Ритм и Метр. обозначение длительностей нот и пауз

Ритмические организации звуков. сильная и слабая доля. такт.

Тактовая черта. размер 2/4, 3/4, 4/4. приёмы дирижирования

Цель: ознакомление с компонентами метроритма и особенностями их применения в музыке.

Звуки мелодии различаются между собой не только по высоте, но и по длительности. Мы слышим то долгие, то короткие звуки. Длительность звуков обозначается при помощи заполнения пустого овала, а также добавления к нему вертикальной палочки (штиля) и хвостиков (флажков).

Ритм и Метр. обозначение длительностей нот и пауз - student2.ru 1 – флажок, 2 – штиль, 3 – головка

Пустой овал обозначает целую ноту: Ритм и Метр. обозначение длительностей нот и пауз - student2.ru

Пустой овал со штилем обозначает половинную ноту: Ритм и Метр. обозначение длительностей нот и пауз - student2.ru

Чёрный заполненный овал со штилем – четвертную ноту: Ритм и Метр. обозначение длительностей нот и пауз - student2.ru

К восьмой ноте добавляется один флажок: Ритм и Метр. обозначение длительностей нот и пауз - student2.ru

К шестнадцатой – 2 флажка: Ритм и Метр. обозначение длительностей нот и пауз - student2.ru

Целая нота равна по длительности двум половинным, половинная – двум четвертным, четверть – двум восьмым, восьмая – двум шестнадцатым:

Ритм и Метр. обозначение длительностей нот и пауз - student2.ru

Чередование различных длительностей называется ритмом.

Ноты можно записывать по-разному:

Ритм и Метр. обозначение длительностей нот и пауз - student2.ru

Правописание штилей (вверх и вниз) зависит от положения ноты на нотном стане: если нота располагается ниже 3-ей линейки нотного стана, то штиль пишется справа вверх, а если нота находится выше 3-ей линейки, то штиль пишется слева вниз:

Ритм и Метр. обозначение длительностей нот и пауз - student2.ru

Перерыв в звучании называется паузой.

Продолжительность пауз измеряется такими же длительностями, как и звуки:

Ритм и Метр. обозначение длительностей нот и пауз - student2.ru

Метр, такт, размер

В музыке звуки организованы во времени. Чередование звуков равными по времени долями образует равномерное движение (как говорят, пульсацию). Доля (в музыке) — элементарная единица музыкального метра. В этом движении звуки некоторых долей времени выделяются ударениями. Такие ударения называются акцентами.

Доли, на которые приходятся акценты, называются сильными долями.

Доли, не имеющие акцентов, называются слабыми долями.

Последовательность чередования сильных и слабых долей в различных произведениях является неодинаковой.

Для выделения сильной доли ставится тактовая черта (вертикальная черта на нотном стане). Часть музыкального произведения от одной сильной доли до другой (от одной тактовой черты до другой) называется тактом:

Ритм и Метр. обозначение длительностей нот и пауз - student2.ru

На рисунке показаны четыре типа тактовых черт:

Ритм и Метр. обозначение длительностей нот и пауз - student2.ru

Равномерное чередование сильных и слабых долей называется метром.

Метры и такты различают двухдольные (одна доля сильная и одна слабая), трёхдольные (одна сильная и две слабые доли) и др. Метрические доли всегда выражаются определённой длительностью ( Ритм и Метр. обозначение длительностей нот и пауз - student2.ru , Ритм и Метр. обозначение длительностей нот и пауз - student2.ru , Ритм и Метр. обозначение длительностей нот и пауз - student2.ru и т.д.).

Выражение долей метра определенной длительностью называется размером.

В нотном письме размеры обозначаются двумя цифрами. Они помещаются при ключе после знаков альтерации и ставятся одна под другой. Верхняя цифра означает количество долей в такте, нижняя – длительность каждой доли.

Ритм и Метр. обозначение длительностей нот и пауз - student2.ru Например: размер 2/4 означает, что в каждом такте две доли, размер 3/4 – три, и каждая доля в них равна четверти.

Двухдольные размеры: 2/2, 2/4, 2/8.

Трёхдольные размеры: 3/2, 3/4, 3/8.

Это простые размеры (имеют одну ударную долю, один акцент).

Существуют и более сложные размеры: 4/4, 6/4, 6/8, 9/4, 9/8, 5/4, 12/8 и др.

Наши рекомендации