Общее представление о методах исследования в психологии. Классификация методов.Общее представление о методах исследования в психологии

Методы психологии

Метод - это способ получения фактов, путь научного по­знания, "способ, посредством которого познается предмет на­уки". Общая цель всех методов психологического исследова­ния заключается в точной фиксации, регистрации, выявлении психологических фактов, в накоплении эмпирических опытных данных для последующего теоретического анализа.

Факт — это определенный акт поведения человека, в котором проявляют­ся особенности его личности, особенности тех или иных сто­рон психики.

Методика - частная реализация метода.

Система методов объединена наличием общей методологии науки, то есть тео­ретическим обоснованием единства и связей используемых методов.

Методология (от греч. methodos - путь исследования или познания, logos - учение или наука) – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Психологическая наука при решении своих задач как теоретического, так и практического характера, основывается на методологии. Методология определяет исходные принципы исследования, нормы и требования к использованию методов, правила оказания воздействия и др.

Выделяют 3 уровня методологии:

1. философская методология, которая представляет собой общефилософский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем;

2. общенаучная методология – учение о структуре, логической организации, выводах и средствах познания в области теории и практики;

3. частная или специальная методология – совокупность методологических принципов конкретной науки.

Методологические принципы

1. Принцип причинной обусловленности (детерминизма). Суть его состоит в том, что любому явлению, событию предшествует совокупность обстоятельств, которые и вызывают это явление. Психологическое исследование основной своей задачей и ставит выявление этих обстоятельств, причин.

2. Принцип единства сознания и деятельности означает, что психическое развитие человека невозможно вне деятельности. Содержательная особенность деятельности человека определяет ход развития психических процессов и свойств.

3. Принцип системности основывается на идее приобретения отдельным элементом целостной структуры свойств отличных от тех, которыми он обладал, не находясь в составе этой структуры. Например, человек, находясь в группе студентов, среди незнакомых людей, в кругу семьи, ведёт себя по-разному, то есть он использует разнообразные поведенческие реакции в зависимости от того, частью какой группы (какой целостности) он является в настоящий момент. Таким образом, данный принцип указывает на необходимость исследовать любое явление с учётом взаимосвязи его с другими явлениями.

4. Принцип развития обусловливает необходимость изучать психические явления в развитии (динамике). Изменения в процессе развития происходят через определённые этапы закономерно, несмотря на то, что могут содержать в себе элементы случайности и вариативности.

5. Принцип объективности: в научном исследовании выводы должны вытекать из результатов, полученных при помощи научных методов и методик, имеющих высокие качественные показатели.

6. Принцип единства диагностики и коррекции, суть которого заключается в необходимости полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития для того, чтобы спланировать и реализовать коррекционную программу.

7. Принцип не нанесения ущерба испытуемому: результаты, полученные в ходе исследования, нельзя использовать во вред тому человеку (группе лиц), которого исследовали. Данный принцип тесно связан с принципом соблюдения тайны, который гласит, что результаты исследования без персонального согласия того, кого исследовали, не подлежат разглашению, а в случае несовершеннолетних – без согласия родителей или заменяющих их лиц, несущих юридическую

Классификация методов

Все многообразие методов исследования, входящих в цело­стную систему, можно разделить на четыре основные группы методов (по Б.Г. Ананьеву): организационные, эмпирические, методы качественно-количественного анализа научных факто­ров и интерпретационные методы.

Организационные методы - группа методов психологии, которые определяют общий способ организации психологического исследования.

К этой группе относятся срав­нительный, лонгитюдный и комплексный методы.

Сравнительный метод — это изучение одного и того же пси­хического явления у разных групп испытуемых в зависимости от пола, возраста и т.д.

Лонгитюдный метод — это многократ­ное обследование одного и того же человека на протяжении долгого времени, позволяет в течение многих лет прослежи­вать ход психического развития испытуемых.

Комплексный метод широко применяется для многостороннего исследова­ния одного и того же явления с использованием множества частных методик и является переходом к междисциплинарно­му изучению деятельности (в исследовании принимают учас­тие представители разных наук).

Эмпирические методы группа методов психологии, позволяющих получить первичные данные об изучаемом явлении. К ним относятся: на­блюдение, самонаблюдение, эксперимент, методы психодиаг­ностики (тесты, опросные методы), анализ продуктов деятель­ности, биографические методы.

Методы обработки полученных данных, которые подразумевают проведение количественного (статистического) и качественного анализа первичных данных. Качественные методы позволяют выявить наиболее существенные стороны изучаемых объектов, что дает возможность обобщать и систематизировать знания о них, а также постигать их сущность. Очень часто опираются на количественную информацию. Наиболее распространены такие приемы, как классификация, типологизация, систематизация, периодизация.

Интерпретационные методы - различные приёмы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами. включают генетический метод (анализ материала в плане развития с выделением осо­бых фаз, стадий, критичных моментов и т.д.) и структурный метод (установление структурных связей между всеми харак­терными особами).

Ввиду того, что психологам часто приходится оказывать влияние на развитие личности, на оптимальное формирование её познавательной сферы, помимо методов, указанных Б.Г.Ананьевым, целесообразно выделить ещё одну группу.

методы психологического воздействия – специфические приёмы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с поставленной целью.

Наши рекомендации