Метр, размер, ритм .Группировка длительностей.

Интервал и его виды.

Интервал – сочетание двух звуков , взятых вместе или по одному.

Гармонический интервал – звуки берутся одновременно.

Мелодический интервал - звуки берутся последовательно.

Интервал измеряется ступенями( количественная величина) и тонами и полутонами( качественная величина).От ступеней зависит название интервала, от тонов(полутонов) – вид( малый, большой, чистый, увеличенный , уменьшенный).

Интервалы могут быть простыми( ч.1, м.2, б.2., м.3., б.3.,ч.4.,ч.5.,……..ч.8) и составными( шире октавы).

По звучанию интервалы делятся на консонансы и диссонансы .К диссонансам относятся м.2, б.2., тритоны( ув.4 и ум.5), м.7.,б.7.

Консонансы делятся на весьма совершенные(ч.1.,ч.8), совершенные(ч.4,ч.5), несовершенные – м.3, б.3.,м.6., б.6.

Тритоны – интервалы, в которых 3 тона. К ним относятся ув.4 и ум.5.

Телефон тритонов IV – VII – VI - II. От IV строится ув.4 в натуральном мажоре и гармоническом миноре, от VIIстроится ум.5 в натуральном мажоре и миноре, от VI строится ув.4 в гармоническом мажоре и натуральном миноре, отIIстроится ум.5 в гармоническом мажоре и миноре.

Ув.4( увеличенная кварта), она называется увеличенной, потому, что больше чистой на полтона. Разрешается в сексту. Обращением увеличенной кварты является уменьшенная квинта.Ум.5 ( уменьшенная квинта) называется уменьшенной, так как она меньше чистой на полтона. Разрешается в терцию.

В тональности можно построить 2 пары тритонов: в натуральном ладу -1 пара, гармоническом – тоже одна пара.

От звука тритон( ув.4 или ум.5) разрешается в 4 тональности: мажор, одноименный минор, параллельный минор к мажору, одноименный мажор к параллельному минору.

Лад– система устойчивых и неустойчивых звуков, подчиненных единому центру- тонике.

Тоника – самый устойчивый звук , 1 ступень лада, тональности, гаммы.

Мажор – семиступенный лад, устойчивые ступени которого образуют мажорное трезвучие .Минор – семиступенный лад, устойчивые ступени которого образуют минорное трезвучие.

Тональность – высота лада( лад с определенной тоникой).

Гамма – ступени тональности по порядку от тоники до тоники вниз или вверх.

Мажор и минор имеют три вида-натуральный , гармонический, мелодический.

Натуральный мажор и минор имеют только ключевые знаки.

Гамма натурального мажора – Т Т П Т ТТ П

Гамма натурального минора - Т П Т Т П Т Т

Гармонический мажор – понижается 6 ступень, гармонический минор- 7 повышается.Мелодический мажор – понижаются 6 и 7, мелодический минор- повышаются 6 и 7.

Знаки повышения - диез, дубль-диез, также повышает бекар( когда отменяет бемоль).Знаки понижения – бемоль,дубль-бемоль. Бекар понижает,отменяя диез.

Квинтовый круг тональностей – система, в которой тоники мажорных и минорных тональностей расположены по ч.5, вверх – диезные, вниз – бемольные. Мажорные тональности отсчитываются от тоники До МАЖОРА, а минорные от тоники ля минора.

Обозначение звуков может быть слоговое( до, ре , ми,фа ….и т.д.) и буквенное( НАЧИНАЯ ОТ ЛЯ – A - B ( си бемоль) - C- D – Е- F- G- H ).

Это основные буквенные обозначения.Ноты с диезами - буква + is, ноты с бемолями – буква + es ( исключение – ES И AS - БУКВА Е ВЫПАДАЕТ) .

МАЖОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ – ПИШУТСЯ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ , МИНОРНЫЕ С МАЛЕНЬКОЙ. Мажор - + dur, минор - + moll.

4.Тональности могут быть мажорные и минорные.

Параллельные тональности – тональности, у которых одинаковые знаки , но разные тоники. Наименьшее расстояние между тониками мажора и параллельного минора равно м.3. Тоника мажора выше на м.3 от тоники параллельного минора. А тоника минора ниже на м.3 тоники параллельного мажора.

Одноименные тональности – тональности , у которых одинаковые тоники,но разные знаки. Одноименные тональности отличаются на три знака при ключе. Отличаются ступенями 3 , 6, 7. В мажоре они звучат высоко , а в миноре низко.

Энгармонизм – равенство по звучанию, различие по написанию.

Энгармонически равные тональности- тональности, которые одинаково звучат , но по разному называются и записываютсся. Например , Си мажор и До ь мажор. Существует 3 пары употребимых в музыке энгармонически равных тональностей.

Си мажор( H-dur) и До ь мажор( Ces-dur) + их параллельные

Додиез мажор (Cis-dur) и Ре ь мажор(Des- dur) + их параллельные.

Фа диез мажор ( Fis-dur) и Соль ь мажор( Ges-dur)+ их параллельные.

Запомнить их можно по клавишам на фортепиано – играть три ноты: си, додиез и фа диез.

Родственные тональности(см. в конце конспекта)

Характерные интервалы.

Характерные интервалы- интервалы, которые строятся в гармоническом мажоре и миноре. К ним относятся у.2 и ум.7, ув.5 и ум.4.

Ув.2 строится от VI ступени и разрешается в ч.4 от V ступени. Обращением ув.2 – является ум.7.

Ум.7 строится от VII ступени и разрешается в ч.5 от I ступени.Обращением ум.7 является ув.2.

В мажоре и миноре первая пара характерных строится от одних и тех же ступеней.

Вторая пара характерных – ув.5 и ум.4 отличаются тем, что в них входит одна устойчивая ступень – III, и та, которая изменяется в гармоническом ладу. Т.е. В мажоре эту пару образуют III и VI ь ступени, а в миноре – III и VII#.

В мажоре все увеличенные характерные строятся от VI ь, а в миноре все уменьшенные характерные строятся от VII#.

Телефон характерных в мажоре VI Ь – VII – VI Ь – III.

Телефон характерных в миноре VI – VII# – III – VII#.

От первой и третей цифры строится увеличенный интервал, от второй и четвертой – уменьшенный.

Интервал и его виды.

Интервал – сочетание двух звуков , взятых вместе или по одному.

Гармонический интервал – звуки берутся одновременно.

Мелодический интервал - звуки берутся последовательно.

Интервал измеряется ступенями( количественная величина) и тонами и полутонами( качественная величина).От ступеней зависит название интервала, от тонов(полутонов) – вид( малый, большой, чистый, увеличенный , уменьшенный).

Интервалы могут быть простыми( ч.1, м.2, б.2., м.3., б.3.,ч.4.,ч.5.,……..ч.8) и составными( шире октавы).

По звучанию интервалы делятся на консонансы и диссонансы .К диссонансам относятся м.2, б.2., тритоны( ув.4 и ум.5), м.7.,б.7.

Консонансы делятся на весьма совершенные(ч.1.,ч.8), совершенные(ч.4,ч.5), несовершенные – м.3, б.3.,м.6., б.6.

Тритоны – интервалы, в которых 3 тона. К ним относятся ув.4 и ум.5.

Телефон тритонов IV – VII – VI - II. От IV строится ув.4 в натуральном мажоре и гармоническом миноре, от VIIстроится ум.5 в натуральном мажоре и миноре, от VI строится ув.4 в гармоническом мажоре и натуральном миноре, отIIстроится ум.5 в гармоническом мажоре и миноре.

Ув.4( увеличенная кварта), она называется увеличенной, потому, что больше чистой на полтона. Разрешается в сексту. Обращением увеличенной кварты является уменьшенная квинта.Ум.5 ( уменьшенная квинта) называется уменьшенной, так как она меньше чистой на полтона. Разрешается в терцию.

В тональности можно построить 2 пары тритонов: в натуральном ладу -1 пара, гармоническом – тоже одна пара.

От звука тритон( ув.4 или ум.5) разрешается в 4 тональности: мажор, одноименный минор, параллельный минор к мажору, одноименный мажор к параллельному минору.

Лад– система устойчивых и неустойчивых звуков, подчиненных единому центру- тонике.

Тоника – самый устойчивый звук , 1 ступень лада, тональности, гаммы.

Мажор – семиступенный лад, устойчивые ступени которого образуют мажорное трезвучие .Минор – семиступенный лад, устойчивые ступени которого образуют минорное трезвучие.

Тональность – высота лада( лад с определенной тоникой).

Гамма – ступени тональности по порядку от тоники до тоники вниз или вверх.

Мажор и минор имеют три вида-натуральный , гармонический, мелодический.

Натуральный мажор и минор имеют только ключевые знаки.

Гамма натурального мажора – Т Т П Т ТТ П

Гамма натурального минора - Т П Т Т П Т Т

Гармонический мажор – понижается 6 ступень, гармонический минор- 7 повышается.Мелодический мажор – понижаются 6 и 7, мелодический минор- повышаются 6 и 7.

Знаки повышения - диез, дубль-диез, также повышает бекар( когда отменяет бемоль).Знаки понижения – бемоль,дубль-бемоль. Бекар понижает,отменяя диез.

Квинтовый круг тональностей – система, в которой тоники мажорных и минорных тональностей расположены по ч.5, вверх – диезные, вниз – бемольные. Мажорные тональности отсчитываются от тоники До МАЖОРА, а минорные от тоники ля минора.

Обозначение звуков может быть слоговое( до, ре , ми,фа ….и т.д.) и буквенное( НАЧИНАЯ ОТ ЛЯ – A - B ( си бемоль) - C- D – Е- F- G- H ).

Это основные буквенные обозначения.Ноты с диезами - буква + is, ноты с бемолями – буква + es ( исключение – ES И AS - БУКВА Е ВЫПАДАЕТ) .

МАЖОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ – ПИШУТСЯ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ , МИНОРНЫЕ С МАЛЕНЬКОЙ. Мажор - + dur, минор - + moll.

4.Тональности могут быть мажорные и минорные.

Параллельные тональности – тональности, у которых одинаковые знаки , но разные тоники. Наименьшее расстояние между тониками мажора и параллельного минора равно м.3. Тоника мажора выше на м.3 от тоники параллельного минора. А тоника минора ниже на м.3 тоники параллельного мажора.

Одноименные тональности – тональности , у которых одинаковые тоники,но разные знаки. Одноименные тональности отличаются на три знака при ключе. Отличаются ступенями 3 , 6, 7. В мажоре они звучат высоко , а в миноре низко.

Энгармонизм – равенство по звучанию, различие по написанию.

Энгармонически равные тональности- тональности, которые одинаково звучат , но по разному называются и записываютсся. Например , Си мажор и До ь мажор. Существует 3 пары употребимых в музыке энгармонически равных тональностей.

Си мажор( H-dur) и До ь мажор( Ces-dur) + их параллельные

Додиез мажор (Cis-dur) и Ре ь мажор(Des- dur) + их параллельные.

Фа диез мажор ( Fis-dur) и Соль ь мажор( Ges-dur)+ их параллельные.

Запомнить их можно по клавишам на фортепиано – играть три ноты: си, додиез и фа диез.

Родственные тональности(см. в конце конспекта)

Метр, размер, ритм .Группировка длительностей.

Метр - равномерное чередование сильных и слабых долей.

Различают метры по количеству долей в такте( двухдольные, трехдольные…).

Такт- отрезок мелодии от одной сильной доли, до другой.

Доли – равные части времени. Они могут быть сильные и слабые. В сложных размерах есть относительно сильные доли.

Размер – конкретное выражение метра. Размеры делятся на простые, сложные, смешанные.

Простые(2/4,3/4,3/8) – к ним относятся размеры, в которых есть одна сильная доля и 1 или 2 слабых)

Сложные размеры делятся на однородные и неоднородные(смешанные)

К сложным однородным относятся размеры, которые можно представить из суммы нескольких простых одинаковых размеров. Например,( 4/4,6/8

Смешанные размеры( 5/4,7/4..) – к ним относятся размеры, которые можно представить в виде суммы нескольких простых неодинаковых размеров.

Ритм – организованная последовательность музыкальных звуков различных длительностей.

Пунктирный ритм – ритмический рисунок из двух нот: первая с точкой, а вторая в три раза короче первой.

Синкопа- смещение акцента с сильной доли на слабую.

Триоль - ритмическая группа из з-х нот, образованная делением основной длительности на 3.

Группировка длительностей - объединение длительностей в группы по долям в соответствии с размером( инструментальная группировка), в соответствии с текстом( вокальная группировка).

Знаки увеличения длительностей нот: точка ( увеличивает длительность на ее половину), лига ( увеличивает на длительность ноты соединенной лигой), фермата.

Наши рекомендации