписываем ему одновременно и множество других черт, которых, по нашему опыту, обычно встречаются у людей такого типа.

Навыки экспресс-диагностики очень важны в практике взаимодействия, однако восприятие людей с опорой на эталоны (лежащее в основе такой диагностики) связано с целым рядом типичных ошибок, так называемых эффектов.

Эффект проекции – когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки, т. е наиболее четко выявлять других те черты, которые ярко представлены у нас самих.

Эффект средней ошибки – тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего.

Эффект ореола – когда человека начинают считать выдающимся во всех отношениях после первой удачи или, наоборот, считать ущербным во всех отношениях после неудачи.

Эффект порядка – когда после противоречивой после первой встречи информации о человеке больший вес придается данным, полученным вначале (при общении со старыми знакомыми, наоборот, больше доверяем последним сведениям).

Полностью избежать указанных ошибок не может никто, но в Ваших силах разнообразить Ваши эталоны и научиться корректировать свои ошибки (см. практические рекомендации по общению).

Общение как специфический вид человеческой активности являются одним из ведущих факторов развития личности. В связи с этим важную роль приобретает оптимизация общения. Разработано большое количество практических приемов оптимизации общения. Одним из самых распространенных в психологии является трансактный анализ взаимодействия, который мы рассмотрели выше.

6.

Причины трудностей, а так же сами трудности, возникающие в процессе общения, весьма различны. Для удобства выделим следующие три основные группы проблем общения, обозначенные по аналогии с тремя уровнями установки, известными в социальной психологии;

- представления, деструктивно влияющие на процесс общения;

- эмоциональные переживания, затрудняющие процесс общения;

- поведение, осложняющее процесс общения

Такое деление является весьма условным, потому что трудности, возникающее на одном из уровней, затрагивают и остальные.

Установки, затрудняющие процесс общения.Проблемы общения, вызванные неадекватными социальными установками, являются распространенными, но в то же время легко поддаются коррекции. Социальные установки, лежащие в основе трудностей общения, обычно содержат в себе неадекватные, идеализованные представления о межличностных отношениях в целом, и особенно с представителями противоположного пола. Среди упомянутых представлений можно выделить такие, как абсолютизированные идеи социальной справедливости, представления о собственном превосходстве, завышенные требования к окружающим и отсутствие критических требований к самому себе.

Одним из наиболее успешных способов изменения неадекватных социальных установок является предложение клиенту задуматься о причинах поведения других людей. Можно предложить ему специально понаблюдать за теми из его окружения кто особенно непонятен, неприятен или досаждает; предложить подумать, каковы причины тех или иных поступков, определить какие «кошки скребут» у них на душе, чем вызвана молчаливость одного, вспыльчивость другого, подозрительность и грубость третьего.

Часто бывают ситуации, при которых в основе трудностей общения лежат ригидные, стереотипные представления о лицах противоположного пола. Стереотипные суждения о мужественности и женственности мешают добиться взаимопонимания между партнерами. Женский патерн (представление окружающих о роли женщины во взаимоотношениях с мужчинами) – демонстрация холодности и неприступности в отношениях с мужчиной, стремление ничем не проявить свою заинтересованность в партнере с тем, чтобы не уронить своего достоинства, своей «женской гордости», сочетающейся жесткими требованиями к мужчинам. По мнению таких женщин, их партнер должен быть активным, иметь определенные профессиональные достижения и относится к женщине как рыцарь. Мужской вариант примитивен, прямолинеен и фригиден. Женщина должна быть красивой, нежной, отзывчивой, но одновременно независимой, нетребовательной, чтобы мужчина мог не уделять ей слишком много внимания и иметь возможность быть независимым и свободным от нее, но уверенным в ее любви, верности и привязанности. Для людей, которые придерживаются данных установок в отношениях женщиной, важным условием являются признание женщин о превосходства мужчин и постоянная поддержка высокой оценки собственной мужественности.

Описанные выше традиционные взгляды представляют собой важное препятствие для успешного общения с представителями противоположного пола.

Задача консультанта – разрушить эти представления и помочь найти новые пути общения. Для этого можно посоветовать клиенту читать специальную литературу, обсуждать вместе обыденные факты, а также постоянно возвращаться к собственному опыту.

Бывает, что для человека особенности взаимоотношений и представления о нормах оказываются, не так важны, как требования к тому, каким должен быть «мой» партнер. Трудности общения могут быть связаны не только с завышенным уровнем притязаний, но с неумением прощать или не замечать досадные мелочи и огрехи, со склонностью воспринимать их как нечто серьезное, направленное лично против клиента. Для таких людей характерно суждения типа: «Какая же она женщина, если не умеет готовить» или «О чем с ним говорить, если он не читал..». Эти реплики, во-первых, исключают возможность дальнейшего совершенствования и улучшения другого; во-вторых, приравнивают какое-то одно ограниченное качество ко всему многообразию проявлений человеческой личности; в-третьих, произносится с позиции превосходства по отношению к другому, причем отсутствуют сомнения по поводу таких оценочных суждений.

Эмоциональные переживания, осложняющие процесс общения. Являются более сложными для психологического анализа, чем анализ установок. Различные эмоциональные состояния, которые затрудняют общение, связаны с личностными особенностями. Переживания, возникающие у людей, весьма разнообразны. Среди них можно выделить следующие жалобы: «Я чувствую себя очень напряженно», «Мне кажется, что я в компании лишний», «Я стесняюсь». Для анализа и уточнения этих переживаний опытный психолог задает ряд вопросов типа: «А почему вы напрягаетесь? Чего вы боитесь?», «Что именно вы чувствуете, когда окружающие обращают на вас внимание или начинают внимательно прислушиваться к вашему мнению?». Такие вопросы позволяют понять причины того или иного поведения.

Приведем примеры упражнений, направленных не более глубокое понимание себя и способствующих, таким образом, изменению поведения.

Проигрывание роли. Участвующему в терапии предлагается сыграть роль другого в процессе общения. При этом лучше всего играть того человека, который является образцом в общении, на кого клиент хотел бы быть похожим.

Сыграть роль – это, значит, вести себя по возможности сходно, употреблять те же слова и выражения и т.д. Лучше всего, что бы это происходило в группе, в которой отсутствует объект подражания; при этом воплощение может быть наиболее полным. Проигрывая роль другого, человек неожиданно для себя может обнаружить, насколько ценными для него являются собственные качества, проявляемые в общении.

Переориентация.В этом упражнении не дается четкого задания или инструкции, а делается попытка переориентировать человека на иное отношение к своим негативным переживаниям, на переосмысление их субъективного смысла. Одним из вариантов может быть беседа о том, что многие люди также испытывают различные трудности общения, а, разобравшись в своих переживаниях, можно помочь не только себе, но и окружающим. Другим вариантом переориентации является разговор о ценности негативного опыта, о том, что, преодолев нечто негативное, человек развивается и постигает себя и окружающий мир. Эта техника помогает избежать фиксирования на негативных переживаниях.

Поведение, затрудняющее общение с другими людьми. Важным источником информации о поведении человека является оценка его другими, значимыми для него людьми, на мнение которых человек ссылается сам. Так же эту информацию можно получить в разговоре с конкретным человеком. Стараясь объяснить себе и психологу свое поведение а определенных ситуациях, он анализирует свои трудности в сфере общения. В каждом таком примере можно обнаружить ригидность, странность, противоречивость в поведении с другими людьми. Обобщив эти трудности, их можно представить на примерах схем межличностного конфликта, предложенных К. Хорни:

1. чрезмерная направленность на других – гиперактивность в приобретении контактов, что чаще всего воспринимается окружающими как нескромность или навязчивость, чрезмерная демонстративность (много суетится, говорит, звонит);

2. чрезмерная направленность против других – подозрительность, критичность, агрессивность, стремление обвинить, найти правду навести порядок;

3. чрезмерная пассивность, часто приобретающая форму аутизации, когда человек боится сделать что-то, чтобы не быть осужденным, постоянно анализирует себя и собственные поступки, не стремится устанавливать и поддерживать с другими людьми какие – либо контакты.

Наши рекомендации