Перцептивная сторона общения

В процессе общения должно быть установлено взаимопонимание между участниками этого процесса. Составной частью общения должно быть восприятие собеседниками друг друга, то есть перцептивная составляющая. Достаточно часто этот процесс характеризуется понятием «социальная перцепция». Вначале под социальной перцепцией понимали социальную детерминацию перцептивных процессов. Позже под социальной перцепцией стали понимать процесс восприятия социальных объектов, под которыми понимались другие люди, социальные группы, социальные общности. В контексте нашего предмета исследования, правильнее всего говорить о межличностной перцепции или межличностном восприятии. Межличностное восприятие – достаточно сложный процесс, где воспринимаются не только физические, но и психологические, духовные характеристики личности, формирование представлений о ее намерениях, представлениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д. В самом общем виде социальная перцепция представляет собой восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его характеристик.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем самосознания. Этот процесс обоюдный: каждый субъект общения выступает, с одной стороны, объектом, а, с другой, субъектом исследования. О другом, как правило, судим по себе. Познание себя через другого связано с идентификацией и рефлексией.

Идентификация обозначает отождествление себя с другим. Идентификация выступает как понимание и познание другого человека. Близкой к идентификации по содержанию находится эмпатия –это такое понимание и восприятие, которое основывается не на рациональном, а на эмоциональном основании.

Рефлексия в социальной психологии понимается по-другому, чем в философии. Под ней понимают осознание действующим индивидом того, как он понимает другого человека.

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия. Каждый старается интерпретировать другого. Интерпретация поведения другого может основываться на знании причин этого поведения. В повседневной жизни обычно не знают истинных причин того или иного действия, тогда в условиях нехватки информации приписывают друг другу, как причины поведения, так и сами образцы поведения. Приписывание происходит на основании некоего образца, имевшим место быть в прошлом опыте субъекта. В конечном счете, возникает целая система приписания – атрибуции.

Особая отрасль социальной психологии получила название каузальной атрибуции (Г. Келли, Э. Джонс, К. Дэвис и др.). Исследования каузальной атрибуции направлены на изучение «человека с улицы». Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от степени уникальности или типичности поступка и от степени социальной «желательности» или «нежелательности».

На основании экспериментальных исследований атрибутивных процессов был сделан вывод о том, что они составляют основное содержание межличностного восприятия. Этот процесс зависит и от самого воспринимающего, его особенностей. Необходимо брать в расчет и роль установки, первого впечатления (портрет – преступник или крупный ученый).

В межличностном отношении нельзя сбрасывать со счетов и эффекты. Отметим три из разновидностей эффектов: эффект ореола (галоэффект), эффект новизны и первичности и стереотипизацию.

Сущность эффекта ореола заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное ему определенное качество. Его роль повышается при минимальной информации об отражающем объекте.

Тесно связан с названным эффектом эффект новизны или первичности.

Имеет место в восприятии и стереотипизация, при которой определенная характеристика накладывается на следующий объект («все южане ленивы»). Особенно распространены этнические стереотипы.

В социальной психологии важное место занимает проблема «точности» восприятия социальных объектов. Физические характеристики можно измерять, взвесить и т.д. В социальной психологии дело обстоит значительно сложнее, так как отсутствуют методики прямой регистрации многочисленных качеств личности другого человека. Существуют тесты, экспертные оценки, которые выступают внешними критериями, но всей проблемы они не снимают. Важным фактором повышения точности является обратная связь, которая помогает откорректировать образ и способствует более точному прогнозу поведения партнера по общению.

Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку получила название исследования аттракции. Аттракция-это и процесс формирования привлекательности какого-либо субъекта, и продукт этого процесса.

Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает характеристику человеческого общения, говорящую о том, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Возникновение аттракции обусловлено новыми подходами к изучению таких феноменов как дружба, симпатия, любовь, которые долгое время считались неподвластными научному анализу.

Вывод. Анализ общения как сложного, многофункционального процесса, показывает, что его конкретные формы достаточно разнообразны. Уровень абстрактного исследования, построение «чистых» моделей помогают разобраться с некоторыми проблемами, но не способны их решить до конца. Для того чтобы понять, как личность вступает в отношения, необходимо проследить, как конкретно раскрываются эти процессы общения в различных социальных группах. Принцип единства общения и деятельности требует перехода от общих характеристик процесса общения к изучению его в контексте конкретных социальных групп.

Литература.

1. Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1985.

2. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

3. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.

4. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М., 1990.

5. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону. 1986.

6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

7. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.

8. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992

9. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону. 1998.

ТЕМА 3

Наши рекомендации