Искажения и пропуск деталей в рисунках

Когда в рисунке много искажений или он представляет собой хаос, нагромождение деталей, то это отражает нарушение представление человека о реальности, что может быть связано с психотическими расстройствами.

Отсутствие существенных деталей изображений может встречаться как в хаотичных, так и в хорошо интегрированных рисунках. В последнем случае отсутствующие существенные детали могут указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики.

Тени в рисунках

Заштриховка, тени в рисунках означают беспокойство. Часто именно заштрихованная область рисунка указывает на определенный аспект в жизни человека, который несет с собой конфликт и тревогу.

Когда заштрихован весь рисунок беспокойство может быть «свободно плавающим», то есть не связанным с какой – либо конкретной областью. В определенной степени затенения встречаются в рисунках адаптированных людей.

Некоторые авторы указывают на то, что полное отсутствие затенения может также указывать на расстройство характера.

Прозрачность в рисунке

Когда человеческое тело изображается прозрачным с просвечивающими внутренними органами, за этим обычно скрываются соматические расстройства, шизофрения или маниакальное состояние.

Если прозрачной рисуется одежда человека, возможно имеют место вуаеристические или эксгибициозные тенденции у взрослых людей, а также проблемы сексуальной идентичности, что можно конкретизировать по деталям рисунка. В отличии от рисунков взрослых людей, в детских рисунках объекты часто изображаются прозрачными.

ü Цвет в рисунках

Иногда рисуночные тесты выполняются простым карандашом, при этом не используются ни цветные мелки, ни цветные карандаши, ни фломастеры. Тем не менее многие исследователи предпочитают использование цвета. Интерпретация цветовых решений особенно важна при расшифровке спонтанных рисунков.

Следует понимать, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет в наличии всего набора цветных карандашей. Цвета могут символизировать определенные чувства, настроения и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликта. Но следует быть очень осторожным при интерпретации конкретных образов, так как цвета очень многозначны. Более того, следует учитывать, что в обществе существует определенное соглашение по поводу значения цветов. Конвенциональное использование цветов менее информативно, чем их спонтанное использование. Использование красного цвета при изображении кирпича, печки, амбара дает меньше информации, чем использование, например, красного цвета при изображении ствола дерева. Понимание важности выбора цвета и его психологического значения дает много дополнительной информации. Однако одной лишь опоры на цветовое решение при интерпретации явно недостаточно. При определении психологического значения цвета можно использовать следующие положения.

- Красный цвет имеет большое витальное, жизненное значение. «Горение», чувство опасности, выраженный гнев, неистовые реакции, сильное эмоциональное отреагирование, чрезмерная чувствительность, потребность в тепле.

- Оранжевый цвет связан с экстраверсией, аффективным выплескиванием, эмоциональным отреагированием. Иногда этот цвет указывает на наличие беспокоящей неизвестной ситуации, связанной с «борьбой жизни и смерти», наличии амбивалентных импульсов.

- Желтый цвет может выражать бодрость, веселье, беспокойство, тенденции к интеллектуализированию, несдерживаемую экспансивность.

- Зеленый цвет – цвет здорового Эго, роста, новизны жизни, умиротворенности, чувства безопасности. Зеленый указывает на наличие желания – настоять на своем, самоутверждение, желание доминировать.

- Голубой и синий цвета отражают спокойствие, тишину, хорошо контролируемые эмоции. Голубой связан также с некоторой холодностью, дистанцинированностью, стремлением к выходу из ситуации.

- Фиолетовый, сиреневый, лиловый цвета отражают внутреннюю эмоциональную привязанность человека. Можно наблюдать идентификацию испытуемого с фигурой, на рисованной этим цветом. Значениями фиолетового является также стремление к духовному контакту, единению.

- Коричневый цвет указывает на потребность в безопасности, контакт с витальным, природным, стремлением к преодолению диструктивных сил, чтобы вернуться к здоровому состоянию.

- Белый цвет - цвет пассивности, пустоты, деперсонализации или потери контакта с реальностью.

- Серый цвет отражает невключенность, подавленность, отверженность, эмоциональную отгороженность.

- Черный цвет выражает депрессивное состояние, подавленность, заторможенность и заблокированность, чувство неадекватности, самообесценивание, символизирует неизвестность.

- Если черный используется для проверки тени, то это может являться проекцией темных мыслей и страхов.

ü Наблюдение за ходом рисования

Поведение испытуемого, его манера взаимодействовать с экспериментатором дает очень ценную информацию. После того, как дана инструкция люди часто могут испытывать неуверенность по поводу того как выполнить задание и пытаются справиться со своим беспокойством различными способами. Иногда люди говорят, что они вообще не умеют рисовать. Такой тип реакции встречается у тех, кто сомневается в своих художественных способностях. В некоторых случаях следует подбодрить человека, однако при этом не следует выходить за рамки инструкции к заданию.

Очень важно фиксировать все поведенческие реакции испытуемого. Люди, которые испытывают потребность в одобрении или трудности в выполнении неструктурированных заданий, часто задают много вопросов. Люди, которые чувствуют незащищенность и не уверены в своей компетентности, как правило, склонны извиняться за то, что их рисунок получился недостаточно хорошо.

Обычно большинство людей выполняют рисунок в течении 5 минут, но иногда встречаются и такие случаи, когда рисунок выполняют за одну минуту, другим, напротив, требуется более десяти минут. Объяснения этому могут быть найдены при рассмотрении личностных особенностей испытуемых. Так, например, если рисунок выполняется менее чем за одну минуту это может быть связано с сопротивлением, со стремлением к защитным реакциям, слабым контролем внутренних импульсов. В случае, когда рисунок выполняется очень долго, за этим скрывается регидность, навязчивость, стремление к излишней детализации или выраженная сильная потребность к поддержке.

Очень важно наблюдать и фиксировать последовательность изображения объектов на рисунке, особенно в тестах «Нарисуй семью». В зависимости от действия защитных психологических механизмов ключевые фигуры, которые вызывают у испытуемого наибольшее беспокойство, могут изображаться либо первыми, либо последними.

При изображении часто наибольшее внимание уделяется проблемной фигуре. Кроме того, имеют место и дополнительные знаки беспокойства, которые связаны с этой фигурой и проявляются в различных частях рисунка.

Наши рекомендации