Наблюдения и целевые прогулки
Наблюдения и экскурсии следует проводить не как обучающее занятие – в них должна быть известная доля игры, фантазии, выдумки, с одной стороны, и реального видения, с другой стороны. Особое внимание нужно обратить на активность детей в ходе наблюдений и экскурсий: будить детскую любознательность, задавать вопросы, давать возможность высказаться всем ребятам.
Наблюдение за машинами
Цель. Наблюдать за движением и парковкой машин. Дать детям представление о грузовых и легковых автомобилях.
Методика проведения. На прогулке воспитатель беседует с детьми о машинах. Все вместе разглядывают машины, в которые играют дети; выясняют, какие бывают машины, для чего они предназначены. Воспитатель предлагает детям познакомиться с настоящими машинами. Для этого следует встать на участке таким образом, чтобы дети видели часть дороги.
Дети наблюдают за движением машин. Воспитатель рассказывает: "Ребята, посмотрите, по городу едут машины. Едут, спешат, сигналят: би-би, с дороги уходи! Би-би, не стой на пути! Едут машины разные: большие и маленькие. Большие – это грузовые машины. Фырчат, рычат: фыр-фыр-фыр, ры-ры-ры, грузы мы везти должны! Везут машины тяжелые грузы, колеса крутятся, буксуют: ж-ж-ж, нелегко груз доставить далеко! Приезжают машины на стройку. Раз! – выгрузили кирпичи. Два! – выгрузили доски. Снова поехали за грузом. Вот они какие, грузовые машины, трудятся днем, трудятся ночью. Труженики. Их обгоняют машины поменьше – легковые. Они тоже спешат, работают. Вот легковая машина повезла булочки и пирожки в магазин: би-би, би-би, спешу, пусти! Везу деткам плюшки да сладкие ватрушки! На легковой машине хорошо ехать на работу, в гости – не опоздаешь, быстро доедешь.
Легковые машины подъезжают к дому, останавливаются, высаживают пассажиров и едут на стоянку или в гараж. Там они отдыхают до утра".
После наблюдения можно поиграть с детьми на участке в игру "Машины на дорогах".
Воспитатель говорит ребятам: "Вот дорога, по ней едут грузовики. Поехали! (Все дети – "грузовики", они "едут", крутя воображаемый руль.)
Грузовик, грузовик,
Без груза ехать не привык.
Он фырчит "фыр-р",
Он рычит "рыр-р":
– Не стой на пути -
Грузы надо мне везти.
А вот легковые машины поехали! (Все дети – "легковые автомобили", они "едут", крутя воображаемый руль.)
Ж-ж-ж, ш-ш-ш, шинами шурша,
Машины едут не спеша,
На работу – побыстрей:
– Пропустите нас скорей!
По окончании игры воспитатель может задать детям вопросы: "Понравилась ли вам игра? Какие машины вы увидели? Для чего нужны грузовые и легковые машины?" Можно предложить ребятам показать их машины и рассказать о них.
Наблюдение за рыбками
Цель. Обратить внимание детей на красоту рыбок; представить рыбок как семью: рыбка-мама, рыбка-папа и рыбки-детки.
Методика проведения. Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены рыбки, рассказывает, что у рыбок есть плавники, голова, тело и хвост. Предлагает ребятам пойти в гости к рыбкам.
Дети стоят возле аквариума. Воспитатель говорит: "У каждого человека есть свой дом, у рыб аквариум – это их большой дом, в нем рыбки чувствуют себя хорошо, им нравится нырять, плавать. Вот большие рыбки – родители, а вот маленькие рыбки – детки. Покажите, где рыбка-мама? Где рыбка-папа? Где их детки? Рыбка-мама заботится о детках, далеко от себя не отпускает, смотрит, как детки кушают корм. Рыбка-папа плавает возле деток, учит их брать корм, плавать. Вот рыбки поплыли стайкой, закружились хороводом. Посмотрите, в аквариуме растут красивые водоросли, на дне лежат камни разной величины: большие, маленькие. Белые ракушки устилают дно. Вода в аквариуме прозрачная, поэтому мы видим все, что происходит в доме у рыбок".
По окончании наблюдения воспитатель проводит в группе подвижную игру "Рыбки в море".
Дети-"рыбки" стоят стайкой. Звучит веселая музыка. Педагог читает стихотворение:
Рыбки плавают, ныряют,
Резво хвостиком виляют,
("Рыбки" весело "плавают"; затем звучат диссонантные аккорды.)
Вдруг навстречу грозный кит,
Он усами шевелит:
– Рыбки, рыбки, берегитесь,
На пути не становитесь,
Я нисколько не шучу,
А не то вас проглочу!
(Звучит стремительная музыка, "рыбки" прячутся в заранее определенный "дом".)
Наблюдение за работой помощника воспитателя
Цель. Дать детям представление о работе помощника воспитателя; вызывать уважение к труду взрослых.
Методика проведения. Воспитатель говорит детям: "Скоро обед. Ребята, вы любите суп, кашу? Кто нам приносит обед?(Тетя Таня.) Как тетя Таня идет за обедом?" (Ставит на поднос кастрюли, надевает белый платок, фартук и идет на кухню.) Воспитатель и дети просят няню показать, как она это делает. Педагог выбирает детей, которые будут сегодня помощниками няни – они тоже надевают фартуки, косынки, помогают няне взять кастрюли, ставят тарелки на столы.
Няня приходит с кухни, показывает детям, что у нее в кастрюлях: "В большой кастрюле – горячий суп. Какой суп вы любите? (Гороховый, картофельный, грибной.) У меня как раз ваш любимый гороховый суп. Его сварили из гороха. В кастрюле поменьше – гречневая каша. Вкусная каша, рассыпчатая. В другой, маленькой кастрюле – котлеты. В третьей – подлива. Смотрите, как я буду раскладывать все по тарелкам. Сначала суп разолью. (Разливает суп по тарелкам.) Теперь кашу с котлетами разложу, полью подливой. Компот абрикосовый налью". Воспитатель: "В супчике горошек разварился, суп стал вкусный. Чтобы съесть суп, нам нужны… (Ложки.) Кто ложки раскладывал? Оля и Мила. У всех есть ложки? Дети, вы проголодались? Тогда кушайте на здоровье, хороший обед вам принесла тетя Таня. Вовремя принесла – ребята как раз кушать захотели".
После обеда дети помогают няне: подвигают тарелки, складывают на тарелки ложки; некоторым ребятам поручают носить посуду.
Во второй половине дня дети наблюдают, как няня готовит все для полдника. После полдника воспитатель помогает детям развернуть игру "в няню": малыши берут подносы (заместители – дощечки, картонки), игрушечные кастрюльки; сервируют стол, устраивают "обед в детском саду" для кукол, моют посуду.
Наблюдение за фургоном
Цель. Закреплять знания детей о грузовой машине; дать представление об одном из видов работы магазина (прием товара); воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Методика проведения. Воспитатель обращает внимание детей на то, какой хороший хлеб они едят в детском саду. Говорит: "Без хлеба еда кажется не такой вкусной. Откуда его берут? Хлеб привозят с хлебозавода на машинах. Машины приезжают в детские сады, в магазины и разгружают свой товар".
Воспитатель предлагает ребятам понаблюдать за тем, как привозят товары в соседний магазин, приводит их на площадку перед ближайшим магазином и говорит: "Помните, мы с вами наблюдали, какие машины едут по улицам? А здесь мы видим фургон. Это грузовая машина, у нее есть крытый кузов. Вот мимо едет грузовик. Мы видим, что он везет доски. Фургон – машина закрытая, и что она возит, нам не видно. Как вы думаете, что привез фургон? Сейчас посмотрим. Вот шофер открывает дверцы кузова, в это время из магазина выходят рабочие – это грузчики. Что делают грузчики? Правильно, разгружают или загружают грузы. Какой же груз они сейчас будут разгружать? (Хлеб.) Какой хлеб вы больше всего любите?(Черный и белый хлеб, булочки.) Еще в этом фургоне в магазин привозят баранки, печенье, сухари. Все это продается в магазине, в хлебном отделе. Приходит машина, привозит хлеб, а люди за ним в очередь встают, покупают и радуются – хлеб свежий, мягкий, вкусный, душистый. На фургоне так и написано "Хлеб". Хлеб развозят по всему городу. И в наш детский сад приезжает машина, привозит продукты на кухню и хлеб. Мы обязательно посмотрим с вами, как ее разгружают. А теперь пойдем в детский сад. На обед у нас – свежий хлеб".
В группе во время обеда воспитатель обращает внимание детей на свежий хлеб, который специально привезли в детский сад – он мягкий, вкусный, душистый.
После сна можно организовать игру в магазин, в которой дети смогут отразить впечатления от утренней прогулки.
Экскурсия на огород
Цель. Дать детям представление об овощах; о труде взрослых на огороде.
Методика проведения. Воспитатель в первой половине дня организует игру-показ "Вот какие овощи", в которой знакомит детей с разными овощами (луком, капустой, морковью и др.).
Затем проводится игра с пением "В огороде заинька" (русская народная песенка):
В огороде заинька,
В огороде маленький,
Он капустку грызет,
Он морковку берет.
Скок, скок, скок, -
Убежал в лесок.
Скачи, скачи, заинька,
Скачи, скачи, маленький,
Во зеленый лесок
Да садись под кусток,
Под кусток и – молчок!
За обедом воспитатель обращает внимание детей на то, что суп сегодня очень вкусный – овощной; в супе есть картошка, капуста, морковь, помидоры. Все эти овощи растут на грядках в огороде детского сада. Воспитатель приглашает детей пойти познакомиться с огородом.
Дети приходят на огород.
Воспитатель .
Вот какой огород:
Тут капуста растет,
И морковь, и салат -
Витаминами богат.
Помидоры вызревают,
И клубника поспевает.
Вот какой наш огород -
Все цветет и все растет!
Воспитатель предлагает детям осторожно потрогать плоды, листья растений, которые они видят на грядках, рассмотреть их цветки; рассказывает об овощах, о блюдах, которые из них готовят. Воспитатель дает детям возможность понаблюдать за тем, как взрослые ухаживают за огородом – пропалывают огород, поливают грядки. Ребятам тоже дают посильную работу (полить грядки, складывать овощи в корзинку). Дети наблюдают, как среди растений вьются пчелы, мохнатые шмели, яркие бабочки.
Можно провести подвижную игру "Мотыльки" под пение взрослого или под совместное пение взрослых и детей.
На лужайке у реки
Закружились мотыльки,
Вот так, вот так
Закружились мотыльки.
Полетели в огороде
В белом светлом хороводе,
Вот так, вот так
Полетели мотыльки.
Над капустой, над морковкой
Мотыльки кружились ловко,
Вот так, вот так
Покружились мотыльки.
На минуточку присели
И капусту всю поели,
Вот так, вот так
Чуть присели мотыльки.
Улетайте, мотыльки,
На ту сторону реки.
Вот так, вот так
Полетели мотыльки.
После экскурсии воспитатель задает детям вопросы: "Понравилось ли вам на огороде? Что особенно понравилось? Какие овощи они видели? Что из них можно приготовить? Как надо ухаживать за огородом?"