Общее понятие о валидности теста. Виды валидности.

Валидность теста

«валидность теста - понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает». Валидность свидетельствует о том, пригодна ли методика для измерения определённых качеств, особенностей и насколько эффективно она это делает. Наиболее распространённым способом нахождения теоретической валидности теста (методики) является конвергентная валидность, то есть сопоставление данной методики с авторитетными родственными методиками и доказательство значимых связей с ними.

Внешняя и внутренняя валидность

• Внешняя - представляет собой меру возможности распространения результатов тестирования на исследуемую группу людей или генеральную совокупность.

– Репрезентативность выборки.

– Перекрестнаявалидизация данных на разных выборках испытуемых.

• Внутренняя - является мерой соответствия тестовых оценок уровню развития измеряемого свойства и характеризует тест с точки зрения его ценности в

отношении достижения определенной практической цели: прогнозирования, диагностики.

• Выделяют много разных видов валидности.

– Классификация в достаточной мере условна, поскольку одни методы и данные могут использоваться для доказательства различных типов валидности.

Виды валидности

• Концептуальная (теоретическое обоснование возможности измерения исследуемого свойства с помощью данного психодиагностического средства или метода).

• Содержательная (характеризуется степенью представленности в заданиях методики содержания измеряемой области психических функций).

– Тест должен охватывать всю область изучаемого поведения.

• Конструктная (определяется тем насколько результаты теста могут быть рассмотрены в качестве меры исследуемого психологического конструкта (фактора или свойства).

• Операционная– отражает (в модельном плане) степень представленности реальных операционных условий психической деятельности в конкретных экспериментальных операциях, выполняемых испытуемыми в заданиях психодиагностической методики.

• Эмпирическая– совокупность сравнительных характеристик теста, полученная статистическими способами оценивания.

27.Общее понятие о достоверности тестовых данных.

Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые вносит в тестовые результаты сам испытуемый, руководствуясь в ходе теста особой мотивацией, отличающейся от той, которая присуща ему в реальном поведении. Способность теста защищать информацию от МОТИВАЦИОННЫХ ИСКАЖЕНИЙ и есть достоверность теста. Особенно, остро проблема достоверности стоит в случае тест-опросников, которые допускают больше свободы в выборе испытуемым любого варианта ответа.

Типичный прием обеспечения достоверности — наличие в тест-опросниках ШКАЛ ЛЖИ. Эти шкалы основываются главным образом на феномене СОЦИАЛЬНОЙ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ — стремлении испытуемых давать в ходе тестирования социально одобряемую информацию. Если испытуемый набрал по шкале лжи балл выше критического, то его протокол объявляется недостоверным и ему предлагается либо выполнить данный тест еще раз более откровенно, либо выполнить другой тест. Многие более специфичные ловушки, направленные на измерение достоверности, часто входят как компонент в структуру конкретного теста, а иногда даже не подлежат разглашению как элемент ноу-хау (информационного изобретения) и профессиональной тайны, разделяемой разработчиками только с лицензированными пользователями методики, подписавшими особое лицензионное соглашение при приобретении теста.

Достоверность тестирования тесно связана со степенью доверительности общения, которую смог психолог установить с данным испытуемым. Здесь полезно различать две диагностические ситуации: консультативную (СИТУАЦИЯ КЛИЕНТА) и аттестационную (СИТУАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ). В первом случае испытуемый участвует в тестировании на добровольной основе и сам заинтересован получить рекомендации по результатам тестирования (как, например, в профориентационной консультации). Во втором случае тестирование проводится по инициативе педагога или администрации, психолога, родителей, т. е. других лиц, и эти другие больше заинтересованы в результатах, чем сам испытуемый.

Понятно, что в аттестационной ситуации вопрос о достоверности особенно актуален. И опросники, не снабженные шкалами лжи, использовать в таких ситуациях бесполезно. Наоборот, в ситуации клиента могут быть использованы такие методики, на которые испытуемый заведомо будет отвечать некорректно в ситуации экспертизы.

Наши рекомендации