Перцептивная сторона общения

Социальная перцепция - процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей. Этот термин впервые введен Дж. Брунером в 1947 г. Анализ осознания себя через другого включает в себя две стороны: идентификацию и рефлексию.

Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. Люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на попытке поставить себя на его место.
Рефлексия — это еще один механизм понимания другого человека. В психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Атрибуция — приписывание характеристик себе или другому человеку. Под атрибуцией понимают интерпретацию поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру.

Рефлексия — это еще один механизм понимания другого человека. В психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Ошибки восприятия – это искаженные мысленные образы воспринятых некогда событий и фактов, возникающие под влиянием некоторых объективных и субъективных причин.

18.

Интерактивная сторона общения- это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Таким образом, центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что личность формирует­ся во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности тем представлением о ней, которое складывается у окружающих. (создатель теории Мид)

Стратегии поведения по Томасу:

В конфликтологии широко используется двухмерная модель стратегий поведения личности К. Томаса и Р. Киллмена.
В основу модели положены:
1. ориентации участников конфликта на собственные интересы
2. ориентации участников конфликта на интересы противоположной стороны.

Качественная характеристика избираемого поведения - оценка интересов в конфликте соотносится с количественными параметрами: низким, средним, высоким уровнем направленности на интересы. Исследования показывают, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:
1) содержания предмета конфликта;
2) ценности межличностных отношений;
3) индивидуально-психологических особенностей личности.
Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Так, если межличностные отношения (партнерство, товарищество, дружба, любовь и др.) не представляют ценности, то ее поведение в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба и др.)Поэтому С. М. Емельяновым было предложено дополнить модель Томаса-Киллмена таким измерением, как ценность межличностных отношений. В результате становится возможным более полно учитывать значимые факторы, определяющие процесс формирования конфликтного поведения.
1. Принуждение (борьба, соперничество). Личные интересы в конфликте здесь оцениваются как высокие, а соперника как низкие. Ценность межличностных отношений незначима. Активно используется власть, сила закона, авторитет, связи и т. п. Подобный стиль поведения характерен для деструктивной модели.
2. Уход. Отличается стремлением уйти от конфликта. Низкая ориентация на личные интересы и интересы соперника является взаимной. Может проявляться в том случае, когда сторонами осознается низкая значимость предмета конфликта или при наличии его существенного значения это оппонентами не воспринимается. Межличностные отношения здесь не подвергаются изменению, но во втором случае остается возможность повторного конфликта.
3. Уступка. Здесь также просматривается стремление уйти от конфликта, но причины носят иной характер. Направленность на личные интересы достаточно низкая, тогда как оценка интересов соперника высокая. Это своего рода жертва личными интересами.
4. Компромисс. Стратегия поведения, характеризующаяся балансом интересов сторон в разрешении конфликтного взаимодействия, способствующая положительному развитию взаимоотношений.
5. Сотрудничество характеризуется высоким уровнем направленности на интересы и свои, и партнера. Является одной из самых сложных стратегий поведения. Признается особая ценность межличностных отношений..

19.

Малая группа- немногочисленная группа людей(3-15человек),которые объединены общей социальной деятельностью, находящиеся в непосредственном общении друг с другом.

Признаки:

1)пространственное и временное присутствие;

2)наличие постоянной цели деятельности;

3)наличие организационного начала в группе(лидер-руководитель);

4)разделение персональных ролей;

5)наличие эмоциональных отношений;

6)выработка групповых норм, правил, стандартов поведения;

Классификация:

1.Первичные-группы,образованные в результате эмоциональной близости(семья,близкие друзья и т.д);

Вторичные- безличное взаимодействие, обусловленное официальными отношениями(студенческая группа);

2.Референтные-группы,с которыми человек отождествляет себя, на кого хочет ориентироваться;

Группы членства- группы, членами которой являются индивиды, но они не могут не разделять этих групповых норм.

3. Формальные группы— группы, членство и взаимоотношения в которых, носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями.

Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви.

Групповые роли:

1.Звезды и лидеры-люди, получаемые наибольшее количество выборов;

2.Положительные члены-люди, получившие среднее количество выборов;

3.Отвергаемые-лица,получившие негативные выборы ,либо вообще незаметные;

20.

Коллектив-высокоразвитая группа, в которой межличностные отношения опосредуются общественно-полезным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности.

Феномены коллектива:

1.Коллективистская идентификация-отношение к другим как к самому себе(один за всех и все за одного);

2.Ценностно-ориентационное единство-совпадение мнений, оценок, позиций членов коллектива относительно объектов представляющих наиболее значимых для осуществления деятельности коллектива.

3.Коллективное самоопределение-член коллектива поддерживает принятые нормы в коллективе ,даже если часть группы предают эти ценности.

4.Социально-психологический климат- преобладающий устойчивый психический настрой ,являющийся показателем состояния группы в согласованности действий.

21.

Педагогика, как наука.

Эта наука о воспитании, обучении, образовании. Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.

Основные понятия педагогики:

1.Обучение-процесс передачи ЗУН(знаний,умений,навыков);

2.Воспитание-процесс передачи социального опыта от старшего поколения к младшему;

3.Образование-результат обучения, совокупность ЗУН ,которыми обучаемый должен овладеть;

4.Развитие-процесс количественных и качественных изменений ,которые происходят в анотома-физическом созревании, развитие нервной системы, обогащение мировоззрения и нравственности;

5.Формирование-становление личности, приобретение устойчивых свойств и качеств;

6.Самовоспитание-активная деятельность человека по развитию у себя социально важных качеств;

7.Самообразование-целенаправленная деятельность человека, направленная на расширение собственных знаний, умений, навыков и приобретение новых.

22.

Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Структура – расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию компоненты, а так же связи между ними .Структура педагогического процесса состоит из следующих компонентов: 1)Стимульно-мотивационный– педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учебно-познавательной деятельности;

2)Целевой – осознание педагогом и принятие учащимися цели, задач учебно-познавательной деятельности;

3)Содержательный – отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и каждую конкретную задачу; определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний;

4)Операционно-действенный – наиболее полно отражает процессуальную сторону образовательного процесса (методы, приемы, средства, формы организации);

5)Контрольно-регулятивный – включает в себя сочетание самоконтроля и контроля со стороны преподавателя;

6)Рефлексивный – самоанализ, самооценка с учетом оценки других и определение дальнейшего уровня своей учебной деятельности учащимися и педагогической деятельности преподавателем;

23.

Методы обучения –это способвзаимосвязи учителя и ученика, направленный на решение задач.

1.Методы по способу управления учебно-позновательной деятельностью учащегося;

а)Информационный -передача различными методами материала.

б)Проблемный- метод, стимулирующий творческую деятельность: преподаватель сообщает проблему, цель, а решение ищет ученик.

в)Активные групповые методы-тренинги,деловые игры

2.По источнику получения знаний:

а)Словестные (лекция,объяснения,инструкции и т.д);

б)Наглядные:методы-иллюстрации,демонстрации;

24.

Форма организации учебного процесса(или организационная форма обучения )— это процесс обучения с точки зрения места, времени, количества обучаемых, особенностей взаимодействия участников образовательного процесса (т. е. учителя и ученика), а также целей, содержания и различных технологий обучения. Известны такие традиционные формы организации обучения, как лекции, семинары, зачеты, конференции, уроки, ролевые игры и т.д; Так же в школах-классно-урочная система;

1.Лекция: Основная организационную форма обучения, направленная на первичное овладение знаниями. Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом. Педагоги выделяют три основных типа лекций, применяемых при очном обучении для передачи теоретического материала: вводная лекция, информационная лекция и обзорная лекция. В зависимости от предмета изучаемой дисциплины и дидактических целей могут быть использованы такие лекционные формы, как проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, лекция с заранее запланированными ошибками и др.2.Практические занятия: Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. На этих занятиях идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности. 3.Семинарские занятия:Одна из основных организационных форм учебной деятельности, которая формирует исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение наиболее сложных теоретических вопросов курса, их методологическая и методическая проработка.

4.Классно-урочная система: преобладающая в современном образовании и повсеместно распространенная организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно — учебного года), причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения является урок.

Урок - это организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя методы и средства работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладели основами изучаемого предмета, а также для воспитания и развития школьников.

Характерными признаками этой организационной системы обучения на сегодняшний день являются:

- постоянный состав учебных групп учащихся;

- учебные планы и программы, определяющие содержание образования в каждом классе;

- строго определенное расписание учебных занятий;

- сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся;

- ведущая роль учителя, который организует учебно-воспитательный процесс;

- систематическая проверка и оценка знаний учащихся.

25

Дидактика вьщеляет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.

Образовательная функция– усвоение личностью научных знаний, формирование системы специальных и общеучебных умений и навыков. Это значит, что в процессе обучения ученики получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе, упорядоченные, при условии, что учащиеся осознают объем и структуру своих знаний и умений ими оперировать в учебных и практических ситуациях.

Воспитательная функция – формирование системы ценностно-эмоциональных отношений личности к миру и совокупности ее качеств. Воспитательная функция обучения состоит в том, что в процессе обучения формируется нравственное и эстетическое представление о жизни, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе.

Развивающая функция – развитие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов. Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-отивационной области.

Наши рекомендации