Общее представление о валидности теста.
тВалидность – комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.
Валидность теста – понятие, указывающее на то, чтó измеряет тест и насколько хорошо он это делает.
Валидность описывает также конкретную направленность методики (контингент испытуемых по возрасту, уровню образования, социально-культурной принадлежности и т.д.) и степень обоснованности выводов о конкретных условиях использования теста.
Отличие понятия валидности от надежности:
Надежность – это устойчивость процедуры относительно объектов (испытуемых).
Валидность – это устойчивость относительно предмета измерения, т.е. измеряемых свойств.
Надежность является необходимым, но не достаточным условием валидности.
Поэтому основное соотношение психометрии:
Валидность ≤ надежность.
Итак, валидность теста не может превышать его надежность.
Чем валиднее тест, тем лучше отображается в нем то качество (свойство), ради измерения которого он создавался.
Проверка валидности методики называется валидизацией. В ходе валидизации решаются сразу две задачи: 1)собственно задача измерения валидности и 2)оценка прагматической эффективности психодиагностической методики.
Критерий валидизации – непосредственная и независимая от валидизируемого теста используемая для проверки его валидности эмпирически очевидная мера психического свойства, на исследование которого он направлен. На основе общего подхода к определению ряда видов валидности – через сопоставление с тем или иным критерием измеряемого свойства – принят термин "критериальная валидность".
В большинстве процедур валидизации используется независимый внешний критерий того, что тест должен измерять .
В качестве критериев валидизации обычно используют:
объективные социально-демографические и биографические данные (стаж, образование, профессия, прием или увольнение с работы);
показатели успеваемости, чаще всего являющиеся критериальной мерой тестов способности к обучению, достижений в отдельных дисциплинах, тестов интеллекта;
производственные показатели эффективности выполнения отдельных видов профессиональной деятельности, имеющие наибольшее значение при валидизации методик, используемых в профотборе и профориентации;
результаты реальной деятельности (рисование, моделирование, музыка, составление рассказа и т.п.) при испытании тестов общих и специальных способностей, тестов личности;
врачебный диагноз или другие заключения специалиста;
контрольные испытания знаний и умений;
данные других методик и тестов, валидность которых считается установленной.
Среди многообразия видов критериев валидизации в самом общем виде выделяют объективные (относительно независимые от субъективных мнений, оценок людей) и субъективныекритерии.
Тиффин и Маккормик выделили 4 типа критерия валидизации:
1) критерии исполнения – количество выполненной работы, успеваемость, время, затраченное на обучение, темпы роста квалификации и т.п.;
2) субъективные критерии – различные суждения, отражающие отношение человека к чему- или к кому-либо, его мнение, взгляды и пр. Обычно субъективные критерии получают с помощью интервью, опросников, анкет;
3) физиологические критерии – используются при изучении влияния окружающей среды и других ситуационных переменных на организм и психику человека (частота пульса, давление крови, электросопротивление кожи и т.д.);
4) критерии случайностей – применяются, когда цель исследования касается, например, проблемы отбора для работы таких лиц, которые менее подвержены несчастным случаям.
Внешний критерий должен отвечать трем основным требованиям:
1)он должен быть релевантным(смысловое соответствие диагностического инструмента независимому жизненно важному критерию)
Свободным от помех
3) надежным. (он должен отражать постоянство и устойчивость исследуемой функции)
Оценка валидности методик может носить количественный (коэф-т корреляции между колич.значениями и тест.показателями).и качественныйхарактер.
Коэффициенты валидности– это статистические показатели эмпирической валидности теста.