Перцептивная сторона общения

Перцептивная сторона общения – характеристика общения входе, которой устанавливается взаимовосприятие и взаимопознание партнеров по общению и их взаимопониманию.

Она связана с тем, как люди, общающиеся воспринимают друг друга. В процессе общения люди не просто воспринимают друг друга, а они осуществляют процесс познания друг друга.

Социальная перцепция

Был введен Джеромом Брунером в 1947 г при формулировании им так называемым новым взглядом на восприятие, а точнее «new look». В ходе этого нового взгляда Брунер выдвинул идею о том, что всякий процесс восприятие социально детерминирован. Процесс социальной детерминации и восприятия - это социальная перцепция.

Социальными психологами термину соц. перцепция было дано другое определение, а именно восприятие социальных объектов.

Перечень социальных объектов, 3 вида:

1. Другой человек

2. Группа людей

3. Социальная общность

4 позиции, когда субъектом восприятия выступает индивид:

1. Индивид может воспринимать другого человека, принадлежащий той же самой соц. группе.

2. Индивид воспринимает другого индивида, но принадлежащего другой соц. группе.

3. Индивид воспринимает свою собственную соц. группу.

4. Индивид член, какой-нибудь соц. группы воспринимает другую соц. группу.

В социальной психологии описаны еще 4 позиции социальной перцепции, где субъектом является группа.

4 позиции социальной перцепции, субъект-группа:

1. Группа может воспринимать своего собственного члена.

2. Группа в целом может воспринимать индивида, принадлежащего к другой группе.

3. Группа сама воспринимает себя (формируется мнение всей группы о себе).

4. Одна группа воспринимает другую группу (одна этническая группу воспринимает другую).

Межличностное восприятие (перцепция):

1. Группа может воспринимать своего собственного члена.

2. Группа в целом может воспринимать индивида, принадлежащего к другой группе.

Межличностное восприятие одно из форм соц. перцепции.

В Соц. психологии соц. перцепция не заканчивается на построении образа.

2 реальности:

1. Отношений между людьми

2. Образ отношении этих людей

Перцептивная сторона общения показывает, как строится образ и какова мера взаимопонимания партнеров по общению, если у каждого свой образ партнера.

Механизмы соц. восприятия:

1. Идентификации (отождествления себя с партнером).

2. Эмпатия (сочувственная идентификация).

Понять другого человека- поставить себя на место другого человека.

3. Понимание и восприятия другого человека-рефлексия (многократное отражение моего собственного образа в сознании другого человека и моё осознание того как тот другой воспринял меня).

4. Каузальная атрибуция (механизм приписывания человеком причин поведения другому человеку в том случае, если у субъекта восприятия нет достаточной информации почему другой ведет себя таким образом).

Процесс Рефлексии Холмса:

Джон Генри

1.Каким видит его Генри 1. Каким его видит его Джон.

2.Каким думает, что ему видится Генри. 2. Каким думает, что ему видится

Джон.

3.Каким он думает, что Генри думает 3. Каким он думает, что Джон

о нём. думает о нём.

Схема приписывания Э. Джонса и К. Дэвиса:

1. приписывание диспозиции.

2. приписывание намерений (интенция).

3. анализ знаний и способностей.

4. Действие.

5. следствие.

Теория атрибуции Х. Келли

3 вида атрибуции Х. Келли:

1. Стимульная

2. Личностная

3. Обстоятельственная

Теория заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий.

Эффекты межличностного восприятия:

1. Эффект ореола (восприятие другого человека в ореоле, который кем-то вокруг него создан).

2. Эффект первичности (впечатление о человеке зависит от того в каком порядке дается информация о нем).

3. Эффект стереотипизации (сокращенный, схематичный образ о человеке, находящегося в обществе).

Точность межличностного восприятия

Точность построенного образа тяжело проверить.

Существуют 2 способа:

1. Соц. психологический (личностные тесты, экспертная оценка).

2. Соц. псих. Тренинги.

Аттракция

Аттракция - процесс формирования привлекательности партнера по общения.

3 вида аттракции:

1. Симпатия

2. Дружба

3. любовь

Наши рекомендации