О понятиях: «музыкальный звук», «интонация», «музыкальный слух», «ритм», «метр».
Музыканта,играющего на струнно-смычковом инструменте должны интересовать процессы происхождения звука, он должен их знать. Звуки скрипки, виолончели, контрабаса – физико-акустическое явление: резонирующий корпус передает колебания струны во внешнюю среду и делает звук слышимым. От размера инструмента зависит звук «выше» или «ниже». Изменение – увеличение или уменьшение степени громкости звучания определяются понятием «динамика». «Длительность» - свойство звука, зависящее от продолжительности колебания струны. Тембр звука образуют комбинации высотности звука, громкостей, временных и других компонентов. Для достижения большей связанности звуков или выделения отдельных звуков в соответствии с художественным замыслом исполнитель прибегает к приёмам «глиссандо», «портаменто», «вибрато». Термин «интонация» чаще всего соотносится с такими определениями, как «чисто» или «фальшиво», «выше» или «ниже». Интонация в музыке сходна с интонацией речи, обладает выразительностью, эмоциональностью. Следует учитывать, что слух ученика еще недостаточно развит и натренирован, особенно в низком регистре контрабаса. Слух человека – способность человека полноценно воспринимать музыку и необходимое условие композиторской и исполнительской деятельности. Как показывает практика, без эмоциональной предрасположенности человек оказывается непригодным к композиторской и исполнительской деятельности. С психологической стороны слух музыкальный – это своеобразный механизм первичной переработки музыкальной информации. Музыкант интуитивно или сознательно воспринимает и учитывает самые различные отношения между звуками. На этой основе формируется ладовое чувство. К специфическим проявлениям музыкального слуха относятся с одной стороны, так называемый «абсолютный» слух, - с другой – «слух настройщика». Для контрабасиста – как правило, участника большого ансамбля или оркестра, исполнителя в группе коллег – всегда требуется мобильность слухового восприятия и реакции, чему мешает именно абсолютный слух. Слух настройщика – способность различать минимальные изменения высоты определённых звуков. Снова подчеркнём: музыкальный слух развивается в процессе музыкальной деятельности. Есть специфическая особенность музыкантов видеть звук в цвете. Так называемый «цветной слух» – способность цветовых представлений под воздействием музыкальных звуков.
Ритм -один из трех, наряду с мелодией и гармонией, основных элементов музыки, (от др.-греч. «течь», струиться, растекаться и т.д.) — организация музыки во времени. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей — звуков и пауз. В письменной традиции музыкальный ритм фиксируют с помощью музыкальной нотации.Метр(размер, мера)– организация музыкального текста во времени, (от др.-греч. мери́ло, [надлежащая] мера) — мера, определяющая величину ритмических построений вплоть до малых композиционных форм (например, периода). В элементарной теории музыки метром называют рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей. Скорость чередования долей называется темпом. Музыка эпохи барокко представлена весомо в учебном репертуаре контрабасистов. Прочное место заняли «старинные сонаты» Марчелло, Ариости, Корелли, Гальяра, Генделя, Вивальди, Телемана. Все чаще звучат на контрабасе виолончельные сюиты Баха. Интерпретаторы виолончельных сюит Баха активно дискутировали о роли артикуляции при исполнении этой музыки: следует ли ее произносить как «речь», или её всё же надо «петь», либо должно сочетаться одно и другое. В эпоху классицизма ведущую роль получает ритмическая энергия, выражаемая в ярких ударениях, в большей ровности темпа, в увеличении роли метра. Одна из особенностей, приобретающая для интерпретации произведений существенную значимость – мелизматика, (от др.-греч. песня, напев), также мелизматический распев, мелизматическая структура (Гарднер), мелизматический стиль (от англ. melismatic style), реже мелизматика — способ распева текста, при котором на один его слог приходится много (четыре и больше) звуков мелодии. Импровизационные украшения мелодии присущи исполнительству музыки барокко, но в эпоху классицизма эти «украшения» стали обретать известные правила. В эпоху «романтизма» внутреннее деление текстовых долей доходит до таких мелких величин, что длительность звуков, но и их число не воспринимаются, что позволяет создавать в музыке образы непрерывного движения. Отклонения от ритма, предписываемые нотным текстом и осуществляемые по ощущению самого исполнителя, требуют специального внимания к «агогике». В трактовке темповых изменений актуальны задачи «ускорений» и «замедлений» темпа. В музыке изменения темпа протекают постоянно: при ускорении интервалы времени между соседними звуками должны уменьшаться последовательно, при замедлении, также последовательно увеличиваться. В современном музыкальном искусстве особое место занимает искусство джаза. Как известно, контрабас один из основных инструментов джаза. Искусство джазовых контрабасистов – это искусство импровизаторов. Игра в джазе, способность импровизировать требует, определённо, особого таланта. Нередко исполнителей воспитывают педагоги с ограниченными творческими установками. Приходится говорить о таком явлении, как недостаточное ознакомление учащихся с современной музыкой. Проблемы современной музыки, не могут не быть объектом пристального внимания и изучения музыкантом-исполнителем. Активное введение в учебный репертуар контрабасистов произведений современных авторов – особенно актуальная задача. Ритм призван упорядочить музыкальное движение, расчленить его на отдельные временные отрезки (такты), но прежде всего «ритм помогает выразить чувство и движение». Ритм дает нам сильнейшую опору и уверенность во всех технических сложностях.