Взаимоотношения колебаний струны и колебаний смычка. Наклон смычка по отношению к струне.

Определенной проблемой, связанной со звукоизвлечением является соответствие между двумя колеблющимися системами. Одна система – это струна, подставка, корпус и заключенная в нем воздушная среда. Другая система – смычковая трость с натянутым на неё до состояния упругости волосом. Если перпендикулярное ведение струне смычка даёт чистый, ясный звук, то одинаковый неизменный наклон смычка способствует динамической ровности звучания. Во время игры контрабас всегда находится в положении, приближающемуся к вертикальному, чем отличается от любого другого смычкового инструмента. При движении смычка от колодки к концу используется также и нажимное усилие, регулирующее ровность звучания.

Положение инструмента и положение исполнителя

Среди факторов, влияющих на воспроизведение звука – положение инструмента и положение играющего за инструментом. В исполнительстве и обучении контрабасистов есть два способа установки инструмента и два положения самого играющего: стоя и сидя на высоком стуле. В положении сидя контрабасист получает преимущества, сходные с положением за инструментом виолончелистов. В положении стоя контрабасист должен найти правильный наклон инструмента, способствующий лучшим условиям передачи веса руки и игровых усилий через смычок на струну и нужному наклону ленты волоса смычка. Положение инструмента – его разворот по отношению к играющему – влияет, улучшая или ухудшая условия звукоизвлечения. При игре сидя левая нога чаще всего опирается на перекладину стула, и бывает, слишком уводит контрабас вправо, затрудняя движение смычка на струне МИ. При игре стоя инструмент устанавливается нередко почти под прямым углом к играющему. Переходя левой рукой в позицию ставки, исполнитель вынужден неудобно «перегибаться» через инструмент. Всё это затрудняет правильную передачу игровых усилий и негативно отражается на качестве звука. Не лучший результат может быть и при чрезмерном наклоне инструмента на «играющего».

Приёмы держания и управления смычками с низкой колодкой и с высокой колодкой

Целесообразным представляется использование смычка с низкой колодкой, так называемого «французского смычка». Применение многими контрабасистами в Германии, Чехии и др. стран Европы смычка с высокой колодкой, всё же нельзя рассматривать как перспективную традицию в современном контрабасовом исполнительстве. При смычке с высокой колодкой не только возможны, но и целесообразны постановочные принципы управления смычком и передачи игровых усилий рука – смычок – струна, принятые при смычке с низкой колодкой. Приём держания смычка, идущий от традиций русской контрабасовой школы (Рамбоусек, Кусевицкий, Хоменко), больше соответствует такому взгляду. Особенность этого приёма в том, что большой палец «стоит» на трости сверху. Мизинец и безымянный пальцы свободно лежат в выемке колодки. Указательный и средний пальцы, снизу трости, поддерживая смычок; в то же время образуют с большим пальцем механизм, управляющий движениями смычка и передающий все игровые усилия на смычёк – струну. Правильное держание смычка играет исключительно важную роль. От того как взять смычок, зависит и как его вести. В учебной практике осваивается переменный и подвижный способ держания смычка. Мышечные усилия, необходимые для держания смычка, должны быть предельно малыми. Существенный фактор рациональной постановки правой руки и смычка с низкой колодкой – правильное положение всей руки по отношению к корпусу играющего. Слишком отдаляемая «от корпуса» рука напрягает плечевую мышцу. Особое внимание педагога должно быть обращено на подвижность локтевого сустава. При смычке с высокой колодкой явление столь же частое, сколь и негативное – зажатость локтевого сустава, когда рука принимает «палкообразное» состояние и все движения руки идут от «плеча». Распределения длины смычка при ведение его по струне, навык из самых трудных и важных в постановочной работе. В начале отработки навыков ведения смычка трудной задачей оказывается совмещение и коррекция крупных и мелких движений в руке. Вредные привычки напрягаться появляются в начальный период обучения.



Наши рекомендации