Тема 8. Понятие валидности экспериментального исследования. Виды валидности.

Валидность исследования удобнее всего рассматривать как точность выводов исследования. Объем мероприятий, необходимых для достижения условий, когда исследование обладает валидностью, наиболее наглядно представлен в работе Р. Готтсданкера. Он рассматривает мысленные образцы экспериментов: безупречный эксперимент, идеальный и бесконечный эксперименты, эксперимент полного соответствия. Проводит оценку реальных экспериментов на основе их сравнения с мысленными образцами.

Всеми авторами так или иначе рассматривается проблема обеспечения внутренней валидности как один из самых важных типов валидности, который касается отношений между зависимыми и независимыми переменными. Основные причины снижения внутренней валидности исследования: смешение переменных; изменения, связанные с испытуемыми; влияние предварительного тестирования; изменение навыков исследователя.

Принципиальное значение для частного исследования имеют и другие виды валидности: внешняя валидность как возможность распространять выводы, полученные на экспериментальной выборке, на всю генеральную совокупность; валидность статистических выводов; валидность процедур (методик) исследования.

Тема 9. Понятие надежности эксперимента.

Надежность эксперимента как понятие, определяющее устойчивость результатов эксперимента. Факторы, повышающие надежность результатов: повышение количества проб и количества испытуемых в выборке. Связь надежности и внутренней валидности.

Тема 10. Понятие безупречного эксперимента, его виды.

Безупречный план эксперимента. Виды безупречного эксперимента и их характеристика: идеальный эксперимент и его связь с внутренней валидностью. Бесконечный эксперимент и его связь с внутренней валидностью и надежностью. Эксперимент полного соответствия и его связь с внешней валидностью, с дополнительной переменной экспериментальной гипотезы.

Тема 11. Естественный эксперимент. Способы повышения внутренней валидности естественного эксперимента.

Естественный эксперимент – эксперимент, «дублирующий реальный мир». Достоинтсва и недостатки подобного эксперимента. Планирование естественного эксперимента. Факторы, угрожающие внутренней валидности в естественном эксперименте. Способы повышения внутренней валидности естественного эксперимента.

Тема 12. Искусственный эксперимент. Способы повышения внешней валидности искусственного эксперимента.

Искусственный эксперимент как эксперимент, «улучшающий реальный мир». Его достоинства и недостатки. Причины обращения к подобным экспериментам. Способы повышения внешней валидности искусственного эксперимента.

Тема 13. Эксперимент на больших выборках.

Получение надежных результатов в экспериментах на больших выборках. Межгрупповое сравнение. Достоинства и недостатки подобных экспериментов. Методы составления групп испытуемых. Факторы, снижающие внутреннюю валидность и способы ее повышения.

Тема 14. Корреляционные исследования.

Корреляционное исследование. Отличие от эксперимента. Гипотезы о взаимосвязи уже существующих характеристик. Требования к количеству испытуемых. Применение статистических методов. Матрицы корреляций. Характер причинных отношений между переменными. Области применения корреляционного исследования.

Корреляционное исследование представляет метод проверки психологических гипотез, который позволяет устанавливать связи между переменными, если уровни этих переменных не изменяются. Установленная корреляция между двумя или более переменными подтверждает статистическую значимость, но не устанавливает наличие причинно-следственных связей.

Наши рекомендации