Перцептивная сторона общения

Социальная перцепция (восприятие) или, в узком смысле, восприятие и понимание людьми друг друга – одна из центральных проблем межличностного общения. В литературе можно встретить следующие определения данного понятия.

Социальная перцепция – процесс, возникающий при межличностном взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме и понимании одним человеком другого.

Социальную перцепцию определяют и как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков.

В психологии выделены специальные механизмы, включающиеся в момент восприятия собеседника. Следует отметить, что представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном Я (Я-концепция).

Механизмы социальной перцепции – это способы, посредством которых человек понимает, оценивает и интерпретирует других людей. Механизмы можно разделить на три группы (рис. 16.).

Механизмы социальной перцепции  
  Познание и понимание других
Идентификация Эмпатия Аттракция
  Рефлексия  
  Познание самого себя  
  Казуальная атрибуция  
Прогнозирование поведения партнера по общению  

Рис. 16. Механизмы социальной перцепции

Идентификация (от лат. identificare – отождествлять) состоит в воображаемой постановке себя на место партнера по общению, взятие на себя роли, которую выполняет этот партнер, построение своего поведения таким же образом, каким строит поведение партнер, примыкание к позиции партнера.

При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом, опосредованная переживанием своей тождественности с ним, познаются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Понятие «идентификация» близко к понятию «эмпатия».

Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение, «вчувствование» в переживания другого человека.

Различают следующие виды эмпатии:

эмоциональную эмпатию (в основе, которой лежит механизм проакции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека);

когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах;

предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Известно, что эмпатия тем выше, чем более явно человек способен представить себе, как одно и тоже событие будет воспринято разными людьми, и чем лучше он способен понять право на существование этих разных точек зрения. Эмпатия способствует более эффективному познанию людьми друг друга и, в частности, их эмоциональных состояний и переживаний. Эмпатия выступает как регулятор взаимодействия посредством оценки и прогноза наиболее адекватных способов поведения в соответствии с эмоциональным состоянием участников.

Эмпатия – в высокой степени избирательный феномен, в котором человек превращается в доверенное лицо другого человека. Причем вхождение в личный мир другого предполагает всегда приоткрытие собственного личного мира. В современной социально-психологической литературе можно встретить такое понятие, как эмпатический способ общения.

Аттракция (от лат. attrahere – привлекать, притягивать) – форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного отношения.

В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения. Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается в трех аспектах: как процесс формирования привлекательности другого человека, результат данного процесса, качество отношений.

Механизмом самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению, является рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад).

Рефлексия– это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности эмоциональные реакции и когнитивные представления. Рефлексия, так же, как идентификация, является важнейшим механизмом, позволяющим проникнуть во внутренние состояния, намерения, мотивы, мысли, чувства и ценностные ориентации другого человека.

Каузальная атрибуция (от лат. сausa – причина и attribuo – придаю, наделяю) – это механизм интерпретации субъектом межличностного восприятия причин, мотивов поведения и чувств других людей.

Познавая друг друга, люди не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению, выяснению их личностных качеств. Но так как информация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает дополнять ее вероятностными причинами поведения и характерологическими чертами личности партнера по общению. Такая интерпретация причин поведения наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя.

Стереотипизация (от греч. stereos – твердый и typos – отпечаток) – восприятие, классификация и оценка социальных объектов (событий) на основе определенных представлений.

Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.

Стереотипизация выступает как сложное социально-психологическое явление, выполняющее ряд функций:

§ выступает как регулятор социальных взаимоотношений;

§ поддерживает идентификацию личности и группы;

§ оправдывает возможные негативные установки по отношению к

другим группам;

§ позволяет оправдывать собственное поведение.

Изначально стереотипы формируются на основе наблюдения, выделения повторяющихся качеств для упрощения и ускорения адаптации, а сохраняются в результате нетворческого подхода к изменяющейся действительности. Они могут иметь истинный смысл, быть ошибочными или частично отражать объективную действительность. Существуют стереотипы физиогномические, социальные, национальные, этнические, профессиональные.

Физиогномические стереотипы – в их основе лежит связь черт внешности и личности.

Социальные стереотипы – это устойчивые образы или представления о какихлибо явлениях, людях, событиях, свойственные представителям той или иной социальной группы.

Национальные стереотипы, обозначая целиком этническую или национальную группу, предполагают наличие определенной черты у всех ее представителей.

Этнические стереотипы – упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой-либо этнической группы или общности, легко переносимые на всех представителей этой группы.

Профессиональные стереотипы – это персонифицированные образы профессий (обобщенный образ типичного профессионала).

Понятие о речи

Речь – это процесс общения людей с помощью языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь» (табл. 5).

Таблица 5

Значение речи и языка (психологический аспект)

Речь Язык
Формирует сознание человека Размыкает для нас сознание другого человека Делает достоянием индивидуального сознания опыт всего человечества Выводит сознание человека за пределы чувственного опыта Удваивает мир для человека, так как делает возможным совершать действия с предметами даже в период их отсутствия Дает возможность вызывать образы независимо от их реального существования Управляет интеллектуальными процессами человека: восприятием, памятью, мышлением

Язык– это система знаков и символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития.

Речь – сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Таким образом, речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо. Речь теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – фактор психического развития человека, формирования его как личности. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Речь – явление психическое, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней.

Физиологические основы речи

Физиологические основы речи иллюстрирует рис. 17.

Синтагматические и парадигматические механизмы речи
Механизмы восприятия речи
Механизмы организации речевого ответа
Периферические системы обеспечения речи: энергетическая, генераторная, резонаторная
Вторая сигнальная система
Мозговые центры речи
Речь
Речевые функции левого полушария головного мозга

Рис. 17. Физиологические основы речи

К периферическим системам обеспечения речи относятся:

· энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука – легкие и главная дыхательная мышца – диафрагма;

· генераторная система – звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны;

· резонаторная система – носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.

Согласно учению И.П. Павлова, у человека существуют две сигнальные системы раздражителей: первая сигнальная система – это непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (это есть и у животных) и вторая сигнальная система (речь). Причем лишь незначительная часть этих слов обозначает сенсорные воздействия на человека. Работа второй сигнальной системы заключается прежде всего в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.

Специальными исследованиями установлено, что способность человека к анализу и синтезу речи связана с левым полушарием головного мозга. Выделяют четыре мозговых центра речи: центр Брока (расположен в верхней лобной извилине), отвечает за громкость произношения речи; центр Вернике (расположен в височной извилине) – связан с пониманием смысла; зрительный центр (расположен в затылочной доле) – связан с процессом чтения; центр письма (расположен в средней лобной извилине) – связан с письменной речью.

Кроме того, речь обеспечивается функционированием определенных физиологических механизмов.

Синтагматические и парадигматические механизмы речи. Синтагматические механизмы отражают динамическую организацию речевого высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры головного мозга. Парадигматические отвечают за связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семантическим и т.д.).

Механизмы восприятия речи. Переход к осмыслению речевого сообщения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован. Анализируется он на основе детекторного кодирования, фонематической интерпретации головным мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чувствительны к разным звуковым сигналам и действуют на основе построения определенной модели опознания слов.

Механизмы организации речевого ответа. У взрослого человека, владеющего языком, восприятие и произношение опосредуются внутренними физиологическими кодами, обеспечивающими фонологический артикуляторный, зрительный и семантический анализ слов. При этом все перечисленные выше коды и операции, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.

Сложный процесс вербального общения основывается на действии последовательного включения обеспечивающих его механизмов.

Первым этапом формирования речевых структур являетсяпрограммирование речи – построение костяка речевого высказывания. Для этого отбирается важная информация и отсеивается ненужная. Второй этап – построение синтаксической структуры предложения. Прогнозируется общая конструкция фразы, ее грамматическая форма, включаются механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова, выбор звуков, наиболее точно его воспроизводящих. Наконец, осуществляется проговаривание, реальное звучание речи. Таким образом, развертывается процесс «говорения», в ходе которого коммуникатор кодирует информацию, подлежащую передаче. В процессе слушания собеседник декодирует полученную информацию, что в свою очередь, представляет собой поэтапный перевод звуков слышимой речи в значения слов, и это обеспечивает понимание того, что хотел сказать коммуникатор.

Наши рекомендации